Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -9 ℃
  • Алматы, -2 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

Развитие медиации

  • Видео
Уважаемые пользователи! 16 августа в студии портала BNews.kz прошла онлайн-конференция, с участием главного эксперта сектора международного сотрудничества и медиации РГУ «Қоғамдық келісім» при Президенте РК Талшын Италиевой. Конференция была посвящена развитию медиации.

Ведущая. Как разрешить спор, не доводя дело до суда. 7 лет назад в Казахстане был принят Закон о медиации. О том, насколько эффективно Институт медиации действует сегодня, нам расскажет главный эксперт сектора международного сотрудничества и медиации Республиканского государственного учреждения «Қоғамдық келісім» при Президенте Республики Казахстан Талшын Италиева. Здравствуйте, Талшын!

Т. Италиева. Здравствуйте!

Ведущая. «Қоғамдық келісім» очень тесно связан с Ассамблеей народов Казахстана. Расскажите, пожалуйста, какова история деятельности Ассамблеи в сфере медиации?

Т. Италиева. «Қоғамдық келісім» является исполнительным органом Ассамблеи народа Казахстана. Выступая на 24 Сессии Ассамблеи народа Казахстана, Глава государства обозначил ряд новых направлений Ассамблеи и одним из направлений является развитие сети медиаторов. В 2016 году, выступая на Сессии, Глава государства это подчеркнул и 28 апреля этого года на Сессии Ассамблеи народов Казахстана были внесены изменения и дополнения в Закон об Ассамблеи народов Казахстана. То есть, Закон был дополнен подпунктом 14-1 Статьи 6 – что Ассамблея народов Казахстана содействует развитию медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства. С тех самых пор «Қоғамдық келісім» - это исполнительный орган Ассамблеи народов Казахстана. Мы выполняем функции, поставленные перед нами: открываем кабинеты медиации по регионам.

Ведущая. Как часто люди обращаются к вам с просьбой разрешить конфликт?

Т. Италиева. С тех пор, как мы начали работать в 2016 году, мы активизировали работу в том плане, что во всех регионах открыли кабинеты медиации при «Қоғамдық келісім». В свою очередь, «Қоғамдық келісім» развивает сеть общественных медиаторов, то есть – медиаторов Ассамблеи народов Казахстана, которые оказывают услуги населению на бесплатной основе и у которых основная цель достичь согласия и единства.

Ведущая. Сколько медиативных соглашений удалось уже заключить?

Т. Италиева. В 2016 году у нас было заключено более 1000 соглашений, а в 2018 году, только за полгода, к нам обратились 16 300 граждан за консультацией, за помощью. Из них, около 5 000 мы разрешили консультацией и заключили больше 9 000 медиативных соглашений.

Ведущая. Это очень большая цифра, тем более за полгода. Получается, население сегодня знает, что такое медиация. Медиаторы пользуются авторитетом и люди обращаются к ним. С какими конфликтами вам приходится чаще всего сталкиваться?

Т. Италиева. К нам, в основном, обращаются с социально-бытовыми конфликтами. Так как, у нас медиаторы общественные, они в районах, в сельских округах. В сельских округах больше таких конфликтов – семейные, по земельным отношениям.

Ведущая. Какие преимущества дает медиация?

Т. Италиева. Очень многое. Одно из важных преимуществ, которое я хочу подчеркнуть – это сохранение теплых деловых отношений. Ведь, когда возникает какой-либо спор, какой-либо конфликт, стороны не хотят видеть друг друга. Поэтому главное преимущество – это сохранение теплых дружеских отношений. Бывали такие случаи, когда мы разрешили конфликт, стороны пожали друг другу руки и после этого продолжили свой бизнес, который вели вместе. Если посмотреть на конфликт со стороны, то люди бегут в суд. Это потеря времени, потеря средств. Медиация – это сохранение теплых отношений, конфиденциальность, экономия средств. Если обращаешься к медиатору, то не оплачивается государственная пошлина. Медиатора можно выбрать самим, он не назначается. Преимуществ очень много.

Ведущая. Приходилось ли вам когда-нибудь решать конфликты с участием несовершеннолетних граждан?

Т. Италиева. Были такие случаи. В основном в школах – дети могут подраться, обидеть друг друга. Таких случаев очень много, мы решаем эти конфликты. Сейчас стоит задача развивать школьную медиацию. Ставится вопрос заключить меморандум с Министерством образования РК в вопросах по разрешению спора.

Ведущая. Каким образом Вы видите это? В школе будет находиться медиатор?

Т. Италиева. Да. У нас есть регионы, в которых очень развита школьная медиация, например, Павлодарская область. Там в школах есть медиаторы. Даже старшеклассники выступают медиаторами, они чувствуют, что могут сделать что-то полезное, доброе. Даже среди учеников они стараются предотвратить конфликтную ситуацию. Медиация – это такой институт, который необходим во всех сферах деятельности, потому что конфликты могут возникать везде. Если взять опыт Европейских стран, у них это разделяется по сферам деятельности – школьная медиация, медиация здравоохранения и т.д. У нас пока такого разделения нет, Закон еще новый. Тем не менее, уже возникают такие вопросы, что в школах нужна медиация, в поликлиниках, в больницах. Я думаю, что со временем это все будет усовершенствоваться и медиация будет разделяться по сферам деятельности.

Ведущая. Каковы особенности работы с несовершеннолетними, людьми с ограниченными возможностями и другими уязвимыми категориями граждан?

Т. Италиева. Такая ситуация возникает не потому что он несовершеннолетний или человек с ограниченными возможностями. Спор возникает, и он есть. Его нужно разрешить мирным путем, но медиатор не разрешает его, стороны сами решают, договариваются. Удобно, что медиация – это гибкий институт, где стороны могут высказать свои требования и они придут к согласию. Для того, что заключить соглашение, они должны найти то решение, которое их обоих устраивает.

Ведущая. Для того, чтобы уговорить людей примириться, найти решение, нужно наверно быть очень тонким психологом, прежде всего. Хватает ли сегодня медиаторов и как они проходят отбор, какая подготовка проводится?

Т. Италиева. Он должен быть и психологом, и юристом, и педагогом. Разрешить спор очень нелегко, но если стороны пришли к медиатору, то они готовы прийти к одному решению и им нужно в этом помочь. Медиатор им подсказывает. Если они пойдут в суд с этим спором, то они потеряют время, деньги и испортят свои отношения. Для того, чтобы это все сохранить, почему бы не обратиться к медиатору и медиаторы эти вопросы решают.

Ведущая. Какова ситуация с подготовки медиаторов?

Т. Италиева. У нас по Закону есть профессиональные медиаторы и есть не профессиональные. Если требования к профессиональным медиаторам – это возраст старше 25 лет, наличие высшего образования, сертификаты, что он обучился на профессионального медиатора. У непрофессионального медиатора требования – возраст старше 40 лет, регистрация в акимате того района, в котором он проживает. В этом районе он должен иметь авторитет и быть уважаемым человеком. Эти люди могут проводить процедуры медиации на бесплатной основе. Это отличие между профессиональными и непрофессиональными медиаторами.

Ведущая. Если человек, допустим, обратился к медиатору, но по каким-то причинам вынесенное решение его не устроило или он передумал? Может ли он подать апелляцию?

Т. Италиева. Да, бывает такое. Бывает даже такое, что медиативное соглашение заключили, но оно не исполняется. Допустим, по долгам. Конечно, вторая сторона может обратиться в суд. Это соглашение не пересматривается. Оно пересматривается только сторонами. Если вторая сторона подаст в суд за неисполнение, то это проходит все ускорено, вторая сторона не вызывается, выписывается исполнительный лист и идет на исполнение.

Ведущая. Как часто люди сегодня обращаются в суд после вынесения решения медиативного соглашения?

Т. Италиева.  Такую статистику мы не ведем, но, так как они к этому соглашению пришли обоюдно, то такие соглашения исполняются. Я могу сказать по тем соглашениям, которые мы заключили с 2016 года, 85% исполняются. Хотя, если взять статистику исполнения судебных решений, там очень много не исполняется.

Ведущая. В каких организациях сегодня присутствуют медиаторы от Ассамблеи народов Казахстана?

Т. Италиева. Ассамблея народов Казахстана сейчас активно работает в этом направлении. Мы открываем кабинеты медиации при общественных приёмных «Нур-Отан». Там есть график дежурств и наши медиаторы там дежурят. Мы открываем кабинеты медиации в ЦОНах, так как много людей обращаются в ЦОН по каким-либо вопросам. Если у них что-то не разрешается, они могут обратиться к медиатору. Также, в Центрах социальной адаптации, в кризисных центрах для женщин, пострадавших от бытового насилия. Бывали случаи, когда мы в кризисных центрах сохраняли семьи. Люди приходят на грани развода, но, когда с ними работает медиатор, они приходят к такому мнению, что семью возможно сохранить. Очень много случаев, когда мы сохранили семьи.

Ведущая. На сколько развита медиация в сельской местности? Хватает ли там специалистов-медиаторов?

Т. Италиева. Вы знаете, что у нас у казахов был суд биев, то есть медиация для нас явление не новое, это идёт ещё оттуда. Она, конечно, более усовершенствованная. Потому, в сельских округах, в районах очень много аксакалов, которые пользуются авторитетом среди населения. У нас, практически, во всех районах есть общественные медиаторы и в сельских округах. В районах мало профессиональных медиаторов. Поэтому, если в суде возник спор, то приглашают общественного медиатора Ассамблеи народа Казахстана.

Ведущая. С какими проблемами медиаторы сегодня сталкиваются в своей повседневной работе?

Т. Италиева. Есть некоторые государственные учреждения, которые могут не принять медиативное соглашение. Но, эти вопросы все решаются.

Ведущая. Какой средний возраст медиаторов?

Т. Италиева. У нас в основном пенсионеры являются общественными медиаторами. А те, кто работает, им некогда заниматься медиацией. У нас в реестре по Республике состоят 3 169 непрофессиональных медиаторов. Учитывая наш менталитет, мы люди не конфликтные, мы стараемся сохранить тепло, добро.

Ведущая. Как Вы считаете, меняется ли отношение людей к конфликтам, с появлением медиации?

Т. Италиева. Я хотела бы сказать, что люди стали больше доверять медиаторам и если возникает конфликт, они стараются разрешить его с помощью медиаторов. Конфликты сейчас не нужны, они отнимают много времени. Благодаря конфликтам, мы понимаем, что медиацию нужно развивать.  Это сейчас очень удобно.

Ведущая. Вы можете привести примеры стран, где сильно развита медиация?

Т. Италиева. Мы смотрим статистику. Допустим, в Америке 30% всех споров решается через медиацию. В Европе 95% решается через медиацию. Я хочу сказать, что у нас в Казахстане медиация развивается очень активно. У нас очень много общественных центров, которые обучают на медиаторов. Сами медиаторы очень активно ведут работу. Я знаю, что у нас подписан Меморандум с Федерацией медиаторов Российской Федерации и они удивляются, что у нас принят Закон позже, чем у них, но медиация у нас активно развивается, по сравнению с их страной.

Ведущая. О чем этот Меморандум?

Т. Италиева. Меморандум с Федерацией медиаторов России подписан о совместном сотрудничестве, о совместном обучении, о совместном проведении семинаров, форумов. Ассамблея народов Казахстана проводит очень много мероприятий информационно-разъяснительного характера, форумы, семинары, круглые столы. Мы разъясняем населению, что это такое и какие преимущества. 5 августа принято считать Днем медиации. 5 августа 2011 года Закон вступил в силу. Мы провели единый Республиканский день медиации, в рамках которого провели акцию «День открытых дверей». В этой Акции участвовало более 26 тысяч граждан нашей Республики. Было открыто более 700 кабинетов для населения. С обращениями обратились более 7 тысяч граждан и около 200 соглашений было заключено в этот день. Поэтому, я хочу сказать, что эта работа ведётся, активно идёт вперёд. Все, что нужно для ее усовершенствования, мы делаем. Сейчас мы внесли некоторые поправки в Закон о медиации. Этот Закон сейчас рассматривается в Верховном суде.

Ведущая. Можете подробнее рассказать о том, какие предложения вы выдвинули и какие изменения нужны сегодня для того, чтобы развивать медиацию?

Т. Италиева. Медиаторы делятся на профессиональные и непрофессиональные, но необходим орган, который объединит их. Задача одна – это мир и согласие в обществе. Чтобы сохранить мир и согласие, нужен орган, который объединил бы всех медиаторов. Мы бы хотели, чтобы непрофессиональных медиаторов Ассамблеи народов Казахстана называли общественными медиаторами. По поводу оплаты медиаторов, мы бы тоже хотели вопрос поднять, потому что оплата общественным медиаторам не производится. Эти вопросы нужно нам решать.

Ведущая. Спасибо большое за сегодняшнюю беседу, за очень актуальную и интересную информацию! Я напоминаю, что сегодня с нами была главный эксперт сектора международного сотрудничества и медиации Республиканского государственного учреждения «Қоғамдық келісім» при Президенте Республики Казахстан Талшын Италиева. Всего доброго!

 

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх