• Нур-Султан, -1 ℃
  • Алматы, 0 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Перспективы развития сельскохозяйственной кооперации»

  • Видео
Уважаемые пользователи!23 ноября в 18:00 в студии портала BNews.kz состoялась онлайн-конференция с участием вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан Ермека Кошербаева на тему «Перспективы развития сельскохозяйственной кооперации».

Ведущая: Добрый вечер, уважаемые пользователи. Я рада приветствовать вас в режиме онлайн - конференции. Тема сегодняшней трансляции «Перспектива развития сельскохозяйственной кооперации». Позвольте представить вашему вниманию спикера сегодняшнейонлайн-конференции вице – министра сельского хозяйства Республики Казахстан Кошербаева Ермека Бедельбаевича. Добрый вечер.

Кошербаев Е. Добрый вечер.

Ведущая: Рада приветствовать сегодня в нашей студии.

Кошербаев Е. Я тоже очень рад.

Ведущая: Ну, и перейдем непосредственно к вопросам.

Кошербаев Е. Пожалуйста.

Ведущая: 29 октября текущего года Глава государства подписал два закона о сельскохозяйственных кооперативах и о внесении изменении дополнении в некоторые законодательные акты по вопросам сельскохозяйственных кооперативов. В этой связи, хотелось бы узнать, какие факторы повлияли на внесение изменении действующего законодательства?

Кошербаев Е. На самом деле это очень нужный закон. В нашей стране, скажем, вопросам кооперации ранее не предавалось такого большого значения. Это самое что не на есть насущная проблема для нашего сельского хозяйства. Потому что наше сельское хозяйство носит мелкотоварный характер, и это подтверждается высокой долей малых форм хозяйствования в общем объемом валовой продукции сельского хозяйства. Есть соответствующие данные комитета по статистике, в которых говорится, что в 2014 году на долю личных подсобных хозяйств приходилось 45,7 процентов валовой продукции сельского хозяйства. То есть почти 50 процентов. Крестьянские или фермерские хозяйства 31 процентов давали, и сельхоз предприятия 23 процента. То есть, исходя из этого, можно сказать, что в общей массе 80 процентов практически приходится на мелкотоварные предприятия. Естественно, что мелко товарность проводит к проблемам со сбытом продукции снабжением, соответствующими материально-техническими ресурсами. Особая проблема это доступ к финансированию, поскольку залоговая база, соответственно, вы знаете то, что при обращении в банке второго уровня или же за поддержкой государственной в рамках существующих государственных программ, она затруднена. Есть вопросы, касающиеся ветеринарной безопасности, то есть, личное подсобное хозяйство. Есть соответствующие нормы содержания скота, есть соответствующие правила. Естественно, что есть пару вопросов, связанных и с этим. Также встает вопрос о создании стабильной сырьевой базы и другие. Все это в конечном итоге отражается на качестве продукции и на ее конкурентоспособности. Согласно международному опыту, основным решением такой проблемы является развитие сельскохозяйственной кооперации. В советское время она достаточно широко была развита. Но нужно немножечко понимать, что сельскохозяйственной кооперации в период, как бы скажем, это в рыночной экономике в корне отличается от тех форм хозяйствования, которые существовали в сельскохозяйственной кооперации в советское время. Как я сказал, что процесс кооперации не получил должного развития в нашей стране за эти годы. И Министерством сельского хозяйства был проведен соответствующий анализ, и мы выделили на сегодняшний день шесть основных барьеров, которые сдерживают развитие сельскохозяйственной кооперации. Это, вот первое, например, отсутствие возможности распределения прибыли в сельскохозяйственных кооперативах, созданных в форме некоммерческих организации. Вторая проблема - это избыточная нормативно - правовое регулирование, у нас получается два общеотраслевых закона и три специализированного закона. И третья проблема - это отсутствие мер господдержки в виде специального налогового режима и льготного кредитования для сельских потребительских кооперативов водопользователей и сельскохозяйственных товариществ. Четвертое - это не прозрачность деятельности кооперативов, недоверие членов кооператива друг другу как риск обмана вот есть такой момент, он субъективный, но существует на самом деле. Пятый - излишнее зарегулированность внутренних процедур при создании кооперативов и их деятельности в ежедневной работе. Ну, и, шестое это невозможность участия юридических лиц в производственных кооперативах. Вот эти основные проблемы, как бы барьеры, которые существовали, и поэтому мы решили сейчас соответственно принять закон, законодательство провести определенную работу, внести дополнение в некоторые законодательные акты. Надо поставить на утрату существующие те, которые сдерживают развитие сельскохозяйственной кооперации. Вот в основном ответ на ваш вопрос. Можно говорить очень много, но я стараюсь выделить, в смысле, уложиться в то время, которое мне отвели.

Ведущая: Хорошо. Спасибо большое. Хотелось бы узнать позволит ли объединение аграриев, создать для себя необходимую конкурентно – способную среду в период вступления Казахстана во всемирную торговую организацию и ЕЭС?

Кошербаев Е. Однозначно, да. Мы для этого и делаем. Как мы сказали, есть мелко товарность, это значит, проблемы в качестве товара, и соответственно, что они не конкурентно способные. Кооперация проведет повышение конкурентоспособности сельхоз товара производителей за счет нескольких факторов. Мы выделяем где-то пять основных факторов. Это повышение доступной маркетинговой информации. На сегодняшний день это очень важно Повышение доступности субсидии, которые выделяет государство в рамках существующих государственных программ и мер господдержки. Оптимизация затрат сельхоз товаропроизводителей, и это уже понятно я думаю в рамках кооператива. Формирование крупных партии товаров для реализации, то есть себестоимость может снижаться, понимаете тоже. И пятое - увеличение прибыли сельхоз товара производителей за счет двух основных таких моментов. Это снижение себестоимости сельхоз продукций и повышение доходов самих сельхоз товаропроизводителей.

Ведущая: Спасибо большое. Вот сейчас у нас в государстве проходит такая политика по поддержке малого и среднего бизнеса. В этой связи хотелось бы узнать, какая будет оказана поддержка бизнесу, которая находится в подвязке с сельским хозяйством после введения действия нового законодательства?

Кошербаев Е. Ну, тут все достаточно очень просто. Для бизнеса будут исключены законодательные барьеры, вначале, когда я перечислял, которые препятствуют укрупнению, объединению, еще раз подчеркиваю укрупнению, и объединению, и созданию благоприятной организацию правовой формы юридического лица с учетом передового международного опыта. То есть, вот эти барьеры будут ликвидированы. Соответственно, вместе с тем в целях стимулирования кооперации предусматривается ряд мер государственной поддержки, включающей сохранение специального налогового режима. Позже я наверно чуть поподробнее расскажу о нем. Субсидирование затрат ревизионных союзов на внутренний аудит. Это тоже очень важно, поскольку мы говорили о том, что должно быть определенное доверие, прозрачность в работе кооперативов. А это важный момент, и поскольку речь идет о том, что аудит тоже будет проводиться в рамках. Кто закон внимательно читал, знает, что государство готово будет часть затрат просубсидировать. Это тоже очень важно, то есть какую-то нагрузку снять. Увеличение доступности субсидии для кооперативов и льготное кредитование тоже поподробнее я потом расскажу.

Ведущая: Хотелось бы узнать, как обстоят дела по внедрению новых современных технологий инновации фермерами в производстве? Вообще, имеется ли такая практика?

Кошербаев Е. Такая практика имеется, и я скажу так, что программа «Агробизнес– 2020» она таки нацелена на то, чтобы стимулировать сельхоз товаропроизводителей на применение новых соответствующих технологии. Это во всех отраслях сельского хозяйства. И даже вот, когда речь идет о субсидиях, то субсидии должны несколько поддерживать ту или иную отрасль. Они должны стимулировать на наш взгляд применение передовых технологи, что, в конечном счете, должно привести к повышению конкурентоспособности, увеличению производительности труда. И как итог, то есть получение большей прибыли, чтобы наши товары были конкурентоспособными на рынке, и их можно было продавать. То есть в рамках программы «Агробизнес - 2020» также разработан механизм по возмещению затрат части расходов понесенных инвестором, ну субъектом, кто инвестирует. Соответственно, там новое производство какое –то допустим, скажем, создание по переработке части затрат. Речь идет в суммах таких, что от двадцати до восьмидесяти процентов могут быть возмещены затраты на приобретение современного оборудования и техники по приоритетным направлениям АПК. Эти направления все были указаны в нашей программе. Речь идет о реализации проектов в сфере производства и переработке растениеводческой и животноводческой продукции, а также создание расширения систем. Это орошение. Дополнительно в целях стимулирования и повышения технологичности инновационной составляющей производительности труда в рамках реформы системы субсидирования планируется дополнение направлении по инвестиционному субсидированию. То есть, мы сейчас ведем, мы вели эту работу в принципе, и как бы с регионами и соответствующими отраслями организациями были жаркие споры, мнение может не всегда совпадали, но старались найти золотую середину. Потому что зачастую бывают те подходы, которые приемлемы для, скажем, одного региона, не всегда могут подойти другому. То есть, есть какие - то климатические разницы, но в любом случае мнение регионов и мнение соответствующих отраслевых союзов, ассоциации, оно учитывалось. Дополнительно хотим сказать по вопросам инновации, то есть, и современных технологий Главой государства было дано соответствующее поручение о том, чтобы была проведена интеграция науки и производства практики. И в рамках Министерства сельского хозяйства в этом году был создан, то есть, он до конца не создан, как бы организационно создан, но работа еще продолжается. Соответственно образовательный холдинг, мы так его назовем, это три основных аграрных ВУЗ-а, которые расположены у нас в Атырау, в Астане и в Алмате. Сельскохозяйственные университеты со своими научно – исследовательскими базами, образовательным комплексом, как бы все, что касается студентов, они объединены в рамках вот этого холдинга, и будут работать уже непосредственно под началом Министерства с тем, чтобы наука и практика, и образование были объединены. Это, мы считаем, очень положительным таким моментом. Аграрная наука, соответственно, непосредственно практика, я считаю, это очень правильное решение. Называется это в виде холдинга, а так, полное название Национальный аграрный научно – образовательный центр.

Ведущая: Хорошо. Спасибо большое. А вот, вы ранее в ходе диалоге упомянули о введении специального налогового режима. Хотелось бы узнать, какие преимущества данный режим откроет для фермерских и крестьянских хозяйств?

Кошербаев Е. Ну, здесь наверно надо конкретно зачитать, поскольку вопрос очень серьезный. И как-то по нему очень много было у нас, скажем, дебатов, обсуждений на заседании рабочей комиссии, в Парламенте, и в Мажилисе, и в Сенате. И в рамках обсуждения самого закона внутри министерства на площадках также МПП здесь я лучше прямо скажу, есть у нас специальный налоговый режим. Он предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога. Это минус семьдесят процентов может быть налог на добавленную стоимость, социального налога, налога на имущество, налога на транспортные средства. Законопроектом предлагается устранить ниже следующие барьеры для сельскохозяйственных кооперативов, предусмотренных в статье 448 Налогового кодекса. Те, кто сейчас нас смотрят, они имеют возможность посмотреть, 448 статьюНалогового кодекса мы предлагаем устранить. Это первое - речь идет о том, что членами кооператива могут быть исключительно крестьянско-фермерские хозяйства - КФХ. Второе – ограниченный перечень видов деятельности, попадающих под специальный налоговый режим. Речь идет о переработке реализации продуктов, продукции членов кооператива. Третье – запрет применения специального налогового режима, в случае, если член кооператива является членом другого кооператива. Четвертое – это запрет применения специального налогового режима кооперативом, являющимся аффилированным лицом других юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим. Дублирования не должно быть. Пятое – запрет применения специального налогового режима кооператива, имеющие структурные подразделения. В этой связи законопроект направлен на устранение выше указанных барьеров. При этом перечень видов деятельности расширен, и включает, как я говорил, категорию производства и переработку хранения реализацию сельскохозяйственных продукции, а также продукции Аква культуры. Но речь идет о рыбоводстве, и вспомогательные виды деятельности в области сельского хозяйства, а также необходимые работы. Это товары и услуги. Таким образом, на наш взгляд, применение специального налогового режима для кооператива будет способствовать стимулированию процесса кооперации и повышению привлекательности данной формы юридического лица для сельскохозяйственных производителей.

Ведущая: Хорошо. Смотрите, вот кооператив создан. Хотелось бы узнать, на каких началах будет осуществляться управление данным кооперативом?

Кошербаев Е. Ну, тут нужно понимать, что кооператив так же, как и товарищество с ограниченной ответственностью, как и акционерное общество, как и крестьянско-фермерское хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом. И никто не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Соответственно, решение будет приниматься общим членом кооператива в соответствии с демократическими принципами. То есть, один членкооператива - один голос. Вот, принцип такой.

Ведущая: Хотелось бы узнать, какой характер будет носить участие в кооперативе. То есть, это будет добровольно или это будет обязательно в принудительной форме?

Кошербаев Е. Это однозначно, что это не период советского времени, когда в колхозы насильно загонялись. Речь идет только о добровольном характере, то есть участие. Мы понимаем, что кооперация должна создаваться по принципу снизу вверх, не сверху в низ. Люди должны объединяться там, где они могут объединяться, где хозяйственники сами считают, что есть соответствующие, скажем, и возможности, и необходимость объединения, что это даст им какую – то пользу. Министерство в свою очередь должно лишь создавать условия впрочем, как и любой госорган там, где касаются вопросов бизнеса, мы должны создавать условия для развития бизнеса. А бизнес уже должен двигаться сам. А условия могут быть достаточно широкими. Это вопрос уже другой.

Ведущая: Спасибо. Вот вы упомянули специальный налоговый режим в ходе нашего диалога, и сказали о том, что это будет такая форма стимуляции для тех же самых фермеров. Хотелось бы узнать, какие еще стимулы будут введены посредством вступления в законодательную силу новых законов?

Кошербаев Е. По специальному налоговому режиму, в принципе, я перечислил. Второй момент, о котором я говорил, субсидировании затрат ревизионных союзов на проведение внутреннего аудита. Здесь речь идет о том, что, как я вам сказал, в целях повышения доверия участников кооператива друг другу и к создаваемым кооперативом предусматривается и внедрение внутреннего аудита кооперативом. То есть, как бы проведение этого аудита будет осуществляться ревизионными союзами и соответствующими ассоциациями. Внутренний аудит по нашему мнению будет укреплять хозяйственные отношения. А также предполагает, что члены кооператива и внутри кооператива должен быть надлежащий учет ведения дел. То есть, должен быть соответствующий порядок. То есть, там канцелярия, мы говорим, бухгалтерия, соответственно, состав имущества, повышение прозрачности деятельности, чтобы завтра не было споров, кто что сделал, или кто какой пай внес. Там всякие моменты могут возникать, и естественно, предполагается, что должна быть внутренняя дисциплина. Это все будет способствовать на наш взгляд тому, чтобы не возникало завтра таких моментов недоверия, подозрения в чем то. Второй момент, мы считаем, внутренний аудит будет способствовать объединению. То есть, формализацию деятельности личных подсобных крестьянских фермерских хозяйств. Соответственно, мы считаем, будет сокращаться доля теневой экономики в отрасли сельского и рыбного хозяйства. Далее мы рассчитываем, что внутренний аудит будет способствовать эффективному проведению мониторинга распределения средств государственной поддержки. Это субсидии среди членов кооператива, поскольку кооператив будет иметь доступ к мерам государственной поддержки в виде субсидии, и субсидии, равномерно в соответствии как взноса. Как там у них будет распределяться среди членов кооперативов. Законопроектом предполагается, как мы сказали, внедрение субсидирования затрат ревизионных союзов. То есть, на внутренний аудит, мы считаем, что это будет стимулировать привлечению квалифицированных услуг для проведения этого аудита и среднесрочной перспективе снизит финансовую нагрузку на сами кооперативы. То есть, в финансовом выражении мы предполагаем, что при создании к 2020 году мы думаем, порядка около порядка пяти тысяч кооперативов будет создано. Мы предполагаем так. Судя по тому анализу, которому у нас всем нашим по субъектам сельского хозяйства кто работает сегодня, кто мог объединиться по нашим данным. То есть, порядка на пяти тысячи сельхозкооперативов нам потребуется на проведение внутреннего аудита порядка, где-то, около двух миллиардов четырехсот пятидесяти – четырехсот шестидесяти миллионов тенге. В 2016 году мы предполагаем, около ста восьмидесяти пяти миллионов тенге. То есть мы часть затрат будем субсидировать. Иные еще есть дополнительные меры стимулирования. Это речь о том, как мы говорили, мы хотим пересмотреть действующий механизм субсидирования в агропромышленном комплексе. При этом мы планируем ввести повышенные нормативы субсидии для кооперативов. Именно повышенные нормативы для кооперативов, однако, меры переориентации действующих механизмов субсидирования, они не требуют корректировки законов и будут урегулированы на уровне актов самим министерством. То есть, это уже наша внутренняя работа. У нас есть время, мы постараемся все это подготовить. Наряду с этим Министерство совместно с акционерным обществом, это национальный управляющий холдинг «КазАгро», мы планируем разработку нового продукта по льготному кредитованию для сельскохозяйственных кооперативов. Таким образом, для дальнейшего развития кооперации в республике и Министерством предлагается ряд мер государственной поддержки. Как я уже сказал и включение специального налогового режима субсидирования затрат и увеличения доступности субсидии для кооперативов, и льготное кредитование.

Ведущая: Хотелось бы узнать, вот, насколько мне известно, минимальное количество членов кооператива составляет три. Почему именно три?

Кошербаев Е. Ну, вопрос тоже очень интересный. Тоже были большие дискуссии все по данному вопросу. Наверно проще всего было бы сказать, что три человека могут проголосовать соответственно. Но, однако, это слишком просто так отвечать. Я хотел бы сказать следующее по этому вопросу. Минимальное количество членов установлено в законопроекте. Оно основано на рекомендациях международной организации труда. Это было соответственно рекомендации, в 2012 году была издана такая рекомендация «Гайдлайн корпоратив бай хокинг хендри», то есть руководства по кооперативному законодательству. Из рекомендации следует, что кооперативы с меньшим числом участников менее жизнеспособны и функционирование их сомнительно. Если скажем два, то уже завтра могут быть определенные споры. Вместе с тем на рабочих группах я говорил вам, что на рабочих группах в Мажилисе, в Парламенте поступали предложения об увеличении минимального члена кооперативов до пяти - семи человек, до пяти - семи участников, скажем. Однако данный вопрос не нашел поддержки, и это как бы, будет являться барьером на начальном пути развития кооперации, что в целом противоречит поручениям Главы государства, которую он нам высказал в своем послании в 2014 году «Казахстан - 2050». Там речь шла о том, что необходимо устранить все барьеры, препятствующие развитию кооперации, фермерства, эффективному землепользованию. Как бы, вы понимаете, что если три человека захотели объединиться и пришли, а им говорят, еще кого-то найдите, а нет никого. То уже это препятствие. Зачем искусственно создавать не стоит, поэтому вот так сделали. Мы исходили из этого. Тем более, наши как я ответил, были конкретные рекомендации составлены международного организацией труда.

Ведущая: Хорошо. Спасибо. Ну и в завершении нашей беседы хотелось бы узнать, применялся ли международный опыт, опыт зарубежных государств, при разработке нового законодательства?

Кошербаев Е. Да, применялся. Более того хочу сказать, что с нами работали представители, эксперты от организации ОЭСР - организация экономического развития сотрудничества Европейского. Мы на рабочих группах обсуждали некоторые положения закона. Также активное участие в написании самого закона основных положений принимали специалисты, эксперты, которые приглашались. Организация у нас есть такая в Казахстане, она у нас активно работает, Казахстанско–германский аграрно-политический диалог. Также были представители продовольственной организаций ООН, это ФАУ. Приезжали люди, и с нами обсуждались эти вопросы. То есть, непосредственно при разработке законопроекта мы использовали опыт стран Европейского союза. Был изучен опыт таких стран, как Германия, Италия, Дания также США и Израиля. Мы понимаем прекрасно, что история развития кооперации в указанных странах она составляет от шестидесяти до ста двадцати лет. Мы с вами проживаем только двадцать лет Независимости. Поэтому я считаю, что подошли вовремя к осознанию необходимости развития кооперации. На этом пути нас ждет, я думаю, очень много вопросов. Наверно будут какие - то проблемы. Но все это решаемо, главное, что первый шаг он сделан. Дорогу осилит идущий, потому что, как показывает, опыт кооперации всегда направлен на удовлетворение потребности своих членов. В том числе по средствам получении прибыли. Здесь, как бы, я полагаю, мы на верном пути.

Ведущая: Хорошо. На такой позитивной ноте хотелось бы завершить нашу беседу. Спасибо вам большое за то, что посетили нашу студию и ответили на вопросы.

Кошербаев Е. Вам спасибо.

Ведущая: А вам, дорогие пользователи, напоминаем , что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго. До свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх