• Нур-Султан, +1 ℃
  • Алматы, +5 ℃
  • Шымкент, +8 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

Около 60% пользователей платных дорог в Казахстане перешли на систему предоплаты

  • Видео

19 июня 2019 года в Казахстане на платных дорогах введен дифференцированный тариф на проезд. Автолюбители и профессионалы в онлайн-режиме могут оплачивать будущую поездку по шоссе. Цель – экономия времени водителей за счет ускоренного движения, предотвращение скопления автомобилей и увеличение пропускной способности на пунктах взимания платы. Какие первые результаты введения дифференцированного тарифа, куда поступают деньги за проезд по платным дорогам – об этом в интервью «Bnews Online» рассказал» Арман Ещанов.

Это «Bnews Online» меня зовут Дамир Айдаров, добрый день. Тема нашего выпуска – развитие платных дорог в Казахстане.

Гость нашей студии – начальник отдела эксплуатации системы взимания оплаты Национальной компании «КазАвтоЖол» Арман Ещанов. Добрый день, Арман.

А.Ещанов: Здравствуйте.

Д.Айдаров: Итак, начнем наше интервью. Расскажите, для чего была создана система платных дорог в Казахстане?

А.Ещанов: Основная идея ввода платности на дорогах Республики Казахстан – это снижение нагрузки на республиканский бюджет. То есть, дороги, которые на сегодняшний день стали платными, они не требуют сейчас никаких дополнительных денег на содержание, текущий ремонт, из республиканского бюджета, они на сегодняшний день на самосодержании. Очень часто спрашивают, на что расходуются денежные средства, получаемые от сборов? Дорога – это круглогодичный цикл, который не имеет выходных. К примеру, в зимний период это уборка снега, посыпка реагентами, песком, установка снегозащитных заборов, круглосуточное патрулирование, дежурство круглосуточное. Весенний период – это подготовка к паводкам, борьба с паводками, очищение водопропускных труб. В летнее время – это нанесение дорожной разметки, очистка мусора на проезжей части, на площадках отдыха. В осенний период – это уже покос трав, кустарников, подготовка к зимнему периоду.

 Д.Айдаров: Сегодня сеть платных дорог Казахстана состоит из скольких участков?

 А.Ещанов: На сегодняшний день в сеть платных дорог Республики Казахстан входят четыре участка. Первый участок – это Нур-Султан – Щучинск, который был введен в 2013 году, уже 6 лет функционирует. 26 января текущего года введены еще три участка – это Нур-Султан – Темиртау, протяженностью 134 км, Алматы – Капчагай, протяженностью 42 км, и Алматы – Хоргос, протяженностью 295 км.

Д.Айдаров: Стоимость проезда на этих дорогах одинаковая?

А.Ещанов: Стоимость проезда не одинаковая, в зависимости от расстояния.

Д.Айдаров: А из чего складывается цена?

 А.Ещанов: Ну, начнем с того, что на платных дорогах установлена автоматизированная система взимания оплаты. Каждый участок поделен на определенные зоны. Сумма оплаты не зависит от пройденного километража. Она зависит от того, сколько зон вы прошли. На границе каждой зоны расположены контрольные арки, которые фиксируют проезд транспортных средств. В связи с этим начисляется проезд. В выходные, праздничные дни на пунктах взимания оплаты образуется скопление машин. По регламенту работы пунктов взимания оплаты, при достижении 300 метров производится сбросы, чтобы люди не стояли в пробках. Производится сброс, машины проезжают без оплаты, но сумма задолженности будет перенесена на следующий проезд, то есть, когда машина проедет в следующий раз – сумма будет взыскана.

Д.Айдаров: А сегодня каким образом осуществляется оплата за проезд?

А.Ещанов: На сегодняшний день сумма оплаты за проезд начисляется системой автоматически при пересечении каждой зоны, как я ранее говорил. При подъезде к пункту взимания оплаты, если на счету транспортных средств имеется положительный баланс на счете, на госномере, шлагбаум автоматически открывается. В случае, если у пользователя нет денег на балансе, то он может оплатить наличными либо банковской картой. В текущем году, 19 июня текущего года был на дорогах, на платных дорогах был введен дифференцированный платеж для легковых транспортных средств.

Д.Айдаров: Что это значит?

А.Ещанов: Это значит, что если пользователь оплачивает предварительно, оплату на госномер, у него оплата – у легкового транспорта – в два раза дешевле, чем оплата наличными. То есть, если для участка Нур-Султан – Щучинск оплата наличными для легковых составляет 400 тенге, то по предварительной оплате это составляет 200 тенге. Это делается для ухода от наличности и это экономия времени, денег пользователей. Также это привело к тому, что до введения дифференцированного тарифа процент пользователей, которые пользовались предварительной оплатой, составлял 20-30%, не более. Сейчас уже месяц прошел, как внедрили дифференцированный тариф, количество пользователей составляет порядка 60%, кто этим пользуется.

Д.Айдаров: Арман, вы ранее сказали, что автолюбитель, который будет пользоваться платными дорогами, он где-то должен зарегистрироваться, приложение какое-то скачать?

А.Ещанов: На самом деле все очень просто. Пополнить счет номера можно практически всеми, любым интернет-банкингом банков второго уровня – это и Kaspi bank, и Халык банк, и Сбербанк, и АТФ, и Форте банк, то есть, любым доступным. Если у вас нет, к примеру, интернет-банкинга, или нет денег на карточке, можно предоплату сделать путем терминала самообслуживания – это Qiwi, Kassa24, CyberPlat, Tenge, которые, в принципе, находятся в любом магазине, на АЗС, в торговых центрах. Достаточно ввести госномер и пополнить деньги. Также можно провести оплату посредством СМС-оплаты: на короткий номер отправляете госномер и с баланса телефона спишутся деньги, и пополнят номер счета.

Д.Айдаров: Это, то есть, какой-то существует сайт, где вот личный кабинет есть, да?

А.Ещанов: Это все делается в приложениях, также нами разработан личный кабинет  по ссылке kaztoll.kz, туда можно зайти, спокойно зарегистрироваться, достаточно иметь ИИН и номер техпаспорта. Простую процедуру регистрации прошли, пройдете регистрацию, там будет доступно, можно проверить баланс, проверить детализацию, когда и сколько денег у вас списывалось, и там же по ссылке можно пройти и провести оплату. Ну, для того, чтобы пополнить баланс, необязательно где-то регистрироваться.

Д.Айдаров: Ваша компания, насколько я помню, разработала свое приложение «KazWay». Там есть эта возможность – оплатить проезд?

А.Ещанов: На сегодняшний день пока нет. Но это будет, на стадии реализации. Также хотел сказать, что для жителей, местных жителей, чьи транспортные средства зарегистрированы вдоль участков платных – они имеют льготы, абонентскую плату. Они могут прийти на пункт взимания платы к нам, в административное здание, написать заявление, оформить абонентскую плату стоимостью 1000 тенге на 365 дней. То есть, вы пришли, написали заявление, получили абонемент. Для участка Нур-Султан – Щучинск это жители Шортандинского, Аккольского, Буландинского, Биржансалского, Бурабайского районов. Для участка Нур-Султан – Темиртау – это жители Аршалинского, Осакаровского, Бухаржырауского районов. Для участка Алматы - Хоргос это жители Илийского, Талгарского, Енбекшиказахского, Уйгурского, Панфиловского районов. И для участка Алматы - Капчагай -  это жители Илийского района и города Капчагай  такие льготы имеют.

Д.Айдаров: Насколько я знаю, для жителей этих поселков, которые вы перечислили, и вообще тех автолюбителей, кто не хочет пользоваться платными дорогами, должны быть предусмотрены альтернативные дороги.

А.Ещанов: На каждый участок предусмотрена, имеется альтернативная дорога. Необязательно,  но она есть для каждого участка. К примеру, для Алматы - Капчагай – это участок Алматы – Курты – Капчагай, ну, соответственно, по расстоянию немного больше и, соответственно, дорога эта – не автомагистраль.

Д.Айдаров: Понятно. Ранее вы отметили, что денежные средства, которые собираются на платных участках, дорогах, расходуются только на содержание самого участка, да?

А.Ещанов: Да, действительно, собранные средства расходуются на содержание, на текущий ремонт, на содержание системы взимания оплаты на сегодняшний день. Национальная компания «КазАвтоЖол» является национальным оператором по управлению автомобильными дорогами Республики Казахстан.

Д.Айдаров: А кто контролирует расходование средств, которые поступают в системы взимания оплаты дорог, что они используются по целевому назначению?

А.Ещанов: Ежегодно филиалом дирекции платных автомобильных дорог акционерного общества «Национальная компания «КазАвтоЖол» утверждается бюджет на предстоящий год. Бюджет утверждается решением правления общества. Дальше ежемесячно общество представляет отчет в Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов. Также, на ежегодной основе, по итогам года проводится межведомственная комиссия, заслушивается отчет общества перед Комитетом автомобильных дорог и Комитетом государственного общества и приватизации.

Д.Айдаров: Разрешенная скорость на автобанах – 140 км/ч. Почему была выбрана именно эта цифра – не больше, не меньше?

А.Ещанов: Согласно правилам дорожного движения, на автомагистрали максимальная разрешенная скорость на легковых транспортных средствах составляет 140 км/ч. Но рекомендуем пользователям соблюдать скоростной режим, соблюдать правила маневрирования, правила дорожного движения, потому что даже из личного опыта – когда ты едешь по хорошей, комфортной дороге, первые 60-70 км ты бдительный, а дальше -  человек уже расслабляется. Все ездим, знаем. Поэтому надо не забывать, то нас ждут дома и всегда быть бдительным на дорогах.

Д.Айдаров: В дальнейшем планируется ли расширение системы платных дорог Казахстана?

А.Ещанов: Планируется расширение до 11 000 км с переходом на открытую систему, то есть без шлагбаумов, будут только контрольные арки, которые будут начислять и взимать плату за проезд.

Д.Айдаров: А будут ли средства, которые взимаются за проезд, перечисляться в бюджет? Все-таки дорога была построена за счет государственного бюджета. Допустим, ранее вы говорили, что деньги, которые поступают, идут только на содержание этих дорог. Но поступают ли из этой суммы деньги в бюджет?

А.Ещанов: На сегодняшний день получаемые от сборов денежные средства не покрывают  в полном объеме норматив содержания, по финансированию норматив содержания. В будущем, при увеличении количества платных дорог, при росте интенсивности, если будет увеличение сборов свыше норматива – то, естественно, денежные средства будут переданы в бюджет.

Д.Айдаров: Арман, благодарю Вас за интервью. Это была программа «Bnews Online», следите за нашими новостями на портале Bnews.kz. Всего доброго и до свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх