Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -9 ℃
  • Алматы, -2 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Нурлы жол» – масштабная программа развития Казахстана»

  • Видео
Уважаемые пользователи! 3 апреля в 12-00 в студии портала BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием ректора Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан Болатбека Абдрасилова на тему: «Нурлы жол» – масштабная программа развития Казахстана»

Ведущая: Добрый день пользователям информационного портала BNews.kz. В режиме онлайн-конференция. И сегодня у нас в гостях - ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан господин Болатбек Серикбаевич Абдрасилов. Здравствуйте, мы благодарны вам, что нашли время в своем графике прийти к нам в студию. Господин ректор, сейчас активно на всех площадках страны обсуждается важный стратегический документ как Послание Президента «Нурлы жол - путь в будущее». Вы работаете и обучаете действующих государственных служащих, расскажите, как они реагируют на данный документ, т.е. какие свои идеи может быть предлагают? Какие видят механизмы, чтобы реализовать сей важный посыл государства?

Абдрасилов Б.С.: Мы с большим интересом и ожиданием ждали эту программу, проект Главы государства, потому что мы видим, что сейчас в мире происходит очень много негативных трендов в развитии экономик, в развитии глобальной экономики, в которой Казахстан интегрирован. Это, прежде всего, падение на энергоносители, очень резкие колебания курса доллара, это те негативные процессы, связанные с украинскими событиями, введение различных санкций, они, конечно, очень сильно отражаются на экономиках не только стран-участников, вот этого конфликта, т.к. все эти страны вовлечены, естественно они отражаются и на других странах, в частности на экономике нашего государства. Как отметил Глава государства в «Стратегии-2050», возможны такие эксцессы в развитии человечества, в развитии мировых экономик, и он уже тогда предвидел сценарий развития событий, когда на энергоносители очень сильно упадут цены. Мы знаем, что наша экономика, наши бюджетные средства, республиканский бюджет очень зависят от продажи энергоносителей, и, естественно, появление программы «Нурлы жол» повлияет, которая фактически позволит нивелировать эти негативные вещи, они вызвали большой интерес у наших магистрантов, докторантов, потому что в академии обучаются государственные служащие, они действующие государственные служащие, конечно каждый из них, в той или иной мере заинтересован, в том чтобы та отрасль, где он работает, эффективно развивалась. Вот те инфраструктурные проекты, которые предложил Глава государства, они очень важны с точки зрения того, что оно позволит, (как в случае в 2008-2009 году мировой финансовый кризис и наша экономика, принятые меры позволили практически безболезненно пройти этот путь, хотя другие страны за эти годы, столкнулись со многими проблемами, особенно западно-европейские страны. Это и кризис в Испании, резкий рост безработицы в большинстве вот таких стран, европейских стран, США, тоже очень сильно ударило по гражданам США, мы же смогли благодаря такому проекту пройти безболезненно, с наименьшими потерями для нашей экономики, для наших стран пройти вот такой период, естественно, программа «Нурлы Жол». Я непосредственно принимал участие в реализации проекта преодолении кризиса в 2008 году, работающего в Администрации Президента. Естественно, новая программа «Нурлы жол» – это уже более проработанная, детализированная, программа, которая, я думаю, позволит пройти через те перипетии, которые ожидают негативные процессы, которые происходят сейчас в мире. На наших занятиях, что меня удивило, недавно мы проводили, международную конференцию для молодых ученых, и очень большой был интерес наших магистрантов, хотя они действующие государственные служащие, но вместе с тем они очень активно занимаются научным исследованием, я думаю это очень грамотный и правильный подход. Любая проблема, если к ней подойти грамотно и использовать научно-методологические инструментарии, можно решить эффективно, более безболезненно. И вот в своих статьях, в своих выступлениях многие наши магистранты по специальности экономика, государственное местное управление, они уделили большое внимание анализу программы «Нурлы жол» и конкретным вещам, которые связаны с реализацией в различных отраслях, это и в социальной сфере. Это и индустриально-инновационное развитие, это и другие проекты, которые охватывает данная программа.

Ведущая: Ни для кого не секрет, что сейчас Казахстан вступил в интеграционное пространство, в ЕАЭС, мы сотрудничаем и с рядом других стран, которые географически отдалены от нас. Недавно академия государственного управления при Президенте РК, подписало определенный документ, соглашение с МИД РК, с региональным хабом в сфере государственной службы. К чему привязано данное событие, что именно там обсуждалось? С чем вы согласились?

Абдрасилов Б.С.: Ну уже где-то третий год реализовываем проект по региональному хабу в сфере государственной службы - это проект нашего Президента, который был одобрен ООН, его программой развития UNDP,и цель этого проекта, этого хаба заключается в том, чтобы аккумулировать наилучший опыт в сфере государственной службы и обучения государственных служащих, чтобы иметь некий объем знаний, для того чтобы страны-участники этого регионального хаба могли обмениваться опытом и черпать из этих знаний и практик, то что нужно им для развития. Ну и конечно мы ориентируемся на наших ближайших соседей - это Киргизия, Афганистан, Таджикистан и другие страны. Я могу сказать, что более 35 стран вошли в этот региональный хаб, не только наши соседи, мы изначально были ориентированы на наших соседей, но сейчас к этому проекту подключились и крупные страны, такие как США, Европейские Союз, страны юго-восточной Азии, в частности Южная Корея и недавно также Тайланд вступил в эту организацию, очень большой интерес. Потому что это очень интересно, на определенных площадках обсуждать разные модели государственной службы. Конечно, каждая страна адаптирует наиболее приемлемые модели, но вместе с тем для всех интересно смотреть, как другие страны двигаются. И это трехстороннее соглашение, которое мы подписали с МИДом, региональным хабом и нашей академией, направлено на то, чтобы создать условия и предпосылки для обучения нашей академии иностранных государственных служащих - это главное устремление нашего соглашения. В частности мы договорились, что региональный хаб поможет в этом учебном году обучить нескольких дипломатов из Таджикистана. Потому что министр иностранных дел Таджикистана обращался к нашему министру иностранных дел с просьбой о том, чтобы создать условия для обучения государственных служащих МИДа Таджикистана в Казахстане. Более того, я могу сказать что в рамках регионального хаба мы сейчас начнем реализовывать очень серьёзный и очень интересный проект по обучению государственных служащих Афганистана, Таджикистана, Киргизии и Азербайджана. Глава государства поддержал нашу идею об учреждении Гранта Президента Республики Казахстан, десять Грантов Президента Республики Казахстан для обучения иностранных государственных служащих. В этом году мы этот проект начинаем реализовать, по три государственных служащих из Афганистана и Таджикистана будут у нас обучаться, два из Киргизии и Азербайджана. Очень серьёзная и очень интересная инициатива, очень хорошо поддержана мировым сообществом и нашими партнерами, которые входят в данный региональный хаб.

Ведущая: А в свою очередь наши государственные служащие будут отправлены в какие-то страны для получения опыта?

Абдрасилов Б.С.: Сейчас есть большая программа, хороший проект, который позволяет нашим государственным служащим пройти стажировки, пройти обучение. По линии академии в рамках наших программ, по всем программам которые мы реализовываем и магистерские, и докторские, предусмотрены как краткосрочные от 10-ти дней до двух недель, так и долгосрочные до 3,5 месяцев это зарубежные стажировки. Например, наш институт управления проводит стажировки во Франции - это один из ведущих центров обучения государственных служащих Европейского Союза. Наши магистранты по специальности «Международные отношения», будущие дипломаты, действующие дипломаты они проходят двухнедельную стажировку в одной из лучших школ дипломатии Венская дипломатическая академия. Будущие судьи, которые обучаются в институте правосудия проходят двухнедельные стажировки во Французской школе национальной магистратуры, где готовят судей для Франции, мы знаем, что у них очень сильная судебная система и система подготовки судей. И мы в процессе обучения даем возможность нашим будущим судьям ознакомится с опытом работы судов Франции.

Ведущая: В целом в работе хаба вы наверняка видите какие-то привлекательные модели государственного управления других стран. Вы можете проанализировать и понять, как у нас в стране все это развивается? Объективно-аналитическую справку выдать государственной службы в Казахстане? На каком уровне?

Абдрасилов Б.С.: Очень хороший вопрос, его часто задают нам. Я могу сказать, что наша модель государственной службы (вы знаете, как мы получили независимость, руководство страны, прежде всего, настроено, на то, чтобы сделать такую модель, которая была бы наиболее современной, наиболее эффективной.) Потому что опыт стран, которые добились в своем развитии успеха, их успехи базировались на хорошем, мощном, профессиональном аппарате государственной службы. Не случайно Глава государства в своем послании на 16-м съезде отметил 5 институциональных реформ. Главным он указал именно то, что необходимо дальше работать на улучшение модели государственной службы. Наша академия занимается научно-методологическим обеспечением развития системы государственной службы, мы также делаем анализ, на каком этапе мы находимся, как мы двигаемся, как нашу модель оценивают зарубежные эксперты. Я могу сказать, что буквально в прошлом году на Астанинском экономическом форуме у нас была специальная сессия, где мы с приглашением руководителей государственных уполномоченных органов в сфере государственной службы, руководителей ВУЗов, центров, которые занимаются подготовкой государственных служащих-это лучшие мировые центры. Мы говорили о разных моделях, обсуждали актуальные вопросы, проблемы и перспективы, ну и отрадно было услышать, что по оценкам международных экспертов казахстанская модель государственной службы является наиболее продвинутой, одной из лучших в мире, я подчеркиваю, это мнение зарубежных экспертов, которые оценивали казахстанскую модель как одну из лучших и перспективных. И, естественно, те задачи, которые были поставлены на 16-м съезде Нур Отан, они очень актуальны, ну любая модель государственной службы она решает какую-то задачу, для того чтобы теперь дальше развиваться Казахстану и войти в 30-ку наиболее успешных и продвинутых стран, естественно нужно улучшать аппарат-это прежде всего профессионализация наших государственных служащих, которые предусматривают повышение их компетентности, знание и умение навыков, это и автономия государственного аппарата, которая не должна быть подвержена политическим влияниям, смена политических руководителей, акимов, министров, они не должны отражаться на профессиональном аппарате действующих административных государственных служащих. Это мы видим на примере других стран, например, в Европе большое внимание уделяют именно тому что аппарат был профессиональным, поменьше должно быть изменений и вот те направления реформ, которые предполагаются в рамках этих институциональных реформ, озвученных на 16-м съезде, как раз таки и предполагают более активное внедрение в систему государственной службы принципа меритократии, подбор талантов. Большое внимание уделяется вопросу борьбе с коррупцией, предотвращению и противодействию коррупции, и вот этот комплекс мер, я думаю, позволит создать ближайшие три-четыре года профессиональный современный аппарат государственной службы и я знаю, что Агентство по делам и по противодействию коррупции, очень активно работает по выработке путей, изменений, которые необходимо будет, вносит, как и на законодательном уровне, так и непосредственно на практике государственной службы, агентство очень активно работает в этом направлении.

Ведущая: Болатбек Серикбаевич, вы говорите, что потребуется порядка 3-4 лет, до того момента когда новая модель будет четко сформирована. Мы при этом видим. Что эти 3-4 года обещают быть очень долгими, не самыми легкими. Сейчас мы видим первые предпосылки, происходят сокращения бюджета страны на ближайшие 2 года. Это как-то отобразилось на академии? Будет ли сокращен набор? Может быть, будут какие-то специальности закрываться?

Абдрасилов Б.С.: Я бы хотел уточнить, что когда я говорил о 3-4 годах, то в этом году будут внесены изменения, возможно новый закон будет о госслужбе, т.е. на законодательном нормативно-правовом уровне, решение будет принято очень оперативно и очень быстро, но все это должно прийти на госслужбу, чтобы аппарат работал в новых условиях. Что касается сокращения бюджета - это будет очень маленькое сокращение, мы думали исходя их тех процессов, которые происходят в мире, чтобы будет очень сильное сокращение до 30-40 процентов, но вы видим, что сейчас руководство страны предприняло все меры, чтобы минимизировать эти процессы около 10 процентов, может быть и меньше. Вместе с тем, я хотел бы сказать, что нас все время удивляют, несмотря на что такая ситуация с финансами, что руководство страны особое внимание уделяет именно госслужащим и хочу сказать, что наоборот не сокращается наш бюджет, а наоборот мы увеличиваем план приема на 30 человек, ежегодно мы 150 человек принимаем в магистратуру, в этом году на 30 мест увеличивается. Мы открываем новую специальную статистику, я уже озвучивал 10 грантов Президента нашей страны для иностранных государственных служащих, это тоже солидные деньги, поэтому на нас в принципе серьёзно это сокращение бюджета не отражается, наоборот мы еще дальше развиваемся и в наших планах в этом году, естественно в рамках реформы госслужбы мы планируем ряд новаций, хотим предложить для внедрения нашу практику госуправления, это, прежде всего, на уровне государственных органов системы управления проектами проектменеджмент. Мы видим, очень много различных программ, проектов, но когда речь идет об их реализации и результатах, к сожалению, получается, так что по отдельных программам, когда мы завершаем эти программы, мы говорим лишь об уровне освоении финансовых средств. Естественно, это наталкивает нас на мысль о необходимости, вообще изучения мировой практики применения проектного менеджмента на государственном уровне, проект-менеджмент он очень сильно развит в странах Европы, Америки, Юго-восточной Азии на уровне организации, различных проектов. Когда речь идет о государственном уровне, здесь очень сильно продвинулись англичане - Великобритания, они разработали специальные стандарты с помощью которых, сейчас у них даже функционирует отдельные агентства, которые управляют всеми проектами, которые финансируются из бюджета государства. И внедрение принципа проектного менеджмента, позволит во- первых сделать прозрачным, использование финансовых ресурсов, если применяется проектный менеджмент для управления госпрограммами, то фиксируется каждый шаг каждое движение и также мониторится. Есть начло проекта, подготовка и завершение, и каждый индикатор, каждый показатель, который должен быть, достигнут в рамках этого проекта, тоже мониторится и доводится до конца. Это будет очень сильная поддержка нашей экономики, с точки зрения экономии. Это, прежде всего, и вопросы, связанные с противодействием с коррупцией, потому что все прозрачно будет, любой гражданин может посмотреть на каком этапе развивается проект, там все заложено и прибыль организации, и риски, и развитие персонала, все те вещи, которые волнуют любой госорган, любое предприятие, там все прописывается, поэтому и прежде всего станы Запада, где все это четко прописано, внедряется, в Европе, в США. Там сразу снимаются многие вопросы, которые связаны и с освоением средств и с прозрачностью деятельности госорганов, так и вопрос, связанный с борьбой с коррупцией, снижением риска коррупционных нарушений.

Ведущая: Можно по большому счету сказать, что академия работает как научный институт, какие еще новшества Вы предлагаете?

Абдрасилов Б.С.: Есть еще опыт таких продвинутых стран, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, они вообще внедрили в систему госуслуг, так называемый common-management, это принципы измерения услуг, они разработали такую технологию, которая позволяет оценивать уровень доверия населения оказываемых услуг. А также там есть инструментарии, которые позволят сделать определенные шаги, повысить уровень доверия населения, как к оказываемым услугам, так и к государственным органам, Недавно у нас был один из ведущих гуру в госслужбе Брайан, он канадский исследователь, известный в мире человек, он рассказывал опыт внедрения СМТ внедрение его в различных странах. Например Сингапур-он рассказал откуда сингапурское чудо. Они активно внедрили на всех уровнях государственного управления, вот эту систему, которая позволила резко улучшить качество предоставляемых населению услуг, а также уровень доверия. Ну и яркий пример-в начале 2000 годов по просьбе Премьер-министра новой Зеландии они применили этот СМТ к полиции. Руководство страны было озабочено очень низким доверием населения к полиции, там 15- 20 процентов было и они поработали и в течении 3-4 лет, они повысили уровень доверия населении к полиции до 80 процентов- это ошеломляющий успех. Мы также сейчас активно изучаем этот common-management СМТ надеемся, что сможем применить эту технологию и в Казахстане, наша академия будет предлагать ее и для внедрения в Казахстане.

Ведущая: В этих разработках и научных исследованиях принимают участие магистранты или научные сотрудники?

Абдрасилов Б.С.: У нас есть преподаватели-это ведущие в Казахстане ученые, имеющие степень докторов наук, кандидатов наук, которые имеют большой практический опыт работы в сфере госслужбы, мы за три года провели большое обучение преподавателей, многие из них владеют сейчас английском языком, почти 30 процентов, т.е. они из первых рук могут получать новации в тех или иных исследованиях и его использовать. Естественно, наращивание потенциала исследователей и преподавателей академии, позволяет делать очень интересные наработки. Мы за последние три года работы в сфере госслужбы по нескольким направлениям исследования, в частности есть кадровый резерв госслужбы, он у нас законодательно закреплен, но, к сожалению, он у нас практически не работает. И наши исследователи, провели, посмотрели, проанализировали и сейчас конкретное предложение внесли в агентство по делам госслужбы, я думаю, оно в новой модели, которую сейчас наше агентство разрабатывает, законодательную и нормативно-правовую базу под новую модель. Там наши наработки будут использованы, потому что это мощная подпитка государственной службы. Мы говорим о том, что кадровый резерв формируется, но мы с ним не работаем, а их нужно обучать.

Ведущая: В одно время очень бурно обсуждали тему корпуса А и Б, сейчас нивелирована данная тема, что там происходит? Будут ли какие то изменения?

Абдрасилов Б.С.: Корпус А и Б он законодательно закреплен. Наше общее направление, направление нашей страны - это децентрализация и декортикация власти. Глава государства говорил о том, что с Центрального уровня, уровня Правительства почти 60 процентов функций переданы вниз, на уровень министерств, на уровень акиматов областей, естественно, это очень важно, это для того чтобы дальше развиваться и использовать принципы корпоративного управления. Поэтому здесь не случайно говорится, о том, чтобы снизить уровень политического влияния на целом аппарат госслужбы. Поэтому, например, акимы районов, председатели комитетов, ряд других должностей в реестре госслужащих они раньше были в составе политических госслужащих, теперь концепция госслужащих, которую мы разрабатываем с 2012 года, но ней мы создали корпус «А» - высшие административные государственные должности, куда вошли политические служащие (почти в 8 раз снизили количество политических госслужащих). Это очень серьёзный шаг и здесь нужна была политическая воля руководства страны для того, чтобы пойти на этот шаг и добрая воля так скажем. Потому легче взять и другого человека назначить на должность, сложнее чтобы эти должности, которые мы определили как корпус «А», провести конкурс, провести серьёзные отборочные процедуры, тестирование на знание законодательства, это и психометрическое тестирование, это и собеседование, это и решение кейсов, которые нами были разработаны. Вот это технология позволила сформировать резерв кадрового корпуса А, 500 человек на первоначальном этапе было, оттуда были назначены на те должности, которые мы определили как корпус А, наши претенденты.

Ведущая: На сегодняшний день можно сказать, что эта система заработала?

Абдрасилов Б.С.: Заработала, и, причем, неплохо работает. Естественно, любая модель на практике, когда начинаешь реализовывать, появляются какие-то детали, поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы более четко реализовывать эти вещи, в частности тот же отбор. Было очень много нареканий, со стороны отдельных участников конкурса, на то что очень сложные тесты, очень высокие пороги на знание законодательства. Над этими несовершенствами мы сейчас работаем уже в рамках новых институциональных реформ.

Ведущая: Мы желаем вам только успеха, побольше интересных креативных проектов, которые будут приносить только пользу стране, а самую проверенную информацию вы можете найти у нас на сайте BNews.kz. Спасибо за внимание! До свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх