Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -9 ℃
  • Алматы, -2 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

НПП «Атамекен»: Саморегулирование - один из лучших механизмов дальнейшего сокращения госфункций

  • Видео
В соответствии с 97 Шагом Плана нации – «100 конкретных шагов» Правительством РК совместно с Национальной Палатой предпринимателей «Атамекен» проводится реформа по передаче функций государственных органов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Почему бизнес может лучше регулировать сферу, чем государство, для кого выгоден закон о саморегулировании? На вопросы BaigeNews Online отвечает заместитель директора Департамента законодательства и развития саморегулирования Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Айдын Турежанов.

Меня зовут Дамир Айдаров, добрый день.

Три года назад в Казахстане был принят закон о саморегулировании, который даёт право предпринимателям самостоятельно внедрять правила и стандарты в отрасли. Об этом механизме мы будем сегодня беседовать с нашим гостем – заместителем директора Департамента законодательства и развития саморегулирования Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Айдыном Турежановым. Айдын, приветствую Вас в студии.

А.Турежанов: Здравствуйте.

Д.Айдаров: Закон о саморегулировании был принят в 2016 году. Для чего он был нужен и кому он больше необходим – государству или бизнесу

А.Турежанов: Ну, во-первых, Закон о саморегулировании, исторически он был принят в связи с 97-ым шагом Плана нации. Была заложена изначально мысль в концепции по вопросам регулирования предпринимательской деятельности. Он был принят для того, чтобы разгрузить, оптимизировать госаппарат и передать несвойственные функции государства в профессиональное сообщество, для того, чтобы сами профессиональные сообщества могли регулировать свои действия.

Д.Айдаров: Например, сегодня это какие сообщества?

А.Турежанов: Сегодня бывает несколько видов. На сегодня это оценочная деятельность и деятельность юридических консультантов. В оценочной деятельности вместо лицензирования государственного введено обязательное членство в палатах оценщиков. Их создано на сегодняшний день в Казахстане четыре. А также палаты консультантов. Деятельность юридических консультантов – на сегодняшний день порядка 70 палат.

Раньше, чтобы заниматься деятельностью оценщика, я должен был обратиться в государственный орган, сдать у него квалификационный экзамен по тем вопросам, которые государство для меня разработало, и получить лицензию. Сегодня я обращаюсь в профессиональное сообщество, где такие же оценщики, как я, меня экзаминируют и выдают мне допуск в профессию.

Д.Айдаров: Как раз это и снимает с государственного аппарата вот эту работу, и профессионалы уже сами тестируют своего же коллегу, и дают ему право  или лицензию. То есть, лицензию дают или возможность заниматься?

А.Турежанов: Ну, это не называется «лицензия», это у них называется «квалификационное свидетельство оценщика». Это некий документ, который заменил лицензию, то есть, само профессиональное сообщество знает, он оценщик или не оценщик, и они могут лучше оценить его квалификационные требования, чем государство.

Д.Айдаров: Кому более необходим сегодня этот закон – бизнесу или государству?

А.Турежанов: Этот закон необходим как бизнесу, так и государству. Почему? Потому что в силу реализации послания президента, что нужно сокращать госаппарат. Есть определенные государственные функции – просто их исключить из государства невозможно, их надо кому-то передавать. Для этого должны быть созданы вот эти организации саморегулируемые, которые берут на себя определенную часть государственных функций, которые отвечают за определенный участок, сферу. И они могут именно регулировать.

Д.Айдаров: Вот эти организации – как туда вступают, добровольно, не добровольно?

А.Турежанов:: По закону нашему, их есть два вида – добровольные и обязательные. Чем они отличаются? Добровольное саморегулирование действует наряду с действующим государственным регулированием, то есть, при этом эта организация устанавливает требования к членам своим выше требований законодательства.

Условно, у нас был пилотный проект в прошлом году в лифтовом хозяйстве, когда мы ввели на пилоте в Астане ввели саморегулирование в лифтовом хозяйстве. Проинспектировано порядка 2400 лифтов, выявлены нарушения путем этих профессиональных субъектов рынка, и, по информации акимата  количество жалоб сократилось на 40%, жалоб и аварий. Обязательное саморегулирование, как я уже сказал, в оценочной и деятельности юридических консультантов введено – оно вводится взамен госрегулирования, то есть, государство оттуда уходит. Но при этом сохраняется модель такая: государство контролирует эту организацию, а эта организация уже контролирует субъектов этого рынка.

Д.Айдаров: А Национальная палата предпринимателей «Атамекен» является саморегулируемой организацией?

А.Турежанов: По действующему законодательству она не подпадает, у Национальной палаты есть свой статус. Почему? Отличие НПП от саморегулируемых организаций – есть определенные признаки и принципы.

Во-первых, саморегулирование – это единство отрасли. НПП объединяет всех субъектов предпринимательства, там единства отрасли нет. Вернёмся к оценщикам. У них стандарты одни, оценочной деятельности – то есть объединяют оценщиков.

Д.Айдаров: Научились ли сегодня бизнес и государство, за эти три года, пока действует Закон о саморегулировании, работать по новым правилам игры?

А.Турежанов: Учитывая, что сравнительно недавно этот институт, который в Казахстане с 2016 года, у нас буквально год только оценщики занимаются саморегулированием, меньше года юридические консультанты, добровольных 32 организации, добровольно саморегулируемых организаций. Нельзя какой-то сделать вывод, но можно сказать, что саморегулирование – это один из лучших механизмов дальнейшего сокращения госфункций, и это должно быть эволюционно. То есть, когда бизнес созреет – перейти на новые правила игры, на новые стандарты.

 Потому что государство не всегда может и не следит за тенденциями развития рынка, ввиду наделения большими функциями и полномочиями.

Д.Айдаров: А государственные органы сегодня охотно делятся своими функциями с саморегулируемыми организациями?

А.Турежанов: Не всегда. Имеются проблемы определенные, но в целом можно сказать, что курс, в связи с принятием закона и в связи с принятием 97-го шага Плана нации, в этом направлении государство развернуло политику в этом направлении и постепенно, планомерно двигается. Но есть, конечно, в определенных сферах сдвиги, в силу нежелания потери влияния на рынок, есть. Но, я думаю, эволюционно мы к этому придем.

Д.Айдаров: А каким образом убеждает в этом – круглые столы какие-то организуете, встречи с госорганами?

А.Турежанов: Есть определенные механизмы, да. Мы собираемся, в том числе на площадке НПП, к нам приходит бизнес, обращается. Они говорят: «Мы сможем регулировать этот рынок лучше, чем государство, есть вот такие проблемы, мы сможем это решить». Мы собираемся, выясняем, изучаем международный опыт, собираемся, встречаемся с государством, проводим аналитику соответствующую, и, в случае, если мы убедим государственный орган, дальнейшая работа уже идёт по передаче.

Д.Айдаров: А какие ещё есть барьеры в становлении института саморегулирования?

А.Турежанов: Учитывая, что сегодня институт саморегулирования новый, закон был рамочный, когда принят был в 2015 году, введен в 2016. После имеющейся практики, имеются коллизии правовые и нестыковки в законодательстве.

Сегодня нужно это законодательство подправить, мы в этом направлении работаем. Основная цель – донести субъектам бизнеса, профессионалам, что они могут лучше регулировать сферу, чем государство.

Д.Айдаров: Хорошо, вот саморегулируемые организации работают у нас, ассоциации. А кто их контролирует на предмет того, что они действительно выполняют те обязательства, которые были взяты на себя.

А.Турежанов:: Там несколько видов контроля. Есть классический государственный контроль, я же объяснял систему по оценщикам, когда государство контролирует саморегулируемые организации оценщиков, а те, в свою очередь, контролируют членов. То есть, у государства – оно не бегает за каждым оценщиком, оно знает 4 палаты, оно их контролирует, а те, в свою очередь, контролируют. Плюс ещё есть общественный контроль, когда общество потребителей может обращаться в том числе в саму палату, в саму саморегулируемую организацию, могут обращаться в государственные органы и саморегулируемая организация должна реагировать на эти жалобы.

Д.Айдаров: Каким образом? Забирают право у бизнесмена заниматься деятельностью?

А.Турежанов: Это самый такой вид деятельности, самый жёсткий вид запретов, но в большей степени с ним проводится. Условно – если член саморегулируемой организации нанес ущерб потребителю, и доказал это, и действительно, саморегулируемая организация признала это, что, действительно, их член нарушил какие-то стандарты, правила законодательства, то они в обязательном порядке возмещают ему весь понесенный ущерб. Они в этом в большей степени заинтересованы, потому что СРО – это бренд, это коллективная ответственность, и принимают в отношении данного члена определенные меры, в том числе – исключение из профессии, из деятельности, как запрет вообще осуществления деятельности.

Д.Айдаров: Такие факты были уже?

А.Турежанов: Таких фактов не было еще, учитывая, что это ещё новый институт, но, если ещё он хорошо заработает во многих сферах, то, возможно, и будут.

Д.Айдаров: То есть, все равно есть нечестные на руку бизнесмены, к кому можно будет применить эти санкции. Хорошо, может быть расскажете, какие именно сферы, где уже закон о саморегулировании, и вообще организации, большой рост произошел и хорошо работают?

А.Турежанов: В классическом понимании мы должны рассматривать два вида, я опять вернусь, обязательное и добровольное. Добровольное, сегодня, - это организации, просто получающие статус саморегулирования. Они просто берут повышенную ответственность, делают единые правила и стандарты, и объединяются по принципу единства отрасли, единства профессии.

Обязательное СРО – это уже следующий, можно сказать, этап, более взвешенный этап, когда данную организацию наделяют определёнными полномочиями, функциями, компетенциями, чтобы они могли регулировать. Приоритетным направлением, мы думаем,  саморегулирование должно развиваться по профессиональному признаку, как это показывает мировая практика. Условно, есть в мире организация – объединение врачей, юристов, оценщиков, бухгалтеров, аудиторов.

Д.Айдаров: А у нас какие именно отрасли Вы можете назвать, где уже очень дела идут хорошо, можно сказать, как по маслу?

А.Турежанов: У нас дела хорошо, во многих сферах у нас есть определенные и положительные, и отрицательные стороны, но мы делаем акцент на профессионально составляющей. Но есть сферы, которые у нас в повестке дня, в работу мы берем – это вот аудиторская деятельность, экологический аудит, энергоаудит, сейчас мы в сфере строительства именно только экспертизу проектов – там рассматриваем возможность введения саморегулирования.

Д.Айдаров: А есть какие-то сферы, где нельзя применять этот закон?

А.Турежанов: Да, и законом это предусмотрено – сферы, где саморегулирование категорически невозможно. Это сфера обороны, национальной безопасности и обеспечения правопорядка.

 Д.Айдаров: То есть там никогда не будет?

А.Турежанов: Да, там никогда не должно быть СРО.

Д.Айдаров: Хорошо, основные цели саморегулирования – это повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг, повышение конкурентоспособности и, соответственно, усиление ответственности участников рынка перед потребителями. Немного этот закон станет ли такой панацеей от того, чтобы бизнесмены честно относились к нам, к потребителям. Если, допустим, делает колбасу из говядины, то там не должны быть найдены ДНК свинины и каких-то животных. Как быть с этим? Закон более жестко будет относиться к нарушителям?

А.Турежанов: Закон тоже, но здесь само профессиональное сообщество, как я уже ранее отметил, саморегулирование – это бренд. В мировой практике это, условно, Вы, наверное, встречали «одобрено ассоциацией производителей того-то»

Д.Айдаров: Да, им доверяешь потом.

А.Турежанов: Да, и потребитель начинает доверять. Если такой штамп есть от саморегулируемой организации, я могу обратиться в эту организацию, не обращаясь в суд, к государству. Я к ним обращаюсь – вот, по Вашему примеру, в колбасе обнаружены, которые должны соответствовать. Они делают у себя экспертизу, подтверждают, возвращают ему все деньги, весь ущерб, и в отношении своего члена, кто выпустил эту колбасу, применяют определенные меры. То есть, они делают определенные стандарты, ты должен работать по этим стандартам. Если ты нарушаешь эти стандарты, мы тебя, условно, выкидываем из бизнеса.

Д.Айдаров: А как быть с честностью, этические нормы?

А.Турежанов: Саморегулируемые организации устанавливают, как я уже отметил, правила и стандарты, в том числе, кодексы и правила этического поведения. Это вот касательно профессиональной деятельности. Условно, у оценщиков есть кодекс этики, у палаты юридических консультантов.

Д.Айдаров: Айдын, расскажите о вашем департамента – дальнейшая работа со стороны Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», по развитию Закона о саморегулировании, какие ещё дальше планируются у вас работы?

А.Турежанов: Наш департамент, наше подразделение в НПП – мы видим и понимаем перспективы развития саморегулирования, когда должен сократиться госаппарат. Государство должно отвечать за стратегические вопросы, стратегическую политику вырабатывать, госполитику. А все вопросы отрасли могут регулировать именно профессиональные объединения. И наше направление, мы видим, что в тех сферах, где есть готовность, во-первых, бизнеса, готовность рынка принять на себя функции, где есть консолидация соответствующая, где есть желание государственных органов, и если это не навредит обществу и потребителям – в тех сферах должно быть саморегулирование.

Д.Айдаров: Хорошо, а как вы будете работать с предпринимателями по закону о саморегулировании?

А.Турежанов: Мы на постоянной основе ведем работу по передаче функций, в том числе саморегулирования. У нас вот есть подразделение, в котором мы этим занимаемся, в том числе я этим занимаюсь. У нас есть на сайте Атамекен есть раздел, посвященный саморегулированию, можете зайти, если вам интересно, ознакомиться с информацией, мы там выкладываем статьи, инфографики, международный опыт, интересные вещи. В том числе, если вы готовы к переходу на саморегулирование, мы готовы помочь в этом направлении, методологически объяснить, как, что начинать – просим обращаться в НПП «Атамекен».

Д.Айдаров: То есть, не только в столице Казахстана, и в регионах можно?

А.Турежанов: И в регионах, да, во всех региональных палатах.

Д.Айдаров: Вы будете ждать предпринимателей?

А.Турежанов: Мы будем ждать предпринимателей, да.

Д.Айдаров: Хорошо, Айдын, спасибо за интервью. А я на этом с вами прощаюсь, читайте новости на портале Baigenews.kz, всего доброго и до свидания.

 


 

 


Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх