Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -1 ℃
  • Алматы, +6 ℃
  • Шымкент, +10 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Казахстан: интеграция и инвестиционный климат»

  • Видео
Уважаемые пользователи! 17 марта в 15.00 в студии портала BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием председателя комитета по инвестициям министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Ерлана Хаирова на тему: «Казахстан: интеграция и инвестиционный климат»  

Ведущая: Мы приветствуем пользователей информационного портала BNews.kz. В режиме онлайн конференция. Сегодня у нас в гостях председатель Комитета по инвестициям министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан господин Хаиров. Здравствуйте, Ерлан Картаевич!

Хаиров Е.К.: Здравствуйте!

Ведущая: Очень приятно Вас видеть у нас в студии. Сегодня у нас подробно пойдет речь об инвестициях в нашу страну и, в общем-то, обо всех деталях, связанных с этим направлением в нашей экономике. Расскажите, в целом, чем занимается ваш Комитет, и, конечно же, в чем заключается вся система привлечения инвестиций в Казахстан?

Хаиров Е.К.: Комитет по инвестициям отвечает за инвестиционный климат страны, в первую очередь. Комитет по инвестициям отвечает за инвестиционную политику. Также мы выдает инвестиционные преференции. И у нас есть такое большое направление - мы занимаемся развитием специальных экономических зон. Это вот, как бы вкратце, если обрисовать, чем занимаемся.

Ведущая: Ну, давайте теперь подробнее...

Хаиров Е.К.: Давайте подробнее. Мы, в первую очередь, занимались тем, что мы выстраиваем инвестиционную политику и систему привлечения инвестиций. В прошлом году был подписан комплекс мер для того, чтобы Казахстан стал магнитом для привлечения инвестиций, и стал лучшим инвестиционным климатом в регионе. И этот комплекс мер включал несколько действий. В первую очередь, мы открыли Казахстан для 10 стран, сделали его безвизовым. Если Вы знаете, там срок пребывания до 15 дней для 10 ведущих стран, которые не только могут приезжать сюда как туристы, но и как инвесторы. Следующий шаг - мы выстроили систему привлечения. Она начинается от наших загранпредставительств, т.е. Посольств Республики Казахстан за границей, в ведущих странах-доноров, и есть сотрудники, отвечающие за привлечение инвестиций. И все Посольства из 20 приоритетных стран нацелены на это. Кроме этого, у нас есть центральный орган - это, как Вы знаете, Министерство по инвестициям в развитии я думаю, в самом названии скрыт ответ, так же комитет по инвестициям. У нас есть и Национальное агентство по привлечению инвестиций. Это - KAZNEX INVEST. Если мы отвечаем за политику, KAZNEX INVEST отвечает, непосредственно, за то, чтобы работать с каждым конкретно инвестором. Кроме этого у нас есть специальные заместители акимов в областях, которые отвечают за развитие, реализацию Государственной программы индустриализации и привлечение инвестиций. И на местах так же появились, так называемые, Центры обслуживания инвесторов. В чем они заключаются? Они заключаются в том, что это как маленький KAZNEX INVEST. Теперь, как работает, в целом, система? К примеру, наше Посольство либо наше Агентство увидело какой-то интерес либо, можно сказать, смогла предложить правильный проект для иностранного инвестора. Он отрабатывает первоначально с Посольством либо непосредственно Агентством. Потом идет в Центр, но инвестиции не остаются в Астане или в Алматы, они идут в регион. И это вот очень важный шаг, это именно сопровождение этих проектов на высоком уровне, на уровне заместителей акимов и на уровне региональных Центров обслуживания инвесторов. Но и на этом не остановилось. Было принято решение о том, чтобы создать «одно окно» для инвестора. В чем заключается «одно окно»? В течение 2015 года иностранному инвестору нет необходимости идти, получать разрешительные документы в каждый государственный орган. Он может обратиться в Комитет по инвестициям, где открыто такое окно, и мы за него получим все необходимые документы. Если эти документы касаются регионального уровня, то Центр облуживания инвесторов в регионах будет являться «одним окном» для них. В 2015 году это работает в пилотном режиме для приоритетных проектов. Я дальше расскажу Вам, про приоритетные проекты. Но с 2016 года будет относиться ко всем иностранным инвесторам. То есть система выстроена. В идеале мы хотим совместить все по принципу одного окна. Мы планируем, что это скоро произойдет, и тогда не нужно будет общаться абсолютно ни с кем, ни с каким государственным служащим. Т.е. вы заходите в Интернет и получаете все разрешительные документации. Кроме этого, был принят комплексный план и конкретный план привлечения инвесторов. Что мы сделали? Мы определили порядка 170 компаний, в том числе транснациональных, которые могут производить продукцию, которая приоритетна для страны. Как Вы знаете, в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития у нас определены товары и товарные группы, которые имеют спрос и здесь либо имеют экспортное направление из нашей страны. И определены 6 приоритетных отраслей, к чему мы возвращаемся. Это пищевая промышленность, строительные материалы, в целом, обрабатывающие, металлургия, машиностроение, химия, нефтехимия. И по этим товарным группам мы определили вот эти 170 компаний, которые непосредственно, с национальными компаниями Казахстана, с нашими центральными государственными органами и, самое главное, нашими диппредставительствами мы провели работу. Мы им предложили, и дальше идет такая система воронки. Прошло полгода, мы это сузили до порядка 100 компаний. Это те которые ответили, у которых действительно может быть какой-то интерес. Сейчас мы совместно с национальными компаниями, с Посольством, с KAZNEX INVEST активно отрабатываем с этим инвестором для того, чтобы выйти к конкретным результатам. Мы понимаем, что все 100 сразу не войдут, но параллельно идет дальше работа, и мы набираем еще одну корзину - порядка 300 компаний. Т.е. мы постоянно отсеиваем и выбираем тех, кто может войти к нам в страну.

Ведущая: Насколько именно наша страна конкурентоспособна в регионе, в целом, в Центрально-Азиатском, на Евразийском континенте, что именно эти 100 или 300 компаний придут именно к нам в Казахстан?

Хаиров Е.К.: Мы не можем хвастаться, но мы можем гордиться теми достижениями, которые есть. Т.е. если в прошлом году во всех странах с переходной экономикой инвестиции упали на 50%, в нашей соседней стране упало на 70%, то в Казахстане тенденция осталась на том же уровне. Т.е. идет примерно тот же уровень инвестиций. И что для нас хорошо, у нас увеличиваются инвестиции в обрабатывающий сектор. И если сравнивать нас с Центрально-Азиатскими странами, конечно, де-факто - у нас рейтинги все лучше. У нас легкость ведения бизнеса лучше, у нас система налогообложения проще, понятнее и меньше. Т.е. это комплекс мер, в первую очередь, это политическая стабильность. Т.е. основа для того, чтобы инвестор поверил и приходил. Конкурентные преимущества у нас на лицо.

Ведущая: А если капнуть немного истории. Как вообще все начиналось? Впервые в каком году в Казахстан стали приходить инвестиции? И за этот период сколько денег привлек себе Казахстан?

Хаиров Е.К.: Инвестиции начали приходить с первых лет Независимости. Вы, наверное, помните, что они, в первую очередь, приходили в нефтегазовый сектор. Отрадно отметить, что он продолжает расти, и это тоже показатель доверия. Но это все пошло, ориентировочно, с 1993 года. В дальнейшем уже увеличилась инвестиция в обрабатывающий сектор, сельское хозяйство. В последнее время увеличивается, производство продуктов питания, что мы сейчас и видим, конечно же, это химия, нефтехимия. Если первые годы, а вернее до Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития инвестиции шли, в основном, в ГМК и нефтянку. Сейчас, когда уже государство акцентировалось на том, чтобы привлекать и развивать обрабатывающий сектор, мы видим, что приходят новые инвесторы, например, «Тальго», «Альстом», «Бёмер Арматура», «Тойота» и прочие. Даже, те, которые идут именно в машиностроение и в обработку. Следующая задача - это акцентироваться на наукоемких, и на тех 6 отраслях, на которых мы можем быть конкурентоспособными на рынке. Т.е. вот такая плановость. По показателям инвестиций, с 2005 года ввели новую систему подсчета, и по данным Национального банка, Казахстан привлек 203 млрд. долларов. Из них более 70% инвестиций привлечено в обрабатывающий сектор. Это именно за годы реализации пятилетки индустриально-инновационного развития. И вот эта тенденция - это показатель того, как государство акцентирует и делает все необходимые меры. Т.е. правильно расставляет акценты и приоритеты. Понятно, нефтегазовый сектор, ГМК они идут, но для нас все-таки цель - обрабатывающий сектор.

Ведущая: Сейчас наиболее повышенный интерес у иностранных инвесторов, как правило, наш обрабатывающий сектор. Какие переговоры ведутся? Есть какие-то новые направления, которые сейчас вот актуализируются? На них не обращалось внимания, может быть?

Хаиров Е.К.: К сожалению, не могу называть компании с кем ведут переговоры. Они очень обижаются на это, потому что у них есть конкуренты. Можем сказать так, что очень активно хотят входить в нефтехимию. Большой интерес к сельскому хозяйству, именно к переработке. Это очень приоритетно, и понятно, Казахстан имеет огромный потенциал в этом направлении. Есть компании, которые очень активны в производстве строительных материалов, машиностроении, металлургии. Т.е. все эти проекты - это комплекс, именно те акценты и приоритеты, которые Правительство поставило. Инвестор поверил в это. Я недорассказал о той системе, которая выстроена. Что произошло в прошлом году? 12 июня был подписан Закон. Закон, в соответствии с которым у нас появились новые виды преференции. Если до этого момента мы практически всем видам деятельности давали возможность получить грантом земли и освобождение от таможенных пошлин, то теперь у нас появились два новых вида преференций: освобождение от налогов и возможность субсидирования затрат. И тут государство ставит ограничения для 6 приоритетных отраслей, про которые я говорил, в рамках тех приоритетов второй пятилетки, и инвестор, который инвестирует примерно свыше 20 миллионов долларов. Вот эти ограничения поставлены. И он может получить освобождение от КПНа на 10 лет, налог на имущество на 8 лет, налог на землю на 10 лет. И просто как VIP будет компенсация до 30%. То есть, если вы пришли с проектом к примеру, в производство продуктов питания, который приоритетен, вы инвестируете порядка 30 миллионов долларов, то можете получить около 10 миллионов долларов возврата от государства. Но вы обязательно должны построить завод, выйти на проектную мощность и после этого государство равными долями вам возвращает.

Ведущая: Можно ли сказать это какое-то уникальное предложение? Чей мировой опыт изучался, раз на него реагируют иностранные инвесторы? Здесь наверно рассматривались разные программы?

Хаиров Е.К.: Конечно, мы изучили очень много стран Восточной Европы. Там оно активно применялось. И некоторые земли Германии.

Ведущая: Ок. А, если затронуть законодательную тему. Вы сказали, что прошлый год стал основополагающим в развитии именно инвестиционного предпринимательства, мышления, климата. В целом, инвестиционной индустрии в нашей стране, на законодательном уровне был принят закон. Правильно? Можете подробно рассказать?

Хаиров Е.К.: Только что рассказал о тех преференциях, которые прописаны в законе. Понятно, что к ним идут подзаконные акты, которые регламентируют все это и направляют. Но, следующее, что было принято, и это касается инвестиционного климата страны. Была принята трехуровневая система поддержки инвестиционного климата. Вы, наверно, знаете, у нас есть Совет иностранных инвесторов при Президенте, который занимается стратегическими вопросами. То есть смотрится, в целом, куда идти стране. И у иностранных инвесторов есть уникальная возможность выступать и что-либо рекомендовать, либо советовать главе государства. Есть у нас Совет по улучшению инвестиционного климата при Премьер-министре. Он занимается системными вопросами. К примеру, нужно улучшить налоговое законодательство либо законодательство в таможенной сфере. И у нас для текущей деятельности есть инвестиционный омбудсмен. Им является Министр по инвестициям и развитию. Он уже решает текущие проблемы. То есть у иностранного инвестора забирают землю либо приостановили или неправильно начисляют налоги. И конкретными текущими проблемами занимается инвестиционный омбудсмен. У нас в кейсе порядка 60 проблем. Можем похвастаться, из них свыше 20 мы решили. Порядка 10-15 у нас являются системными, которые мы переносим на уровень выше. То есть мы видим, у нас есть проблемы в законодательстве совместно с коллегами, например, Комитета государственных доходов, мы обрабатываем и вносим изменения в законодательство уже через систему Совета по улучшению инвестиционного климата. То есть вот эта система нам помогает ежедневно отслеживать текущую жизнь не только иностранного, но и отечественного инвестора. И благодаря этому есть возможность оперативно реагировать и улучшать.

Ведущая: А если говорить об инвестициях, в целом. Вот Вы затронули момент, что отечественные инвестиции, инвесторы также существуют. Куда они вообще вкладывают свои средства? Насколько чутко они реагируют на государственные программы?

Хаиров Е.К.: Вот смотрите, когда были подписаны изменения в законе и появились новые виды преференции, в первую очередь, пришел отечественный инвестор. В соответствии с Законом «Об инвестициях» мы не различаем иностранного или отечественного. В первую очередь, пришли они, потому что они здесь, ближе и могут оперативно принимать решения. И они пришли с новымы проектами. В том числе переработке продуктов питания, в строительном секторе и машиностроении. То есть они пришли и сказали:«Мы можем получить?». Была консультация, мы создали call- центр, который работает в Комитете по инвестициям. Любой может позвонить и получить оперативную информацию (пока на трех языках), о том, как ему лучше работать и может ли получить преференции. Казахстанские инвесторы пришли, посмотрели и сказали: «Да, у нас есть возможность! И мы пошли писать новые либо технико-экономическое обоснование либо бизнес-план». И сейчас мы видим, что, в первую очередь, активно идут отечественные инвесторы. Они уже подали нам заявки, чтобы получить новый пакет преференций. В том числе, благодаря совместной работе с KAZNEX INVEST и с Посольствами Республики Казахстан, Министерством иностранных дел к нам обратились и иностранные инвесторы. Мы очень широко сделали пропаганду за границей. Они видя этот новый пакет, понятно, уже пересчитали свои планы, и видят, что есть реальные выгоды. Они тоже к нам обратились. И у нас уже есть ряд проектов с участием иностранных компаний, которые решили идти к нам в страну.

Ведущая: Сколько стран вы привлекли за последний год?

Хаиров Е.К.: География очень большая. Скажем так, к нам идет весь мир. У нас есть первый приоритет – это 20 стран, на которые мы рассчитываем. Второй приоритет - мы выделили ряд приоритетных стран, как мы уже обсуждали, те, с которыми мы работаем стратегически. В первую очередь, это наши соседи, это еще ряд стран, с которыми мы выработали совместный проект. Мы уже берем их на контроль и хотим в ближайшее время очень активно реализовывать. Так же есть развитые страны, на которые мы смотрим, в первую очередь, как на те компании, которые могут к нам прийти и принести новые технологии. Это ведущие страны - США, Япония, Германия, Франция. На них мы смотрим, чтобы они приходили с новыми технологиями.

Ведущая: Каких результатов Вам удалось достичь в вопросе свободных экономических зон? Что сейчас происходит в этом направлении?

Хаиров Е.К.: Во-первых, на территории СЭЗ создано более 8 тысяч рабочих мест, в целом. Как знаете, существует 10 СЭЗ, у каждой есть своя направленность. Что мы сделали с СЭЗами? Мы понимаем, что к развитию СЭЗ нельзя подходить по старому. Поэтому и была критика Главы государства. И мы привлекли ведущую сингапурскую компанию, которая управляла более двумя тысячами специально экономическими зонами. У нее огромный опыт по всему миру. Они сделали нам первоначальный анализ. В соответствии с которым сказали: «Да, СЭЗ правильный. В некоторых необходимо поменять направленность, то есть немножко добавить, расширить по специализации». И самое главное, что они сказали: «СЭЗы нужны!». То есть благодаря этому мы выстроили новую политику СЭЗов. Мы выстроили на следующий год совместную систему управления. У нас будет вводиться Единый координационный центр по СЭЗам. И мы вводим систему западного менеджмента в управлении СЭЗ. Там система будет такая, что любой инвестор, приходящий на СЭЗ, может воспользоваться «одним окном» в СЭЗе и получить все услуги на месте. В задачах наполнения пока проблем нет. Очень активно приходят. Около 400 компаний решили работать на территории СЭЗ, из них 125 уже работают. Создано около 8 тысяч рабочих мест. Отрадно отметить, что порядка половины из 125 - это иностранные инвесторы. То есть СЭЗы реально стали точками роста, в которые и иностранные инвесторы и отечественные поверили и пришли. К примеру, итальянская компания будет производить трубы на территории СЭЗ Актау. Целый железнодорожный комплекс построен здесь, в Астане - это General Electric, Тальго, Эстон. Металлургический комплекс развивается в Караганде. Химия и нефтехимия — это Атырау и Тараз. Текстильный новый кластер появился на СЭЗе «Оңтүстік». И везде есть участие как иностранных, так и отечественных инвесторов. Это уже показатель того, что решение было правильно принято. И те новые подходы, которые принимаются в верном направлении.

Ведущая: Можно ли на данном этапе предсказать какую-то перспективу на ближайшие несколько лет? Как будет развиваться инвестиционная политика Казахстана?

Хаиров Е.К.: Тут много факторов, в первую очередь, это внешние факторы. То есть нужно смотреть на инвестклимат не просто страны и региона, но и мировой. Если мы видим, что в последние годы идет падение. То нам отрадно отметить, что благодаря тем мерам, которые были заблаговременно приняты в стране, и акценты были правильно расставлены. Мы не теряем темпов. Понятно, у нас задача - расширять. У нас поставлена задача по привлечению в течение 5 лет более сотни иностранных инвесторов. Мы акцентируемся на точечной работе стран с национальными компаниями, которые могли бы нам принести новый опыт. Мы активно работаем, мы активно взаимодействуем и эта система, которая у нас выстроена, она позволяет приносить реальные плоды. То есть благодаря этому тесному взаимодействию всех национальных органов, национальных компаний и местных исполнительных органов, мы смогли выстроить и пошагово улучшаем инвестиционный климат.

Ведущая: Можно ли сказать, что на данном этапе Вы довольны своими результатами?

Хаиров Е.К.: Я могу сказать, что еще немало, над чем остается работать. Мы например, совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития, которые тоже сделали анализ по инвестиционному климату страны. Они выявили те направления, по которым нужно улучшиться. Нельзя сказать, что у нас все замечательно, лучше, и нам некуда стремиться. У нас есть направления. И мы совместно с Министерством экономики, с нашими коллегами принимаем все меры, чтобы улучшить, создать самый лучший инвестклимат, который соответствует требованиям ОЭСР. Когда мы это сделаем, тогда можно будет сказать, что у нас инвестклимат на уровне передовых стран мира.

Ведущая: Можно ли сказать, что наши инвесторы 100%-но защищены?

Хаиров Е.К.: Какие имеете в виду?

Ведущая: Привлеченные инвесторы...

Хаиров Е.К.: Благодаря системе, которую мы выстроили, у нас есть возможность оперативного реагирование. Кроме этого, у нас есть соглашение с 47 странами о взаимозащите и поощрении инвестиций. В рамках которого все возможные меры защиты инвесторов прописаны. Это мировая практика. То есть можно сказать, что мы защитили иностранных инвесторов.

Ведущая: Ну что же, мы желаем Вам исключительно развития и достижения всех поставленных целей. Но, а вы, уважаемые зрители, самую проверенную информацию всегда можете найти у нас на сайте BNews.kz. Спасибо за внимание! И до свидания!

Хаиров Е.К.: До свидания! Спасибо!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх