Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -9 ℃
  • Алматы, -2 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

Каким будет новый учебный сезон?

  • Видео
Выпускникам, которым не достались образовательные гранты пообещали ректорские бюджетные места, практически все школы Казахстана 100% готовы к началу нового учебного года, переход на 12-летнее обучение снова откладывается. Эти и другие новости, вызвавшие общественный резонанс, перед началом сентября эксклюзивно прокомментировал Министр образования и науки Аслан Саринжипов. Онлайн-конференция на информационном портале BNews.kz стартовала в прямом эфире 27 августа в 12.00. Ваш вопрос важен для нас!

Ведущая: Добрый день, уважаемые интернет-пользователи, аудитория информационного портала BNews.kz! Мы начинаем прямую трансляцию онлайн-конференции с Министром образования и науки Республики Казахстан Асланом Бакеновичем Саринжиповым. Здравствуйте, Аслан Бакенович. Дорогие друзья, спасибо, что все это время вы не уставали и присылали нам свои вопросы. Надеемся, что сегодня они получат исчерпывающие ответы. Аслан Бакенович, насколько нам известно, 23 из 39 выпускников обладателей «Алтын белгі» получили гранты. Какова судьба оставшихся 16 детей? Прием в вузы завершился 25 августа. Можно ли с уверенностью сказать, что проблема исчерпана и все устроены? Ректорские гранты рассчитаны на все четыре года?

А. Саринжипов: Спасибо за вопрос! Во-первых, я бы хотел отметить, что, несмотря на финансовые сложности в этом году государство выделило финансирование в объеме прошлого года. Из 32 тысяч грантов, в основном, мы выдали по техническим, педагогическим, медицинским специальностям и небольшую часть по гуманитарным. То, что касается «Алтын белгі», этот вопрос мы взяли под контроль. Действительно было 39 человек, которые выбрали специальности, на которые у нас было мало грантов. Это, в основном, гуманитарные специальности - экономика и международные отношения. Список из 39 мы взяли в работу. Дело в том, что мы смогли связаться с 23 из них. По остальным работа идет. Как только будет связь, мы с ними отработаем. Дело в том, что есть такая практика, действительно, 25 августа у нас оформление документов завершено. Но потом, в течение двух недель у нас остается какое-то количество грантов – около 100-150 грантов, которые по разным причинам в разных вузах люди отказываются брать или уезжают за рубеж. Это количество мы переоформляем. Поэтому возможность еще есть. Если те обладатели «Алтын белгі», с которыми мы не связались, выйдут на связь в Министерство образования, этот вопрос мы порешаем. Мы знаем, что «Алтын белгі» - это хорошее достижение. Во-первых, человек должен учиться в течение всей школы на отлично и самое главное – должен сдать ЕНТ. Поэтому, это достойные ребята, которых мы готовы поддержать.

Ведущая: А ректорские гранты будут действовать все 4 года?

А. Саринжипов: Конечно. По нашей практике, если человек получает грант, он получает его на весь срок обучения в бакалавриате и магистратуре.

Ведущая: Аслан Бакенович, если вы не против, то я перейду к вопросам пользователей. По мнению Ардак, на данный момент гранты в вузы распределяются несправедливо. Самая большая проблема – это проектные олимпиады, по которым можно получить государственные гранты. Раньше таких олимпиад было мало, но с каждым годом их становится больше. Почему так происходит?

А. Саринжипов: Во-первых, гранты распределяются справедливо. По этой системе гранты получают претенденты с наиболее высшей успеваемостью. Как я сказал, здесь мы вводим урегулирование. Больше грантов даем на технические специальности. То, что касается олимпиад, мы в прошлом году провели работу и сократили их количество. Сейчас признаются только те олимпиады, которые имеют международные стандарты. Это – первое. Второе, что касается олимпиад по научным проектам, мы внесли предложения по изменениям законодательства. Сейчас это находится в Парламенте. Если Парламент примет, то законодательно уже закрепим международные олимпиады. То есть, вопрос будет решаться в ближайшее время.

Ведущая: Этот вопрос неоднократно на своей странице в социальной сети Facebook поднимал и общественный деятель, экс-вице-министр образования и науки Мурат Абенов. По его словам, сейчас существует множество олимпиад не всегда самого высокого статуса, по итогам которых даже обладатели 125 баллов по ЕНТ не могут поделить гранты между собой. Вы согласны?

А. Саринжипов: Здесь проблема не в самих олимпиадах. Эти олимпиады мы проводим. Это хороший стимул для учащихся проявить свои знания и творческие способности. Другое дело – есть стимул получения грантов, и количество желающих принимать участие в таких олимпиадах ежегодно растет. Количество участников растет, но количество грантов у нас зависит от наших финансовых возможностей. Поэтому мы вносим изменения в законодательстве с тем, чтобы только победители международных олимпиад получали гранты. Поэтому, я думаю, что этот вопрос найдет свое решение.

Ведущая: Вопрос от пользователя Азамат Жагупаров: «Уважаемый Аслан Бакенович, как только вы стали Министром, вы говорили о необходимости преподавания предметов по специальностям, которые еще не существуют. Так как общество не было готово к такому заявлению, ваши цитаты долго критиковали. Выпускникам, окончившим зарубежные вузы, по специальности «образование» формулировка была ясна и понятна. Будучи выпускником университета Пенсильвании, как сложно для вас внедрять и аргументировать международный опыт в стране постсоветского пространства?».

А. Саринжипов: Спасибо за вопрос. То, о чем я говорил, мы должны подготовить учеников так, что когда они выйдут на рынок труда, через 15-20 лет, когда изменятся технологии и появятся новые знания, они были готовы конкурировать на этом рынке. Какие будут технологии в будущем, мы не знаем. Но мы в то же время должны подготовить учеников быть способными и конкурировать на этом новом рынке. Это мы решаем через новый стандарт. То есть, учащийся должен запомнить не только объем знаний, но и должен уметь их применить. То есть он должен правильно поставить вопрос. Он должен использовать новые информационные технологии. Он должен уметь работать в команде. Он должен уметь правильно презентовать свои идеи. Если он это сможет, то когда появятся новые знания, этот ученик сможет ориентироваться в новом пространстве. На это нацелен наш новый стандарт.

Ведущая: Недавно на Августовской конференции вы сообщили о том, что у нас будет внедрен ряд новых предметов, плюс преподавание трех предметов на государственном языке, будет введено критериальное оценивание. Можете нам об этом подробней рассказать.

А. Саринжипов: Да, действительно, мы провели большую работу. Среднее образование – ядро образовательной системы. Наше среднее образование должно быть конкурентоспособным и современным. Мы должны его модернизировать. Самое главное – поменять методику преподавания самих предметов. Помимо знаний мы должны давать и навыки. Соответственно, это должен иметь учитель. То, что мы предлагаем новые предметы в средней школе, но по стандартам средней школы мы будем работать целый год. Мы утвердили стандарт только начальной школы. То, что касается новых предметов – «Глобальные перспективы» или «Проектная деятельность», это как раз то, о чем я говорил. Это первое. Второе – саму методику мы хотим модернизировать и ввести так называемую «спиральность». Одну тему в начальных классах мы проходим, потом в средней школе мы возвращаемся, проходим их более углубленно. А в старших классах еще более углубленно. Это касается и воспитательной работы. Второй принцип – это интегрированность предметов. То есть, если мы проходим одну тему в одном классе по физике, мы можем проходить по географии и т.д. подход – сквозная тема через все предметы позволяет понять глубже с разных сторон. То, что появятся новые предметы – это только часть модернизации. То, что касается преподавания предметов на нескольких языках – это для того, чтобы развить коммуникативные навыки учеников. Например, если преподавать историю Казахстана на казахском языке в русской школе это поможет осваивать язык более глубже. Эта методика применяется во многих развитых странах. Особенно преподавания предметов близких к технологии и науки на английском языке. Если мы это начнем, это поможет ориентироваться в среде, куда они выйдут. Это хорошая методика. Мы ее будем пилотировать. В этом году в 30 школах мы начинаем пилотный первый класс. На следующий год второй класс и т.д. если нам одобрят, мы хотим за 5 лет внедрить эти методики во всей школе.

Ведущая: Предлагаемая ранее система 5+5+2, выходит вы от нее отказались? Сейчас 11+1? Я правильно понимаю?

А. Саринжипов: Это немного разные вещи. У нас 11 летняя школа. Но в международной практике 10 лет образования должны получать все. Дальше те, кто хочет получить рабочие профессии, идут в колледж. Те, кто хочет продолжить образование идут в старшую школу, учатся 2 года. Затем идут в вуз. Мы интегрируем начальную школу. То есть сейчас 95-97% детей учатся в предшколе. Но мы должны модернизировать эту программу, чтобы не было их повторения в первом классе. Если считать предшколу, начальная школа у нас получается 5 лет. То есть, 1+4. Мы переходим на 5+5+1.

Ведущая: Во многом это похоже на образовательные программы, которые внедрены в Назарбаев Интеллектуальных школах..

А. Саринжипов: Да. Мы это делаем не на ровном месте. Основная цель этой системы – модернизировать образование в Казахстане, а не создать сети элитных школ. Это большая экспериментальная площадка, которая хорошо финансируется. Это большой проект, который уже спустя 5-6 лет дает результаты. Мы свою миссию по модернизации среднего образования выполняем.

Ведущая: Аслан Бакенович, заместитель Премьер-министра Казахстана Бердибек Сапарбаев назвал вашу четырехлетнюю работу безрезультатной. Также он сообщил, что он по-прежнему недоволен работой 9 национальных ВУЗ-ов страны и усомнился в их дальнейшем финансировании. Вопрос задает Адиль: Как вы думаете, эти вузы могут выйти в конкурентную среду?

А. Саринжипов: Здесь наверное, надо уточнить. Во-первых, я работаю меньше 2-х лет. Во-вторых, результаты нашей работы есть. В этом году, по индексу конкурентоспособности образования мы поднялись на 8 позиций. Если мы возьмем результаты прошедшего учебного года, средний балл по ЕНТ вырос по стране на 2 балла. В целом среднее образование у нас повысилось. То, что касается национальных вузов, у нас 9 национальных вузов, из них только 4 относится к Министерству образования и науки. С 1 сентября 3 из этих вузов начнут работу по новым программам. Надеемся, что все эти меры повысят качество высшего образования. Эти 4 вуза они исследовательские. Те программы, которые мы для них разработали, позволят им выйти на первые позиции.

Ведущая: Наш пользователь Бахтияр интересуется: «Несколько дней назад Аким Астаны Адильбек Джаксыбеков просил повысить стоимость обучения в детских садах, мотивируя это тем, что в Астане самая низкая оплата в разрезе регионов. Вы намерены снижать или повышать оплату за эти услуги?»

А. Саринжипов: У нас есть программа «Балапан». Она, по инициативе главы государства, стимулировала развитие детских садов как государственных, так и частных. Мы с республиканского бюджета выделяем примерно 15 тысяч тенге на одного ребенка, вне зависимости это частный садик или государственный. Сейчас количество детсадов у нас – 8 тысяч. Охват составляет –81%, в прошлом году было 78%. Из государственного бюджета мы оплачиваем примерно 50 миллиардов тенге. Местные бюджеты тоже выделяют примерно столько же. Треть оплачивают родители. То, о чем говорил Аким, это не оплата, а себестоимость. Астана - дорогой город. Здесь высокие зарплаты. Высокая стоимость и высокие затраты. То есть этих 15 тысяч из республиканского бюджета недостаточно. Но это все упирается на возможности республиканского бюджета.

Ведущая: Вопрос от Ерика Оразбаева: «Уважаемый Аслан Бакенович, почему в первый класс не берут детей, которым 6 лет должно исполниться в сентябре. Неужели из-за нескольких дней ребенок должен ждать целый год и снова идти в нулевой класс?». Кстати, этот вопрос широко обсуждался в социальных сетях и набрал более 150 комментариев.

А. Саринжипов: По закону, в школу мы принимаем детей, которым исполнилось полных 6 лет. Но в отдельных случаях, школы могут принимать детей, которые родились до первого октября. Иногда школы не могут принимать в связи с тем, что школы уже заполнены.

Ведущая: Следующий вопрос от пользователя Устаз: «В городе Екибастуз есть женская гимназия №125. Там изучается женский букварь, которому нет аналога в Казахстане. Эта гимназия оказалась в десятке лучших по результатам ЕНТ этого года. Но уже 20 лет у школы нет своего здания. Сейчас школа расположилась в здании школы №24, при том, что количество учащихся в ней более 400 человек. Вы можете помочь в приобретении здания для женской гимназии?»

А. Саринжипов: Во-первых, каждый год проблема новых школ всегда под контролем. В этом году мы открыли 157 новых школ. Это большая работа, которая зависит от местных органов управления. Если взять Екибастуз, то такого предложения к нам не поступало. Если Павлодарская область сделает предложение, то мы его рассмотрим. Этот вопрос находится в сфере компетенции областного акимата и управления образования. Этот вопрос мы готовы рассмотреть.

Ведущая: Следующий вопрос от Наримана Жакудаева: «Увеличится ли оплата учителям за классное руководство в школах в этом году?»

А. Саринжипов: Нет, в этом году оплата за классное руководство не будет повышаться. Такой системы у нас пока нет. Но со следующего года зарплата учителей будет больше на 25-27%. Но если у учителя есть категория, зарплата вырастет на 30, 70 или даже 100%. У нас есть система повышения квалификации. Если учитель проходит курсы повышения квалификации, и повышает категорию, он получает ставку 30, 70 или 100%, в зависимости от категории.

Ведущая: Аслан Бакенович, Султан просит решить его проблему: «Моя сестра работает учителем русского языка и литературы средней школы города Кентау. В преддверии празднования дня города всех учителей заставляют выходить на улицу, красить заборы. Это учителя школ №12, 16, 17 и 22. Это мелочи, по сравнению с ежемесячными поборами. При зарплате 50 тысяч они постоянно сдают на нужды школы – 10 тысяч ежемесячно. Вы можете вмешаться?»

А. Саринжипов: То, что касается поборов – это незаконно. Такого права никто не имеет. Этот случай мы возьмем и через Комитет по контролю в сфере образования и департамент по этому региону мы проверим. А участие в каких-то общественных проектах у нас всегда есть. Учителя активно участвуют в таких мероприятиях. А что касается каких-то работ по уборке это неправильно. Этот случай мы возьмем на заметку.

Ведущая: Аслан Бакенович, спасибо вам за детальные ответы. Уважаемые интернет-пользователи, я напомню, что те вопросы, которые мы не успели задать в рамках нашего прямого эфира обязательно найдут ответы на страницах информационного сайта BNews.kz. Мы с вами прощаемся. Следите за нами на нашем портале и в социальных сетях. До свидания!

А. Саринжипов: До свидания.

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх