Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -9 ℃
  • Алматы, -2 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

Как в Казахстане реализуется программа «Зеленый мост»

  • Видео

Без чего невозможно обеспечить устойчивое развитие, какие технологии способствуют к сокращению негативного воздействия на окружающую среду, какие страны стали партнерами Казахстана в реализации инициативы «Зеленый мост» - на эти и другие вопросы в проекте Bnews Online отвечает Заместитель Председателя Правления НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов» Гаухар Бейсеева.

 Это программа «Bnews Online», меня зовут Дамир Айдаров, добрый день.

В 2010 году Казахстан представил инициативу «Зеленый мост» - эта программа партнерства между нашей страной и другими государствами нацелена на обмен зелеными технологиями, а также на достижение оптимального уровня потребления энергетических и природных ресурсов. О развитии этого направления мы будем сегодня беседовать с нашим гостем – заместителем председателя правления некоммерческого акционерного общества «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов» Гаухар Бейсеевой. Добрый день!

Г.Бейсеева: Здравствуйте, Дамир. Спасибо за приглашение.

Д.Айдаров: Спасибо. Начнем наше интервью. Первый вопрос: назовите приоритетные направления программы партнерства «Зеленый мост».

Г.Бейсеева: Я, наверное, начну с того, что основным предметом деятельности Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов является оказание содействия ускоренному переходу к зеленой экономике и оказание содействия реализации программы партнерства «Зеленый мост». На сегодняшний день программа партнерства «Зеленый мост» координируется, ее, так скажем, реализация находится в компетенции Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, но мы одним из своих направлений деятельности также рассматриваем дальнейшее продвижение этой инициативы и реализацию данной программы. Вообще, инициатива, то есть, международная программа партнерства «Зеленый мост» – это инициатива Казахстана по переходу к зеленой экономике на основе многостороннего партнерства с бизнесом, общественностью и дальнейшего расширения, укрепления, развития международного сотрудничества. Она была выдвинута первым президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым на 3-ем Астанинском экономическом форуме в мае 2010 года. Далее она была утверждена на 6-ой конференции стран Азиатско-Тихоокеанского региона в том же году, в 2010, и в Астане уже позже, на 7-ой конференции министров «Окружающая среда для Европы», в сентябре 2011 года нашла свое подтверждение, и в 2012 году в рамках 66-ой Генеральной ассамблеи ООН состоялся Всемирный климатический саммит Рио, известный, под названием «Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио+20: Будущее, которое мы хотим». Программа была одобрена странами-участницами и вошла в заключительную декларацию Генеральной ассамблеи. И ППЗМ, будем так коротко говорить, программа партнерства «Зеленый мост», она задумывалась как альтернативная межсекторальная платформа сотрудничества для правительств, бизнеса, НПО и международных организаций. Почему она, так скажем, возникла? Если, например, до возникновения вот этой инициативы, все программы носили какой-то такой декларативный характер и были нацелены более на получение грантовой технической помощи или же на получение каких-то займов и ссуд на какие-то проекты, то сейчас, с появлением этой программы, в рамках этой программы была идея сближения с бизнесом, чтобы более интенсивно, активно вовлекались предпринимательские круги в реализацию экологических проектов и развитие экологических программ. Ну, там в формате, например, государственно-частного предпринимательства, краудфандинга, вот таких дел, чтобы средства выделялись конкретные, под конкретные инвестиционные проекты, под зеленые технологии, более такое конкретное и предметное чтобы было развитие зеленых технологий и зеленых проектов, которые направлены на экологизацию.

Д.Айдаров: Развитые страны готовы с нами делиться своими зелеными технологиями?

Г.Бейсеева: В целом, считается, что технологии на сегодняшний день – это дорогое удовольствие, но с учетом того, что вообще проблемы экологии носят на сегодняшний день такой глобальный характер, и они являются вызовом и угрозой в целом существования человечества, поэтому мы не можем утверждать, что зеленые технологии зарубежные стоят дорого, или каким-то образом вообще они недостижимы. На сегодняшний день технологии, которые имеют результатом сокращение негативного воздействия на окружающую среду, должны быть доступными для всех, то есть, должен быть равный доступ к технологиям. И поэтому именно в этой сфере возникла, сейчас, и на последних саммитах, и на КОБ-24 в Котовице, который в прошлом году состоялся, и в этом году этот климатический саммит – там раздаются уже утверждения, голоса и призывы к тому, чтобы технологии, которые ведут к экологизации, должны быть доступными и они должны иметь более льготное финансирование, государства должны быть готовы – развитые и менее развитые – они должны быть готовы и разрабатывать все инструменты для того, чтобы эти технологии внедрялись.

В конечном счете эти государства взяли обязательства по сокращению эмиссии, по сокращению негативного воздействия на окружающую природу, поэтому, в соответствии с этими обязательствами, здесь уже рассуждать о том, что дорого, что не дорого – уже это время ушло. Сейчас уже надо говорить о том, что нужно инвестировать, причем инвестировать достаточно для того, чтобы сохранить экологический баланс в собственной стране, этим самым содействовать сохранению экологического баланса планеты и выполнить свои обязательства, взятые в рамках международных конвенций, соглашений тоже.

Д.Айдаров: Планета у нас одна. На сегодняшний день с какими странами уже подписана программа партнерства «Зеленый мост»?

Г.Бейсеева: О, этих стран уже достаточно много. У нас уже к программе партнерства «Зеленый мост» присоединились 16 стран. Я могу даже их все Вам сейчас перечислить – в первую очередь, это наши соседи самые ближайшие – Россия, Кыргызстан, Грузия, Германия, Монголия, Беларусь, Черногорье, Латвийская Республика, Албания, Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Испания. Как Вы видите, здесь, в принципе, представлены не только те страны, которые только начинают внедрять меры по национальной экологизации, но и те страны, которые имеют определенный опыт, знания, технологии, такие страны, как, например, Германия, Швеция, Испания, Финляндия – передовая страна. Эти страны уже в рамках партнерства «Зеленый мост», присоединившись к этой программе, они уже выразили свою готовность сотрудничать по обмену знаниями, технологиями, реализацией проектов, программ, и эта работа уже, в принципе, идет, на сегодняшний день об этом свидетельствует то, что наш центр стал национальным координатором, платформой сотрудничества Европейский союз – Центральная Азия, и в рамках вот этой функции мы уже провели ряд семинаров, тренингов для представителей местных органов власти, для представителей компаний, компаний, коммунальных хозяйств. Вся наша деятельность, в принципе, является наполнением этой программы партнерства «Зеленый мост».

Д.Айдаров: Два года назад в столице Казахстана состоялась выставка ЕХРО-2017 и, насколько я помню, вашему центру было поручено отобрать некоторые проекты и реализовать их уже у нас в Казахстане. Что сделано на данный момент?

Г.Бейсеева: Вы знаете, так как ЕХРО носило название «Энергия будущего», большинство, мы говорим о 133 проектах, которые были отобраны, которые были выставлены в зоне лучших практик на ЕХРО, и они в результате были отобраны для внедрения в Казахстане. И эти 133 проекта были направлены в области, в регионы, и вошли, так скажем, в компетенцию местной власти для того, чтобы они там изыскивали средства для их внедрения на местном уровне. Речь идет, например, насколько мы знаем, очень эффективно идет внедрение гелиоколлекторов, они оказались наиболее подходящими для отдаленных фермерских хозяйств, для сельских территорий, когда существует необходимость, когда нет каких-то центральных доступов к воде, к источнику энергии, вот эти гелиоколлекторы выступают в качестве вот такой спасительной технологии на бытовом хорошем уровне.

Д.Айдаров: В рамках программы «Зеленый мост» предусмотрены ли какие-то льготы для привлечения инвестиций? Новые технологии, как Вы сказали – это не очень дешевое удовольствие. Есть ли какие-то льготы у нас?

Г.Бейсеева: В Казахстане мы понимаем под зелеными технологиями технологии, которые ведут к сокращению негативного воздействия на окружающую среду. Естественно, речь идет не только о возобновляемых источниках энергии, речь идет, в принципе, о любой технологии, которая будет способствовать сокращению загрязнения. Например, если будет внедряться больший процент или объем возобновляемых источников энергии, таким образом сокращается количество загрязняющих, так скажем, традиционных источников энергии – это уголь, мазут, то, что на сегодняшний день является проблематичным, особенно для городов. В городах, сейчас наступит скоро зима, и мы опять ощутим все прелести вот этих источников традиционных.

Что касается транспортных средств – да, в принципе, по введению электротранспорта, там предусмотрен ряд льгот, ряд преференций, освобождений, так как у них нет объема двигателя, они не платят налог на кубические сантиметры, ввозные таможенные пошлины тоже по нулевой ставке. Но сам автомобиль, который не выпускается в Казахстане, он, конечно же, – дорогостоящее удовольствие, собственно, его приобретение. На сегодняшний день электромобиль стоит дороже, чем обычный бензиновый или дизельный автомобиль – это раз. Для того, чтобы этот вид транспорта получил какую-то популярность среди населения, конечно, нужно проводить работу не только по льготному финансированию или же отмене каких-то таможенных или налоговых, улучшения фискальной политики в отношении них. Здесь идет очень такой большой комплекс, нужно рассматривать большой комплекс вопросов – это и количество заправочных станций. Вообще, если брать нашу страну, у нас очень большая страна, это и качество дорог, по которым они ходят, и расстояние между населенными пунктами, от этого расстояния зависит количество заправочных станций, какой объем заправки – есть, например, сейчас китайского производства автомобили – JAC, наверное, Вы знаете – они могут проехать без дозаправки только 100 км, каждые 100 км им надо заправляться. Насколько это выгодно казахстанскому потребителю – это уже будет рассчитываться, исходя из спроса или же финансовых возможностей населения.

Другое дело, если, например, электротранспорт будет вводиться как общественный транспорт – это электроавтобусы, вот с чего могли бы на государственном уровне начинать – это именно с введения электротранспорта в городских условиях, в принципе, как и шаг, и предусмотреть при этом всевозможные льготы. На сегодняшний день они есть, они разрабатываются, страна уже в эту сторону идет, двигается. Вот мы проводили в мае месяце пробег, первый пилотный пробег электромобилей. Целью же было у нас не только провести этот электропробег, как шоу, как мероприятие. В контексте этого мероприятия у нас лежал интерес к перспективам развития электротранспорта в Казахстане. Мы проанализировали, посмотрели качество дорог, количество электрозаправок, то есть, мы посмотрели, как долго в Казахстане этот процесс – мы теперь уже знаем, сколько времени, например, приблизительно надо для того, чтобы население стало пользоваться электротранспортом.

То, что я говорю – это, в принципе, лет еще, наверное, 10-15 понадобится для того, чтобы какой-то был такой массовый интерес к электротранспорту. Это зависит от наличия и развитости инфраструктуры, собственно, в стране. Но надо отметить, что вот, например, в городских агломерациях, в принципе, у нас воздух загрязнен в основном в городах. То есть, нужно начинать с городов. Если в городском режиме будут использоваться – например, городской электротранспорт, или же городское население пересядет на электротранспорт, тогда можно говорить о том, что в какой-то степени мы будем говорить о чистом воздухе в городах.

Д.Айдаров: Ну, здесь надо формировать культуру уже, получается.

Г.Бейсеева: Да, это, во-первых, культура, во-вторых, сознание, такое вот экономичное сознание населения. Человек исходит всегда из своего кармана, то есть, человек должен учиться считать деньги, рассчитывать свои возможности. У нас же сейчас, в общем-то, немножко другой подход, у людей к своему карману – очень важно иметь большой, с большими кубиками, большой такой внедорожник, и это, как говорится, свидетельство статуса, свидетельствует о жизненном уровне в какой-то степени. Вот это сознание должно потихонечку изменяться, люди должны очень сознательно подходить к собственным расходам, к собственным возможностям. И перемещение в электромобили, наверное, тоже будет одним из элементов такого вот измененного подхода к своей жизни, к своему здоровью, то есть, отношение к жизни, к здоровью, к финансовым возможностям – это такой комплекс перемен в сознании человека.

Д.Айдаров: Здесь, наверное, еще должна быть сортировка мусора, внедрение культуры – это очень большая проблема на сегодня.

Г.Бейсеева: Я думаю, что, знаете, если исходить из примера – у меня достаточно большой опыт проживания в Западной Европе, я дипломат, в принципе, с получением дипломатического ранга, который присуждается пожизненно, я могу утверждать, что я и сейчас еще дипломат. У меня, в принципе, опыт работы в дипломатических учреждениях Казахстана, в частности в Германии.

Во-первых, дипломаты чем занимаются – они изучают опыт страны, в которой служат, в которой работают, и знакомят с этим опытом собственное правительство, собственную страну. И одним из направлений была как раз-таки работа по управлению мусором – переработкой, сбором, утилизацией и прочее. Весь этот немецкий опыт пришлось изучать, но что я хотела бы отметить: главное – создать систему. Систему управления отходами. Вот смотрите – в Германию приезжает очень много разных людей, мигрантов, и они приезжают не из самых лучших и благополучных стран, но, когда они туда приезжают, они становятся законопослушными, сознательными. То есть, сама система, которая там налажена, которая внедрена, вынуждает любого, не только коренного – с коренным населением они работали, да, это нужно признать. Они создавали мусорную полицию, которая рылась в баках, находила по кусочкам – я сама видела сюжеты по телевидению, как эта работа вообще у них происходила. Эта мусорная полиция роется в этих мешках, в этих баках, находит, например, если мусор не отсортирован или же выброшен не в тот бак, в который необходимо, не по принадлежности, то тогда уже мусорная полиция смотрит – люди же всегда допускают оплошности, квитанцию выбросят – находят предметы, которые говорят о принадлежности мусора.

Д.Айдаров: Находят хозяев мусора…

Г.Бейсеева: Да, находят хозяев этого неправильно выброшенного мусора, или неотсортированного – и тогда уже вот тебе штраф. То есть, там точечная работа, конкретная работа. Там нет такого, чтобы поголовно как-то вот. Там, в принципе, конкретизируется нарушитель, и он выявляется, и наказание в отношении него неотвратимое, там уже он не уклонится от уплаты штрафа. Если он не оплатит штраф – он пойдет под суд, и все судебные расходы он будет сам оплачивать.

Должна быть налажена государственная система по раздельному сбору, по утилизации, по вывозу этого мусора. В Германии, например – и в Швейцарии я тоже работала – там специальные предприятия. Одно предприятие специализируется на вывозе стекла, другое предприятие специализируется на вывозе и утилизации твердых бытовых отходов. В зависимости от того, как делится мусор, у каждого мусора есть свой хозяин, предприятие. Есть график определенный вывоза мусора – и приезжают машины, именно конкретно по этому графику, ни опозданий нет – не успел вывезти, все, держи дома до графика вывоза. Это все – четко организованная система. Так не должно быть, чтобы, например, стоят несколько баков – приезжает одна машина и все баки в одну машину вываливаются. Этого не должно быть. У каждого мусора должен быть свой хозяин, каждый должен вывозить и должен перерабатывать или утилизировать уже по своему каждый направлению, по своей хозяйственной деятельности.

Д.Айдаров: У нас в столице, насколько я вижу, уже попытки есть внедрения раздельного мусора, но пока оставляют желать лучшего результаты, к сожалению, пока мало кто сортирует. Если вернуться к программе «Зеленый мост», она подразумевает интеграцию экологической и экономической политик по устойчивому эффективному развитию. Как обстоит дело с развитием энергоэффективности у нас в Казахстане?

Г.Бейсеева: Если говорить о двух столпах – энергоэффективность и энергосбережение лежат в основе создания устойчивой модели развития экономики. Без этих двух основных столпов устойчивость невозможно обеспечить. Поэтому здесь мероприятия, которые проводятся в данной сфере, способствуют модернизации промышленности, электроэнергетики, жилищно-коммунального, транспортного сектора, и этот процесс происходит посредством стимулирования применения новых технологий и инноваций. Поэтому, несмотря на значительные запасы в стране энергоресурсов – мы говорим о профиците, говорят, что уголь на 300 лет у нас еще запасов хватит, но, тем не менее, мы должны, и руководство нашей страны уже приступило к созданию в стране развитой структуры – или инфраструктуры – которая будет заниматься энергосбережением и повышением энергоэффективности.

Два этих направления, в общем-то, определяют энергетическую политику страны. Если мы, например, вспомним о том, что была поставлена амбициозная цель по снижению энергоемкости ВВП к 2020 году на 40%. Это в следующем году мы должны эту цель достигнуть. В соответствии с реализуемой политикой предусматривает новые нормативы в области потребления энергоресурсов при производстве продукции, требования к коэффициенту мощности, новые требования к проектной документации, применение обязательных требований в области энергоэффективности на транспорте, к электродвигателям, зданиям, сооружениям различных типов и к архитектурным решениям – то есть, то, что новое строится, туда должны быть заложены принципы энергоэффективности, энергосбережения, нормы все, нормативы – все там должно уже предусматриваться.

Ну, и не последним инструментом по реализации также является проведение энергетических аудитов – это подготовка энергоаудиторов, энергоменеджеров, то есть, начиная с административных мер, заканчивая производственными мерами – это все должно содействовать реализации вот этой энергетической политики в сфере энергоэффективности, энергосбережения. Сколько бы мы запасов ни имели, мы должны думать о том, что эти запасы не бесконечны. С другой стороны, энергоэффективность, в принципе, тоже ведет к сокращению – опять же, я возвращаюсь к нашим экологическим проблемам – к сокращению эмиссии. Буквально вот, я Вам скажу, лет 10 тому назад у нас была программа, как раз, когда мы только приступали к замерам по энергосбережению, жилые дома сколько теряют энергии и тепла, приезжали немецкие эксперты, которые были просто поражены тем, сколько метров от дома теплая зона. Каждый дом где-то полтора-два метра имеет теплую зону, это были замеры. Причем, когда разговаривали с этими экспертами, они сказали – нужно или срочно принимать в жилищно-коммунальном хозяйстве какие-то мероприятия по сокращению потерь, или же, в принципе, есть дома, которые просто можно даже не модернизировать, не санировать, а просто их сносить и заново строить уже по новым нормам. В законодательство также были внесены поправки по привлечению к административной ответственности за нарушение норм энергоэффективности.

Работа в этом направлении ведется государством. Я думаю, что у нас есть компания, организация, которая называется KazEnergy, они вырабатывают эту политику, они разрабатывают все эти направления. Нашу задачу, как центра, мы видим в том, чтобы, исходя из нашего названия, привлекать технологии в эту сферу, заниматься поиском инвестиций, и мы стараемся эту задачу свою выполнять, и привлекаем также международный опыт, экспертов для решения этих вот направлений, задач.

Д.Айдаров: Гаухар Халеловна, благодарю Вас за интервью, желаем успехов в Вашей работе. А мы на этом с вами прощаемся, читайте новости на портале Bnews.kz, всего доброго и до свидания.

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх