• Нур-Султан, -1 ℃
  • Алматы, +4 ℃
  • Шымкент, +9 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Индустриально-инновационное развитие страны в условиях новых экономических вызовов».

  • Видео
Уважаемые пользователи! 25 декабря в 09:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием министра по инвестициям и развитию РК Асетом Исекешевым на тему «Индустриально-инновационное развитие страны в условиях новых экономических вызовов».

Ведущая: Доброе утро, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. я рада приветствовать вас в рамках онлайн-конференции из нашей студии. 30-ноября текущего года Глава государства выступил с ежегодным Посланием, обращенным к народу Казахстана, обозначив последующий спектр работы в обозначенных направлениях. В реализации поставленных задач задействованы все отрасли. «Индустриально-инновационное развитие страны в условиях новых экономических вызовах» - именно так звучит сегодняшняя тема нашего прямого включения. Хотелось бы представить вашему вниманию спикера сегодняшней трансляции, Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Исекешева Асета Орентаевича! Здравствуйте!

Исекешев А. Доброе утро!

Ведущая: Приятно видеть вас сегодня в рамках нашей студии в качестве гостя.

Исекешев А. Спасибо вам! С наступающим праздником Вас и всех зрителей!

Ведущая: Спасибо! Ну, и перейдем непосредственно к вопросам. В своем ежегодном Послании Глава государства вновь подчеркнул важность продолжения плана индустриализации и привлечения инвестиции. Скажите, пожалуйста, что изменится в вашей работе по индустриализации, и что мешало в целом для реализации индустриализации? Что даст нынешнее Послание для ГПИИР? Президент сказал, что акцент будет делаться на привлечение в страну транснациональных корпорации. Скажите, будут ли для них созданы определенные условия или существующий пакет в принципе достаточен?

Исекешев А. Спасибо! Первое, хотел бы сказать, что пять институциональных реформ Президента, который он объявил в этом году и Послание сыграют очень большую роль для дальнейшей индустриализации. Во-первых, мы сейчас внимательно анализируем все тренды, которые происходят в мире. Не только те, которые видны на лицо, но и глобальные технологические экономические тренды, которые ближайшие 10-15 лет во многом изменят спектр мировой экономики. Второе, это, конечно, сыграло роль экономической ситуации. Мы видим, что развивается четвертый сценарий, который был у нас предусмотрен при разработке программы второй пятилетки индустриализации. При рассмотрении двух критериев это низкий уровень цен на нефть и металлы, наши экспортные товары, и откроет высокую интеграцию. Конечно, то, что наши основные торговые партнеры Российская Федерация, КНР, Евросоюз, в целом многие страны сейчас испытывают сложности в экономике. Конечно, все это влияет и на нас. Поэтому Глава государства дал поручение скорректировать дальнейшую политику диверсификации экономики с учетом всех этих трендов. Конечно, в периоды с 2008 года, когда начался предыдущий кризис, после этого была достаточно сложная ситуация. Политика индустриализации развивалась, тем не менее, достаточно успешно. В основном были решены многие инфраструктурные вопросы. У нас сейчас уже есть инфраструктура во многих специальных экономических зонах, индустриальных зонах. Были созданы все необходимые меры поддержки для предприятия, в том числе и малого бизнеса, крупных компании, инвесторов, инноваторов. Но, понятно, что с учетом новых тенденции и трендов необходимо все внимательно осмыслить, скорректировать. Поэтому мы сейчас эту работу проводим. Какие я бы хотел отметить направления и реформы, которые обозначил Президент, и которые сыграют очень важную роль? Какие вопросы затрудняли проведение диверсификацию экономики? Во-первых, об этом говорил сам Президент. У нас очень высокий уровень государственного в экономике. Это не только крупные национальные компании. Это на уровне региональных предприятии, всевозможных государственных ТОО, АО. Все это, конечно, играет определенную роль, влияет на активность частного бизнеса. Во-вторых, высокий уровень монополии в различных секторах. Об этом тоже говорил Президент. Третье, у нас очень высокий уровень достаточно проблемных кредитов в экономике и сложных ситуации банкротства. Ряд этих и многих других причин помешали активному привлечению инвестиции, инвестиционной активности наших производителей, наших компании. Поэтому в рамках пяти институциональных реформ для разных участников этого процесса диверсификации решаются многие вопросы. Во-первых, для инвестиционной активности, если у нас будет масштабная программа приватизации, и одновременно внедрение новой модели банкротства, который позволит годами этот процесс, который очень долго шел, заменить на очень быстрый процесс, чтобы не останавливалось предприятие, не останавливались трудовые коллективы, а приходил более эффективный собственник. Расчистка проблемных кредитов в банках, эти все проблемы позволят нашему бизнесу более активно участвовать в новых проектах, более активно смотреть, изучать возможности вместо того, чтобы ходить по многочисленным судебным инстанциям, и т.д. Приватизация позволит привлечь казахстанских бизнесменов, иностранных инвесторов во многие объекты, на базе которых можно развивать инвестиции. Очень важное направление то, что сейчас в рамках и силу бюджетных ограничении, я считаю, что очень важен принцип максимально использовать механизм ГЧП. Сейчас наши коллеги в экономике разработали закон, который уже принят. Это закон о государственно-частном партнерстве, который позволит очень серьезно, не только в промышленности, но и в социальной сфере, привлечь частные инвестиции, дать возможность нашим бизнесменам создавать новые производства и новые объекты. Ряд этих причин, которые затрудняли, сейчас будут решаться. Законы все приняты. Сейчас идет усиленная задача подзаконных актов каждого министерства, десятки, сотни постановлений, приказы готовят для того, чтобы эти законы заработали с января 2016 года. Среди них хочу отметить еще одно. Это поручение Президента по развитию конкуренции. То есть, максимальная конкуренция во всех секторах, снятие ограничении, монополии, и т.д. Поэтому все это позволяет экономически раскрыть горизонт период индустриализации. Это дает хороший толчок. Поэтому мы сейчас саму программу в рамках нового условия смотрим в условиях новой реальности . здесь мы берем хороший опыт Австралии и Канады. Это страны с похожей экономикой, с похожей географией, с похожей структурой экономики. Здесь мы делаем упор в новой программе не только на обрабатывающую промышленность, но мы берем шире. То есть, это и сектор продуктивных услуг. Допустим, в Австралии и Канаде доля обрабатывающей промышленности порядка как у нас 11 и 7 процентов. То есть, а Канаде 11, в Австралии 7 процентов. У нас 10 процентов. Но устойчивость экономики у них еще определяется секторами продуктивных услуг. Очень много людей у них, которые уехали с села. Они, получив хорошее образование стали специалистами в сферах услуг. Это логистика, профессиональные услуги, дизайнеры, архитекторы, геофизики. Это фактически можно сказать, большая часть среднего класса. И вот, обрабатывающая промышленность, сектор продуктивных услуг у них составляет порядка 45-50 процентов. Это уже устойчивость экономики при любых кризисах. Поэтому мы кроме промышленности сейчас вводим программу приоритетных видов услуг. Это для нас, прежде всего, транспорт логистика. Сейчас это очень приоритетный проект для Казахстана. Это туризм. Это частное образование здравоохранения, которое тоже может дать хорошие возможности для частного бизнеса, и другие услуги. Поэтому мы корректируем программу. У нас будет четкость индикаторов. Президент сказал, что то будет рост сырьевого экспорта, привлечение инвестиции, и уровень производительности. Уровень производительности труда отражает многие факторы. Это в целом насколько она эффективна как экономика, насколько она конкурентоспособна. В рамках этой политики мы серьезно корректируем политику привлечения инвестиции. Я уже говорил, эти вопросы приватизации, банкротства. Очень важный вопрос – это создание финансового центра в Астане. Международный финансовый центр, с применением британского коммерческого права. Будет специальный суд, в котором будут работать зарубежные судьи. Я считаю, что это такой революционный шаг на постсоветском пространстве. Когда Президент с визитами был в США, Великобритании, Франции, мы встречались со многими крупными компаниями. Они очень сильно приветствовали этот шаг. Я думаю, что Казахстан в результате реализации всех этих поручении, которые были даны в Послании и в 100 шагах, реально можно стать крупным инвестиционным центром на территории постсоветского пространства. Это наша задача. Мы будем к этому идти. Для того, чтобы любой инвестор приходил сюда, он чувствовал себя комфортно, создавал свой бизнес, и уже отсюда мог выходить на рынки соседних стран. Это наша цель. Мы будем над этим работать. Для этого, вы задали вопрос, если мы в первой пятилетке привлекли 20 национальных компании, вы помните, что в 2000 годах к нам приходили много компании. Но они в основном приходили на нефтяной сектор. Последние 5 лет появились уже другие компании, как Тойота, Данон. То есть, компании, работающие в обрабатывающей промышленности. Но компании реализовали хорошие проекты. Наша задача – привлечь транснациональные компании, которые бы создали более серьезное производство. Поэтому мы сейчас корректируем наши подходы. Мы будем очень активно работать и за рубежом, и внутри страны. У нас есть четкие понимание того, в какие сектора нужно привлечь, какие сектора имеют конкурентное преимущество, чтобы занять свои справедливые ниши в Китае, России, в Центральной Азии, может быть даже в дальнем зарубежье. Кроме крупных компании у нас конечно будут работать и с малым, и с средним бизнесом. Как с нашим, так и с иностранным. Здесь очень активно будет работать Национальная палата предпринимателей. Мы договорились, что правительство нашего Министерства и национальные холдинги работают над очень крупным проектом. У нас сейчас порядка 30 крупных проектов, где есть инвесторы. Общий объем их инвестиции 8 триллионов тенге. Важно в рамках второй пятилетки построить, чтобы у нас появились такие большие крупные компании. На уровне регионе очень важно, когда пойдет приватизация, когда пойдет новая модель банкротства, когда пойдет расчистка проблемных банков, очень важно, чтобы эти инициативы малого и среднего бизнеса посредством организации кластеров начали активно продуцировать новые идеи, новые продукты. Здесь НПП играет важную роль. Они сейчас очень активно работают в регионах с акимами. Я думаю, что этот четкий план в ближайшие 2-3 года позволит появиться новым секторам, и развивать те направления, которые уже появились. Это не простая работа в условиях кризиса, в условиях вступления ВТО, в усилении конкуренции. Поэтому мы все это в программе учли. и для удобства инвесторов с 1 января 2016 года наше Министерство будет как одно окно. 363 государственные наиболее востребованные услуги будут даваться нами. При этом мы для упрощения сейчас делаем одно окно как в ЦОН-ах. В каждом ЦОН-е с 1-января будет сидеть наш специальный офицер, который примет у инвесторов бумаги. И там же он получит все лицензии. Ему не надо будет ходить ни по акиматам, ни по министерствам. Абсолютно все разрешения он получит в одном месте. Пришел, ушел. Мы считаем, что это тоже сыграет очень важную роль. Очень много таких новеллы. Просто, учитывая, что у нас времени не так много, я вот постарался сказать. И в завершение хочу сказать, что очень важно понимать то, что не только кризис, не только изменения экономической ситуации заставило нас скорректировать программы. На самом деле глобальная экономика переживает переход к новому технологическому укладу. Все это понимают. Уже такие развитые страны, как США, Корея, Япония приняли программы перехода к новой экономике. Сейчас такие программы принял Китай. Конечно, Казахстан тоже должен это учитывать. Основные параметры новой экономики – это максимальное использование цифровых технологий и в социальной сфере, и в экономике, в онлайн торговле. Это применение новых материалов. Это новые организации производства. Фактически это переход на другой уровень. Конечно, мы это тоже учитываем в программе. У нас есть поручение Президента. Мы работаем сейчас над специальной программой по цифровизации. Об этом мы можем сказать в следующем году. Но главное, всем нашим специалистам, врачам, промышленникам, сельхозникам нужно во многом быть готовым к этому новому порядку, к которому надо двигаться Казахстану, чтобы не отстать от других стран. Это совершенно новый подход к образованию, переподготовке людей. Потому что это работа в новых условиях. И даже журналисты. Вы же видите, что у нас сейчас меньше читают газет, все больше работают в онлайн. Это скоро будет везде. Вот уже вызовы такси, бронирование отелей, более сложная форма в здравоохранении, государственном управлении. То есть, такие глобальные тренды мы тоже учитывали при корректировке.

Ведущая: То есть, с учетом существующих современных тенденций..

Исекешев А. Как кризисных появлений, так и фундаментальных изменении в будущем экономики. Казахстан между Китаем и Россией. Пользуясь нашим географическим положением, он должен занять свои справедливые ниши в товарах, услугах, и быть готовым идти на новую технологическую платформу. Я считаю так, если так коротко говорить. И то, что в какой-то степени препятствовало этому, практически все вопросы отражены либо в 100 шагах, который Президент утвердил для реализации 5 институциональных реформ, либо в Послании. Спасибо!

Ведущая: Спасибо вам за такой обширный ответ! Думаю, что наши пользователи смогут для себя подчеркнуть очень много полезной информации. В самом ответе вы коснулись вопросов образования. Именно этот вопрос в своем Послании обозначил, что 2017 года профессиональное техническое образование станет бесплатным. Это отличный посыл. Ощущается ли дефицит кадров для индустриального развития, и проводится ли соответствующая работа с другими государственными органами, например, Министерством образования или Труда?

Исекешев А. Спасибо! Конечно, мы ощущаем дефицит. Честно говоря, кадры это основной вопрос, который был в первой пятилетке. Новое производство требует новых специалистов. У нас, к сожалению, они не всегда были. Очень сложно найти специалистов. Поэтому было очень много вопросов. Много мероприятии. Не буду повторять о создании индивидуальных центров вместе с предприятиями в улучшение новых учебных программ. Если говорить о нынешней ситуации, то мы понимаем, что поставили вопрос на 2 направления. Первый – для второй пятилетки. Второе более глобальный. Для второй пятилетки, конечно, нам нужно порядка 40 тысяч специалистов для новых предприятий. Мы сейчас с Министерством образования имеем совместный план. Сейчас определен перечень из 10 ВУЗ-ов, которые с учетом регионального состояния кадров будут готовить специалистов. Допустим, по нефти будет Атырауский ВУЗ. По металлургии Карагандинский, Усть-Каменогорский ВУЗ. Этим ВУЗ-ам поставлена задача разработать новую программу, чтобы соответствовать течению времени. Поэтому недавно были большие переговоры, которые успешно завершились. И каждый ВУЗ нашел себе партнеров, причем несколько. Допустим, даже такие крупные ВУЗ-ы, как Кембридж, Сорбонна, ряд американских ВУЗ-ов именно по конкретным специальностям работают партнёрами. Что это значит? Это значит, что его преподаватели перейдут сюда, наших преподавателей мы обучим там. Потому они помогут разработать новые учебные программы для этой специальности. Даже в некоторых случаях будет двойной диплом. То есть, наши специалисты в последний год будут учиться там. Это позволит очень быстро привлечь лучшие методики в наши ВУЗ-ы по нашим приоритетным секторам. Это сельское хозяйство, продукты, нефтехимия, производство минеральных удобрений, машиностроение, цветная металлургия, логистика, фармацевтика, и т.д. Кроме этого мы сделали такой план по специальным колледжам. В каждом регионе будет колледж. То же самое, в нем несколько школ, которые будут готовить рабочих и специалистов высокой квалификации совместно с зарубежными партнёрами. В третьих, мы сейчас с предприятиями со многими работаем. Если есть крупные иностранные компании, они создают с определенным колледжем курсы, чтобы готовить специалистов для своей технологии, для своего оборудования на данном колледже. Это дуальное обучение. Это такая краткосрочная задача. Если говорить о более глобальной теме, сейчас вопрос идет о таких новых серьезных изменениях с точки зрения контента, чтобы соответствовать тем глобальным трендам. Это максимальная информационная технология, максимальный английский язык, максимально точные науки. Поэтому сейчас в Министерстве образовании есть рабочая группа, которая это смотрит ежедневно. Мы тоже участвуем в этой работе для того, чтобы правильно выстроить всю работу.

Ведущая: Асет Орентаевич, спасибо большое за все ваши полные ответы. К сожалению, наше время ограничено. И за такой интересной полноценной беседой оно так быстро пролетело. Хотелось бы в первую очередь поздравить вас с наступающим Новым годом, который мы будем праздновать через неделю. Была проделана очень большая работа. Следовательно, впереди очень много перспектив. Поэтому, хотелось бы пожелать, чтобы все было исполнено должным образом.

Исекешев А. Спасибо большое! Я тоже хочу вас поздравить. Пожелать всего самого лучшего. Год действительно был очень сложным. В этом году достаточно дружно работали. Мы с коллегами вместе напряженно работали для того, чтобы работать против кризисных явлений. В то же время запустить программу «Нурлы жол». Продолжили программу индустриализации. Я думаю? Что следующий год будет достаочно оптимистичным. Конечно, будет очень много сложностей. Тем не менее, я думаю, что все будет хорошо. Спасибо!

Ведущая: Спасибо вам! На такой позитивной ноте хотелось бы с вами попрощаться, дорогие пользователи напоминаю, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго! До свидания!

Исекешев А. До свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх