• Алматы, +15 ℃
  • Нур-Султан, +9 ℃
  • Шымкент, +15 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Госпрограмма «Денсаулык»: Какие изменения ждут казахстанскую медицину?»

  • Видео
Уважаемые пользователи! 16 августа в 12:00 в студии BNews.kz прошла онлайн-конференция на тему «Госпрограмма «Денсаулык»: Какие изменения ждут казахстанскую медицину?» с участием генерального директора республиканского центра развития здравоохранения Айнурой Айыпхановой. 

Ведущая. Это онлайн-конференция информационного портала BNews.kz. Меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! Здоровая нация – это есть основа любого государства, - как сказал однажды выдающийся психиатр, невропатолог и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев. Если больному после разговора с врачом не становится лучше, то это не врач. Однако, как показывает практика, врачу, кроме хороших коммуникативных способностей, необходима материально-техническая база, а также приличный багаж знаний и умений. Оба этих пункта являются центральными аспектами государственной программы «Денсаулық», о реализации которой мы сегодня и поговорим. В гостях у нас генеральный директор республиканского центра развития здравоохранения Айнур Айыпханова. Здравствуйте! Я рада приветствовать Вас в нашей студии. Начать сегодняшний разговор мне бы хотелось вот с какого вопроса. Понятно, что основной задачей любой государственной программы, особенно в области здравоохранения, является здоровое население. Если смотреть по задачам, то программа «Денсаулық» направлена на модернизацию здравоохранения. Раскажите, в целом, как идет реализация программы и каких результатов уже удалось добиться?

А.Айыпханова. Государственная программа «Денсаулық» - это плановый системный документ, который по возможности охватывает всю систему здравоохранения и всю отрасль. Это стратегический документ, который направляет все усилия оказания медицинской помощи, на достижение поставленных индикаторов в цифровом выражении. Она рассчитана на 4 года с 2016-2019 гг.  и там есть 7 ключевых направлений. В Министерстве здравоохранения с января текущего года внедрен проектный подход и Министерство внутри определило 10 отраслевых проектов, которые покрывают все задачи и цели программы «Денсаулық». У нас есть хороший прогресс по всем показателям здоровья в динамике. У нас наблюдаются улучшения показателей здоровья, таких как, увеличение продолжительности жизни. Но все-таки, нельзя радоваться собственному историческому достижению, мы должны сравнивать себя с развитыми странами. У нас ест прогресс улучшения. Глядя на страны, входящие в ОЭСР, у нас еще есть к чему стремиться. Я, как профессиональный менеджер качества, считаю, чтобы улучшить работу, необходимо ставить четкие показатели, нельзя просто плыть по течению. Поэтому эта гос программа эти цели достигает. Поставлено выше 30 индикаторов, которые мы стремимся достичь. Среди них есть 3 показателя, которые мы не достигли по итогам 2016 года – это материнская смертность, 5-летняя выживаемость пациентов с онкологическим заболеванием и число прикрепленного населения на 1 врача общей практики. Хотелось бы отметить роль перестройки методов работы. С советских времен внедрена карательная система. Начинается с мед.организации – глав.врач увольняет врача, который допустил медицинскую ошибку, даже если это было не преднамеренно, руководитель областного управления, соответственно, применяет карательные меры в отношении своих подчиненных и т.д. Современный мир менеджмента говорит о том, что наказание и поиск виновных не решает системной проблемы. Необходимо искать корневые причины проблем.  Доказано, что свыше 80% причин, приводящих к нехорошим результатам – это системные причины. Даже при увольнении врача проблема останется. Даже при не достижении поставленных индикатором, мы не должны наказывать, мы должны искать системные проблемы и совместно решать их.

Ведущая. То есть, проще говоря, мы не должны искать виноватых, а должны искать именно причину.

А.Айыпханова. Потому что, нельзя сказать, например, что материнская смертность целого региона в руках одного физического лица или определенной группы медицинских работников. Есть вторая проблема, которую я бы хотела озвучить. В ходе анализа любой государственной программы, стратегического документа есть статистика, как говорят западные наши эксперты: статистика, ни есть фонарь, который освещает нас в темноте, а столб, о который можно опереться, чтобы не упасть. Мы не должны строго следовать цифрам, они должны нас направлять. Необходимо применять долю логики и здравого смысла. Некоторые индикаторы мы ставим на уменьшение, но если кто- то неправильно посчитал и поставил не достижимую цифру в 2016 году, то в 2019 году мы должны достичь того, что нереалистично в наших текущих условиях. Это ведет к сокрытию истинной статистики. Нам нужно при пересмотре системных документов сравнивать методологию статистики – откуда получаем эти цифры, есть ли риск человеческого фактора. В нашей стране нужно сейчас усиленно укреплять работу в области сбора статистических данных. Не все индикаторы, которые есть во всем мире, собираются в нашей стране. Но есть прогресс. Например, ранее Всемирная Организация Здравоохранения не доверяла официальным цифрам Казахстана – это было лет 10 назад. Потом эксперты ВОЗ, совместно с международными организациями провели аудит, провели обучение, как правильно эту статистику считать, подсчитывать. В итоге пришли к выводу, что именно по этим показателям нашей статистики можно верить. В гос программе есть 30 показателей и МинЗдрав все эти показатели мониторирует, каждые полгода мы собираем руководителей, всех областных руководителей здравоохранения, каждые полгода мониторим исполнение гос программы, в разрезе каждого региона. Кстати, 17 августа будет Республиканская Коллегия Министерства Здравоохранения РК, где мы будем рассматривать итоги за 6 месяцев 2017 года по исполнению программы «Денсаулық». Мы стали более открытыми, все данные, все отчеты мы выкладываем в сети, она доступны любому гражданину.

Ведущая. Если говорить в целом, об основных направлениях, есть 7 основных направлений.  Я предлагаю Вам сегодня рассмотреть 3. Вопрос ОСМС. Как ОСМС и программа «Денсаулық» будут работать вместе на улучшение качества здравоохранения? Вопрос о лекарственных препаратах, потому что поступило много вопросов от читателей, касательно этой темы. И третий – это улучшение квалификации врачей. Предлагаю начать с ОСМС.

А.Айыпханова. На самом деле ОСМС сейчас привлекает очень большое внимание общественность и СМИ, потому что это касается всех. Хотя ОСМС является всего лишь одним из семи направлений программы «Денсаулық», то есть пятое направление. Это заранее запланированное мероприятие. Сейчас текущая фаза ОСМС твердо заработала, с 1 июля идут отчисления. За месяц собрано около 1 млрд. тенге. На самом деле, даже система бюджетирования – это и есть страхование.  Что такое страхование? Если, например, сгорит дом, 1 человек понесет катастрофически высокие расходы. Страхование, априори, имеет неправильную модель, потому что все по чуть-чуть платят, а выигрыш видит пострадавший. А другие, кто просто внес взнос и с ним не случилось ничего, они этих денег может и не увидят. Но, именно из-за величины потерь работает система страхования в любой отрасли. Изначально, по плану, если мы говорим о страховании, то это некий пул населения вносят средства и 99 % может не будут болеть и им не понадобится медицинская помощь, но кто-то один заболеет и на него направляются эти средства. Платя взнос в систему страхования, мы страхуем себя от всех видов заболевания. Например, нет частной организации, которая бы лечила туберкулез. А если случится такое заболевание, а Казахстан в мире занимает лидирующее место, гражданин вынужден обратиться в ту организацию, которая участвует в ОСМС. Поэтому, этот довольно незначительный взнос в размере 1 % - это очень выгодное предложение для граждан. Если мы сравним с другими странами, то у нас самый низкий процент и в денежном и процентном выражении. За рубежом 9-10 %, в некоторых доходит до 16%. В мире есть смешанные модели, когда часть денег платит работодатель, часть сам человек. В мире хорошо развита система сооплаты. Для внедрения ОСМС приняты соответствующие законы, в процессе принятия подзаконных актов. Очень приятно видеть активное гражданское общество в Казахстане.

Ведущая. По ОСМС более-менее стало понятно. Давайте перейдем к вопросу о лекарственных средствах. К сожалению, есть такая не хорошая статистика и многие медицинские работники говорят, что граждане Казахстана выбирают иностранные препараты.

А.Айыпханова. В Казахстане внедряется проект «Национальная лекарственная политика». Работа любого государственного органа является рутинной. В этой рутине теряются важные вопросы. Министерство здравоохранения РК с января внедрило проектный подход и одним из десяти отраслевых проектов является «Национальная лекарственная политика». Для этого проекта определены четкие KPI – индикаторы, проектная группа. Суть этой политики в том, что там есть 4 направления и наконец-то взялись за лекарства. Уделяется внимание порядку. Например, в первые в стране внедряется урегулирование цен на лекарственные средства. Повышение доступности лекарств – это один из подпроектов. У нас было поручение Главы Государства – внедрить урегулирование цен на лекарственные средства. Мировая практика показывает, что это имеет место, зарубежные страны это делают. У нас урегулирование цен уже частично внедрено на уровне закупа лекарств единым дистрибьютером. Теперь это будет распространено шире на все лекарства, которые отпускаются по рецепту. Далее будет урегулирование цен на все лекарства, которые отпускаются без рецепта. У нас граждане в 1,5% раза больше тратят денег, чем граждане стран ОЭСР. В стране существует обширная программа бесплатного амбулаторного лекарственного обеспечения. Еще одно направление этого проекта – это прослеживать реализацию этих лекарств. Амбулаторное лекарственное обеспечение – это когда государство пациентам гарантирует по определенным видам заболеваний лекарства. Больные могут получать эти лекарства бесплатно, обратившись в поликлинику. Аудит показывает, что не все пациенты, которым полагаются этим пациента, берут эти лекарства. Даже случаются факты мошенничества. И все эти лекарства идут во вторичный оборот, и государство дважды платит за одно и то же лекарство. Чтобы не было таких фактов, мы хотим применить современные технологии. На самом деле этот проект лекарственной политики довольно обширный. Третье направление этого проекта – повышение осведомленности и рационального использования лекарственных средств. Имеет место, когда врачи назначают препараты, на которые нет показаний. Сейчас мировая модель врач-пациент поменялась. Раньше даже в развитых странах была патриархальная модель – врач сказал, а пациент должен принимать и слушать. Сейчас во всем мире внедрена равноправная модель, по принципу «клиент всегда прав». Пациенты сейчас приходят к врачам начитанные и сами диктует как врач должен их лечить. Эта равноправная модель диалога имеет место быть. Врачи должны вовлекать пациентов, как активных участников процесса лечения. Когда пациенту устно объясняют цель лечения, что надо ему делать и просят пациента повторить, что ему сказали, тогда эффект лечения кардинально улучшаются. Это доказано во всем мире. Это тоже часть проекта по национальной лекарственной политики.

Ведущая. У меня такой вопрос. К сожалению, бывают очень часто такие ситуации, когда пациенты приходят и консультируются с врачами, врачи им проводят разъяснительную работу, но при этом пациент все равно выходит и говорит, что это некомпетентный врач. Начинаются жалобы, судебные разбирательства.

А.Айыпханова. 7 лет, до прихода на эту работу, я занималась улучшением качестве качестве международного медицинского эксперта. Качество медицинской помощи всегда входит в тройку проблем любой страны. Три основные проблемы – это качество, доступность и затраты медицинской помощи. Есть страны, в которых с доступностью проблем нет, а есть страны, в которых все дорого. А у нас проблема качества. МинЗдрав проанализировал, что с 2015-2016 гг. количество жалоб на качество и на организацию медицинской помощи выросло на 25%. Сейчас каналов обратной связи стало больше, соответственно, обращений и жалоб стало больше. И ещё то, что модель пациент-врач перешла от патриархальной к равноправной, это даёт пациенту право выразить своё мнение. Насчёт жалоб. Тут всегда есть 2 стороны. В Казахстане сейчас жалуются на то, что  статус врачей не защищен от судебных тяжб со стороны пациента. У нас термина медицинской  ошибки нет, и медицинская халатность есть в Уголовном кодексе. То есть любая медицинская ошибка может трактоваться за халатность и по статье Уголовного кодекса врачи оказываются за решеткой. Это большая проблема нашего Законодательства. Мы сейчас инициируем внедрение страхования профессиональной ответственности врачей с целью гуманизации. Это не правильно, что из-за медицинской ошибки врачи могут не просто лишиться диплома и работать, а оказаться за решёткой. Во всех странах это не Уголовный кодекс, а Административный кодекс. Там врачи платят за это большие штрафы. В крайнем случае врача лишают права работать, лишают лицензии. А у нас в Уголовном кодексе сели те статьи, по которым пациент может судить врачей. Здесь 2 стороны. С одной стороны мы не защитили врачей. Мы провели опрос с февраля по апрель «100 дней 100 решений». Согласно данного опроса, мы получили около 800 обращений, из них проблема номер 4 -это незащищённый статус  врачей. То есть по частоте обращений, это сильно волнует наше общество, что мы должны юридически защищать наших врачей. Медицинские ассоциации должны лоббировать интересы врачей. Во всем мире доказано, что ошибки есть и будут, и никто специально не идёт на работу, что бы нанести вред пациенту. Большинство ошибок случаются непреднамеренными и 85% причин – системные. Другая сторона – пациенты сталкиваются с бездушной системой здравоохранения. Пациент теряется между уровнями медицинских услуг. Это имеет место и в Америке. В Министерстве сейчас большой проект «Интеграция услуг здравоохранения вокруг нужд пациента». Чтобы пациент не терялся между разными мед организациями, а чтобы вокруг его заболевания концентрировались специалисты. Также нам надо развивать медицинских социальных работников. Проанализировав мировой опыт, мы решили, что наилучшие исходы для больных в многопрофильных стационарах, потому что когда в одной больницы есть все специалисты, из общая экспертиза даёт лучшие результаты для пациента. Ещё один проект – это инфраструктура системы здравоохранения. Впервые мы разработали единый перспективный план, четкие критерии, которые взяли с мирового опыта. Теперь мы будем строить только по потребностям населения.

Ведущая. То есть, если в определённом регионе есть высокий показатель по туберкулезным заболеваниям, значит там надо строить туб диспансер?

А.Айыпханова. Да. Есть критерии, на основании которых нужно планировать. Это делается во всех странах, а мы только к этому пришли.

Ведущая. То есть, без разницы, для государственных и частных инвестиций в медицину. И давайте коснёмся квалификации врачей. Как изменится отношение к опыту работы врачей с реализацией программы «Денсаулық»?

А.Айыпханова. В программе «Денсаулық » 7 направлений. И одно из напавлений – это человеческие ресурсы. Медицина – это та область, где успех это не здание и не оборудование, а люди, их квалификация, их навыки и знания. Для этого у нас есть 2 проекта медицинского образования – это, когда мы куём кадры в стенах медицинских ВУЗов. В этом направлении ведётся огромная работа. Другая часть – это проект по «Эффективному управлению человеческих ресурсов». У нас в стране есть система сертификации. Каждые 5 лет врачи должны доказывать свою компетенцию и профессиональность, проходя полную оценку своих знаний. Первый этап – это теоретические знания, вторая  часть – практические навыки. Мы запланировали через 2 года перейти на систему лицензирования врачей. Лицензию будет выдавать государство, как и во всех странах мира. Допуск к телу пациента даёт государство. Государство должно удостоверится, что врач обладает знаниями и навыками, что бы прикоснуться к телу пациента и практиковать. Для этого мы пилотного выбрали 3 специальности – акушерство и гинекология, нейрохирургия и стоматология. Постепенно, поэтапно мы будем переходить к лицензированию врачей. Отличием бумаги, которая называется сертификат от бумаги, которая называется лицензия отличие в том, что лицензия даёт больше ответственности и права врачу. Сейчас за все недочеты несет ответственность работодатель, который нанял врачей. Когда у врача есть лицензия, он может вне стен работодателя оказывать услуги. То есть, у него раскрываются горизонты не теневого, а официального практикования своих знаний и навыков в консультировании больных. Мы план руки выдавать пожизненную лицензию. Не надо ее обновлять, а только поддерживать. Но государство имеет право отозвать лицензию. Помимо лицензии, мы также планируем развивать сертификацию врачей по узкой специальности со стороны профессиональных медицинских ассоциаций. У нас есть ассоциации, но они пока не все отвечают этим требованиям. Как только они станут зрелыми, они возьмут на себя функцию сертификации врачей по своей специальности. И мы надеемся, что такой мировой опыт позволит повысить качество наших медицинских работников. У нас есть результаты оценки знаний, мы видим и сильные стороны и слабые стороны. Самые ценные для нас слабые стороны, где мы что-то не доделали, не достигаем индикаторов. Это все - есть толчок для улучшения.

Ведущая. Спасибо большое за такой подробный рассказ. А я напомню, что сегодня мы обсуждали программу «Денсаулық» и говорили о том, какие изменения ждут Казахстанскую медицину. В гостях у нас была генеральный директор республиканского центра развития здравоохранения Айыпханова Айнур Токсановна.

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх