Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -9 ℃
  • Алматы, -2 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

Функционал системы "Сергек" могут расширить

  • Видео
Какие правонарушения фиксирует система "Сергек" и в каких городах Казахстана в пилотном проекте запустят работу камер видеонаблюдения, рассказал основатель проекта Асет Ахметов.

Это BNews Online. Меня зовут Акмарал Олжабаева. Сегодня в студии в гостях основатель проекта "Сергек" - Асет Ахметов. Асет, здравствуйте!

А.Ахметов: Здравствуйте!

А.Олжабаева:  Сколько правонарушений на данный момент может распознать система"Сергек" ?

А.Ахметов: На сегодняшний день в автоматическом режиме мы фиксируем три основных правонарушения: проезд на запрещающий знак светофора, превышение скорости и выезд на полосу, выделенную для общественного транспорта bus line.

А.Олжабаева: Но при этом возможности у системы гораздо шире, да?

А.Ахметов: Да, очень важно заметить, что технически заложено в аппаратно-программный комплекс намного больше. Мы ведем работы по анализу самых опасных правонарушений. Мы не можем просто так взять и включить все подряд. Мы это все должны согласовать с МВД, департаментом полиции и с акиматом города.

А.Олжабаева: Но возможности камеры, наверное, все равно в какой-то степени ограничены? Насколько процентов камера сейчас себя использует? На 10, на 15%?

А.Ахметов: Камера использует себя на 30-50%. Но камеру не всегда нужно включать на всё. То есть, скажем, если есть место, где постоянно превышают, но там нет ни встречной полосы и там нет пешеходных переходов, нет смысла там включать весь функционал. Так как мы являемся разработчиками, мы это понимаем, мы все это закладываем изначально.

А.Олжабаева: Сейчас мы начинаем переходить на биометрию, сдаем отпечатки пальцев, сканируем сетчатку глаз и лица. Камера может распознавать лица? Например, человек переходит дорогу в неположенном месте, там есть камера "Сергек", она зафиксировала правонарушение, что водитель не пропустил, но при этом сам человек, который в неположенном месте перешел, его данные система сможет распознать? Возможно ли такое?

А.Ахметов: Конкретно этот сценарий невозможен. Потому что, чтобы распознать лицо нам нужно хотя бы получить это лицо, может быть, что человек не повернется вот так прямо к камере, но хотя бы под каким-то углом. Распознает на самом деле не камера, распознает алгоритм, который находится на каком-то сервере. Алгоритм – это то, где мы сейчас ведем работы, чтобы уметь распознавать лица нашей местности. У нас уникальная местность, многонациональная страна. Если европейский алгоритм заточен под европеоидное лицо, китайский под азиатский, а у нас здесь смесь. Соответственно, ни тот ни этот не работает идеально. Поэтому мы делаем свой алгоритм, обучаем свою нейронную сеть, учим алгоритм узнавать наши лица. Но использование его как в вашем кейсе очень сложно, потому что все-таки нам нужно, чтобы человек посмотрел на камеру. И как бы зачастую, когда человек переходит дорогу и камера висит где-то высоко, лицо, скорее всего, не попадет. Плюс она вдалеке и лицо слишком маленькое. Технически сложно.  Но есть сценарии, когда это сделать возможно. Мы этого не делаем, потому что по закону пока еще нам это делать рано.

А.Олжабаева: А какой сценарий вы можете сделать?

А.Ахметов: Ну, скажем, СКУД – это доступ на работу. Вот вы когда приходите и у вас есть прокси-карта, которую вы прикладываете к турникету, и он поворачивается. Необходимо посмотреть в определенный момент на камеру, турникет вас узнает и прокрутится. Еще вопрос без ключевого доступа домой даже, когда дверь тебе открывается и когда ты понимаешь, что тебе нужно посмотреть, идентифицироваться и вот дальше этого контроллера никуда не уйдет. Но когда камера стоит где-то в городе и фиксирует всех подряд, скажем, вокзалы и аэропорты, это очень большой правовой вопрос и пока он еще не решен.

А.Олжабаева: А самих автомобилистов, если номерной знак, скажем, грязный и не видно госномера, а он проехал и нарушил правила дорожного движения, то в этот момент камера "Сергек" сможет зафиксировать и распознать лицо водителя?

А.Ахметов: Мы очень сильно гордимся алгоритмом по распознаванию наших казахстанских госномеров. Почему? Потому, что этот алгоритм был написан специально для наших номеров. Ни одна иностранная компания такого не сможет сделать. Бывают такие случаи, когда люди умышленно пытаются как-то свой номер скрыть жгутиками, листик прилепить. Зачастую мы видим на глаз все эти жгутики, что это что-то инородное, алгоритм это все отбрасывает. Алгоритм видит примерно, как 110% человеческого глаза. И обратная сторона – если человеческий глаз не видит, ну тут ничего фантастического мы не придумываем, то есть, если видно, то видно. Если нет, то нет. Если человеческий глаз его не может распознать даже в упор, то алгоритм, соответственно, тоже не сможет. Но сразу замечу, в очень редких случаях. И передвигаться для автолюбителя с грязным номером – это прямое нарушение ПДД. Если вас вдруг инспектор остановит, за это предусмотрен штраф. Поэтому нужно всегда следить за чистотой своего номера и не допускать инородных предметов.

А.Олжабаева: Касательно антирадара. Не секрет, что многие автомобилисты используют данную систему для того, чтобы знать, где какая камера установлена, какие скоростные ограничения и именно на том промежутке дороги сбавляют скорость. Система "Сергек" тоже подвластна антирадарам?

А.Ахметов: Здесь есть другое наше ноу-хау. Мы делаем ковровое покрытие города. Если три года назад вы ехали в аэропорт, вы знали, что есть два или три участка, где нужно притормозить, дальше можете ехать очень быстро. Как правило и делали все в принципе. А принцип нашего коврового покрытия в том, чтобы человек не смог запомнить. То есть камер (комплексов) стало так много, что человеку уже невыгодно разгоняться на каких-то участках, потому что эти слепые участки очень короткие и он понимает, во-первых, нет смысла разгоняться на этом участке. Во-вторых, участков так много, что просто нет эффективности в этих коротких разгонах. Сейчас идет мировая тенденция к снижению скорости. Вот раньше у нас наоборот шла тенденция к расширению дорог, делать очень плавные повороты для того, чтобы повысить эту скорость. Сейчас же британскими учеными доказано, что наоборот нужно скорость снизить. Потому что эффективнее ехать в аэропорт, скажем, со скоростью 60км/ч. Ехать туда со скоростью 100 км/ч в конечном итоге будет разница в две-три минуты. Но риск, скажем, опасности увеличивается в разы. И вот это кратное увеличение риска не стоит. Да, есть какое-то использование антирадара, но знаете антирадар просто превратится в будильник, который будет звенеть без остановки. Потому что вот сейчас у нас на каждом перекрестке идет фиксация. Плюс, если между светофорами или перекрестками большое расстояние, посередине еще стоит. То есть, по сути, у человека будет фиксация происходить каждые две-три минуты. Предупреждение о снижении скорости, если он вдруг превысил. В принципе вы это сейчас наблюдаете. Люди едут медленно. Мы достигли такого эффекта, что основная масса едет со скоростью 60км/ч ровно. Создается некая стена, есть какой-то человек, который торопится, скажем так, в аэропорт на свой рейс. Но он не может перепрыгнуть эту стену и от безвыходности просто едет так, его уже окружение стимулирует ехать без нарушений.

А.Олжабаева: А вы сами водитель?

А.Ахметов: Да

А.Олжабаева: Какую скорость вы любите?

А.Ахметов: Я езжу 60 км/ч. И на самом деле я понимаю. Знаете, да, раньше мне нравилось ездить быстрее. Но рано или поздно это приходит ко всем.

А.Олжабаева: Это у вас просто понимание, что так должно быть или все-таки просто не хочется после оплачивать штрафы?

А.Ахметов: На самом деле долго задумывался. Да, и нашим людям сложно как бы изменить вот это вот понимание. Для некоторых людей быстрая была может отдушиной. 10 лет назад было не так опасно. Не перебегали люди через дорогу, не было такой плотности населения, такого плотного трафика. Раньше это было позволительно, возможно. Но сегодняшний день – это уже недопустимо. Сейчас права можно онлайн получить. То есть это все так упростилось, что на дорогах профессионализм одного водителя не решает. Возможно, какое-то стечение обстоятельств, когда даже человек с очень большим стажем вождения и пониманием всего попадет в какую-то неприятную ситуацию.

А.Олжабаева: А вы сами используете антирадар?

А.Ахметов: Раньше использовал.

А.Олжабаева: Как давно перестали?

А.Ахметов: Ну, в городе я никогда не использовал его.

А.Олжабаева: А за городом?

А.Ахметов: Нет, его уже в принципе нет. Сейчас за городом смысла нет использовать, потому что у нас если в Боровое ехать, там трасса. В Караганду ехать там.

А.Олжабаева: Можете разграничить функционал системы "Сергек", адаптированный для городских властей и правоохранительных органов?

А.Ахметов: Дворовая камера, камера с торговых комплексов, стратегических объектов, представляющих какую-то террористическую опасность, площадь еред Байтереком и т.д., все камеры, хотя они являются камерами общего видеонаблюдения, не дорожные камеры, они выведены в департамент полиции для осуществления контроля.

А.Олжабаева: Это тоже входит в проект "Сергек"?

А.Ахметов: Это тоже входит в проект "Сергек". Там порядка 4 тысяч камер.

А.Олжабаева: А в чем их преимущество? Например, они могут увеличивать размер в двести раз?

А.Ахметов: Есть простейшие алгоритмы. Если нет движения, камера не активируется, даже запись не включается, если это просто чистое поле, и никто даже не шелохнется. Но если пошло движение, скажем, в определенных местах автоматизируется работа записи.

А.Олжабаева: Систему "Сергек" знают все казахстанцы. Особенно астанчане. Скажите, чего ждать от проекта в дальнейшем?

А.Ахметов: ВКО, город Усть-Каменогорск. Мы сейчас уже ведем работу. Есть уже договор. Все, что есть сейчас в Астане, также будет реализовываться там. На самом деле ведутся работы в Алматы, в городе Шымкент. Являясь единственным на сегодняшний день казахстанским производителем такого уровня решений, наши амбиции – это как минимум Казахстан. На самом деле даже ведутся переговоры с близлежащими странами.

А.Олжабаева: Например?

А.Ахметов: Пока не могу сказать. Но несколько стран уже заинтересованы. И на самом деле для нас это очень хороший сигнал, что нас зовут, приглашают, сравнивают наши цены.

А.Олжабаева: Камеры "Сергек" работают с 2017 года. За два года сколько квитанций пришло к вам?

А.Ахметов: Две квитанции. Обе за неправильную парковку. Есть комментарии, их я не буду выдавать.

А.Олжабаева: Вы сказали, что в Алматы, в Шымкенте, в ВКО ведутся переговоры, что на дорогах установят камеры "Сергек". В вашем понимании, что сейчас необходимо для того, чтобы дальше распространять систему? Не только на дорогах, но и где-то в других местах.  Может быть в больницах, общественных местах. Есть ли необходимость? 

А.Ахметов: Я просто хочу, чтобы понимание было в принципе у всех, что для нас основная цель – это безопасность. И все видят просто фотки с новостей, вот ДТП – это первоочередное, что мы должны решить. Этот вопрос стратегически важен не только для нашей компании, он для всего Казахстана важен. Мы планируем поставить систему во всех городах. По поводу камер общего видеонаблюдения также наша цель взрастить просто такие кадры, на сегодняшний день мы единственные, кто занимается такого рода решениями, так скажем это IT- направление. Мы не производим камеры, мы производим алгоритмы. Алгоритмы сейчас везде, то есть и вот эту фишку нужно делать в Казахстане. Это не только бизнес, это безопасность. И вот сейчас мы хотим прийти к тому, чтобы какие-то сложные продукты производили здесь. К счастью, не нужно изобретать, все уже сделано, просто нужно сделать и знать то, что внутри этой пластиковой коробочки нет никаких чужеродных чипов, которые непонятно какую роль исполняют, что мы четко подписываемся под то, что в этой коробочке есть функции.

А.Олжабаева: Скажите, к вам, наверное, обращались многие акимы по поводу системы "Сергек"? У вас есть какая-то планируемая дата, к какому году во всех городах Казахстане могут появиться камеры "Сергек"?


А.Ахметов: Ну я считаю, что 2021 год - это будет масштабный год, когда повсеместно пойдет скажем реализация проектов.


А.Олжабаева: Можно сказать, что к 2021 году во всех городах Казахстана будут установлены камеры "Сергек"?


А.Ахметов: Нет, это уже даже до 2022 года, если это будем не мы, это будет кто-то другой. Потребность есть уже в этом году. И если вдруг, все приедут и скажут, дайте нам, может быть даже так получится, мы скажем у нас мощности не хватает. И появится какой-то рынок для наших конкурентов.


А.Олжабаева: Асет, спасибо вам за интервью, желаем вам плодотворной работы. Сегодня в студии у нас в гостях был Асет Ахметов, спасибо, до свидания.

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх