• Нур-Султан, -1 ℃
  • Алматы, 0 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Финансовая политика Казахстана»

  • Видео
Уважаемые пользователи! 26 февраля в 15.00 в студии портала BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием министра финансов РК Бахыта Султанова на тему: «Финансовая политика Казахстана»  

Ведущая: Добрый день пользователям информационного портала BNews.kz. В режиме онлайн конференция с участием министра финансов РК Бахыта Султанова. Здравствуйте!

Султанов Б.Т.: - Здравствуйте.

Ведущая: - Спасибо большое, что в своем плотном графике нашли время для нас. Господин министр, многие называют последнюю корректировку бюджета сокращением. Правильно ли идет трактовка? И что Вы нам можете по этому поводу поведать?

Султанов Б.Т.: - Во-первых, правильнее использовать термин «оптимизация бюджета». Результатом оптимизации расходной части бюджета стало недопоступление подоходной части. В результате тех экономических процессов, в первую очередь, это влияние конъюнктуры мировых цен на наши основные экспортные позиции, в первую очередь, на нефть, мы сегодня видим, что за очень короткий период цена на нее снизилась более чем на 50%. Снизилась цена по другим нашим экспортным позициям. Речь идет о железорудной продукции, металлах. Это все влияет на сокращение доходной части. По результатам 2014 года, где мы тоже два раза уточняли, бюджет исполнили на 99,6% мы. В текущем году прогнозируется снижение поступлений порядка на триллион тенге. Более половины этой суммы, мы планируем, недопоступит в результате изменений макроэкономической ситуации. Во время презентации бюджета в Парламенте министр Национальной экономики докладывал, что до этого прогнозировалось 6% роста, то сейчас мы прогнозируем 1,5%. Снижение вцелом макроэкономических параметров, особенно, по экспортным и импортным позициям, мы видим что вследвие этого потеря составляет 499 млрд.тенге. Примерно четверть от этой суммы мы имеем в результате падения цен на нефть. Мы вынуждены сокращать экспортную таможенную пошлину на нефть. Поскольку она рассчитана в действующем бюджете исходя из среднегодовой цены 80 долларов, и определена 80 долларов на тонну. Сегодня мы ее снижаем до 60 долларов, чтобы снизить нагрузку на нефтянной сектор. Это конечно сказывается на сокращении доходов. Чтобы была сбалансированность бюджета, мы вынуждены проводить несколько мероприятий, в том числе и оптимизацию расходов. С одной стороны, мы не запускаем те новые проекты, инициативы, которые мы хотели начать в 2015 году. Это примерно треть оптимизируемой суммы, в том числе и новые инициативы в социальной сфере. Мы планировали с 1 июля текущего года внедрять новую систему оплаты для гражданских служащих, повысить заработную плату госслужащим корпуса «Б». По скольку в прошлом году в рамках административных реформ мы внедрили корпус «А» и повышали им зарплату. Теперь эта инициатива на пол года будет приостановлена. Все новые проекты, связанные со строительством объектов, они также не будут начинаться. Потому что до сих пор нечетко ясно и в мировом экономическом сообществе насколько изменение цен на мировых рынках достигли своего дна. Поэтому у нас есть прогнозы и на 40 долларов. Сегодня мы в Парламенте находимся с уточнением, с показателем 50 долларов на нефть. Поэтому мы вынуждены приостанавливать, пока не начинать новые проекты, потому что, вдруг придется еще дальше оптимизировать. Но на эти случаи конечно, у Правительства предусмотрен дополнительный пакет мер. И сегодня один из пакетов, 50 долларов – это бюджетная мера, приходится оптимизировать. С другой стороны, это возможность, как раз и избавиться от таких расходов, которые мы в тучечные годы называем их, они автоматически наращиваются. То есть, есть возможность те или иные расходы заявлять, есть возможность их реализовывать. Примерно на 103 млрд.тенге – это административные расходы государственных органов, расходы представительские, транспортные, материально-технические оснащения, аналитические услуги, привлечение консалтинговых услуг. Такие расходы мы сокращаем. В целом, оптимизация бюджета составила порядка 700 млрд.тенге. И чтобы сбалансировать бюджет, мы вынуждены повышать дефицит бюджета до 3%. Это позволяет нам в сегодняшней ситуации с государственным долгом. С одной стороны нам придется больше привлекать. Но, с другой стороны 3%, это безопасный уровень для нашего государственного долга с точки зрения его дальнейшего обслуживания.

Ведущая: - Но, а если говорить в целом, о казахстанцах, о социально уязвимых слоях. Эти корректировки коснутся простых людей?

Султанов Б.Т.: - Все социальные обязательства, принятые в бюджете, и которые сегодня выплачиваются с республиканского и местных бюджетов, начиная с 1 января текущего года, они в полном объеме сохраняются. На протяжении многих лет, к примеру, при расчете пенсии, мы берем средний показатель инфляции, которая прогнозируется на текущий год и дается плюс 2 %. Глава государства в одном из Послании давал такое поручение, мы его сохраняем. С 1 января текущего года пенсии повышены на 9%, а социальные пособия каждый год индексируются на прогнозируемый уровень инфляции – это 7%. Речь шла о внедрении новой системы оплаты труда для гражданских служащих. Предполагалось, что будет дифференциация по тем или иным отраслям бюджетной сферы. Это позволяло чуть больше повысить зарплату, эта инициатива отодвигается на полгода.

Ведущая: - В стране продолжается акция – легализация имущества. Основной целью является вовлечение в экономику дополнительных средств в виде легализованного капитала. Сколько уже легализовано данного имущества? Какие результаты есть? Успешно ли эта акция проводится?

Султанов Б.Т.: - Да, действительно, легализация имущества – это стандартный инструмент, который используют многие страны и по многу раз. Конечно, нельзя так часто его использовать, иначе предприниматели будут привыкать к таким акциям и попросту не платить налоги. Но в этот раз мы это делаем обдуманно. Мы опирались на опыт предыдущих акций. Легализация проводилась в 2001 году, 2006-2007 гг. она была продолжительной - 11 месяцев. В этот раз запустили ее на полтора года. Это связано с тем, что с одной стороны мы имеем показатели теневой экономики. С 2009 года действует новый Налоговый кодекс, он разработан на собственном опыте с развитием системы налогообложения, фискальной политики и системы администрирования таможенной сферы. Этот закон автоматически был настроен на априори добросовестного налогоплательщика. Но вместе с тем, с внедрением такой политики мы не успевали с фискальной инфраструктурой, чтобы следовать этому. Например, если мы более либерально включали режим, а с 2009 года мы сделали очень многое, чтобы снизить нагрузку на предпринимательский сектор. Это все позволяет, конечно же, иметь лазейки и наращивать объемы теневой экономики. Так вот, налоговые амнистии – это стандартный режим, и успешный опыт имеют страны как Италия, США. Это такой режим обеления таких средств. Мы запускаем такую акцию накануне внедрения системы всеобщего декларирования для физических лиц. Первоначально предполагалось, чтобы всеобщее декларирование было более привлекательным. Первый вход гражданина с первичной декларацией, он носил за собой скрытую легализацию. Мы говорили, вносишь в эту декларацию всю информацию о своем имуществе, и никто не проверяет. Этот режим мы сейчас отключаем, зато включаем легализацию в течение полутора лет. За это время мы включаем всю инфраструктуру налогового администрирования. Недавно Парламентом была ратифицирована Страсбургская конвенция. Мы сегодня имеем 47 Конвенций с различными странами, которые составляют 85% инвестиций в нашу страну. Конвенция во избежание двойного налогообложения. Это тоже стандартный инструмент для того, чтобы защищать инвестиции, чтобы содействовать товарообороту. Там предусмотрены меры взаимного обмена налоговой информацией. Страсбургская конвенция – международный инструмент, который позволяет более глубокому обмену информацией с другими странами, участвовать в совместных проверках, помогать друг другу взыскивать те или иные налоговые обязательства. Все такие меры мы будем параллельно включать. И наши граждане должны понимать, что с одной стороны, сегодня есть уникальный шанс легализовать свой капитал, который в силу определенных причин был выведен в теневой, серый оборот, и сегодня он может легально показать. Поскольку завтра, когда будет режим всеобщего декларирования, будет обязательная проверка этих ресурсов, откуда они взяты, почему он тратит их на свои нужды. К примеру, жилье за границей, или скрытое имущество здесь. Через декларирование эти средства будут видны. Поэтому сегодня есть возможность все это показать легально, не выплачивая никаких штрафов и пений. Более того, в банках второго уровня гражданин сможет получать стандартные проценты.

Ведущая: - Ну и каковы же результаты на сегодня?

Султанов Б.Т.: - Сегодня есть определенные результаты. Конечно, они немножко отстают от тех ожиданий, которые мы хотели бы видеть. Когда мы начинали акцию, эксперты нам подсказывали, что порядка 10-11 млрд. долларов можно будет получить. Это были экспертные оценки, исходя из состояния теневой экономики. Из расчетов, сколько имущества и денег могут войти в легальный оборот. На сегодняшний день при всех местных исполнительных органах созданы специальные комиссии. На легализацию подано 22,5 тыс. заявлений стоимостью 187,8 млрд.тенге. Это уже больше миллиарда долларов. На сегодняшний день комиссии обработали более 14 тыс. заявлений на сумму примерно 90 млрд. тенге. Если говорить о недвижимости за рубежом, такая возможность у нас тоже есть, на сегодняшний день поступило 6 заявлений на сумму 215 миллионов тенге. На сегодня легализовано 3 объекта, в основном, это жилые обьекты. В поданных заявлениях также есть 2 доли участия в юридических лицах. Если говорить о деньгах, то сегодня открыто 68 сберегательных счетов на сумму, превышающую 10 млрд.тенге. И граждане уже смогли воспользоваться опцией, которая заключается в том, что, если гражданин легализует деньги путем внесения на счет, то ему будут начислять соответствующие банковские проценты на этот депозит. Но если он хочет досрочно снять (он должен их в течение 5 лет держать) и использовать на свои другие нужды, то он должен платить 10%-ный сбор. И уже на 4 млрд.тенге с уплатой в бюджет в 428 млн.тенге этого сбора, граждане уже смогли воспользоваться этими деньгами. То есть спокойно, без каких-либо проблем зачислили, потом сняли и в принципе снова могут вывести куда-то заграницу, но уже легально. Завтра он в своей декларации всегда будет смело апеллировать этими деньгами, говорить, что тратит на свои какие-то нужды. И часть из этих средств (примерно 11 млрд. тенге) около 3 млрд.тенге, граждане уже воспользовались и перевели со своих сберегательных счетов на легальные инструменты. Такая опция тоже предусмотрена в акции – легализация. То есть если гражданин зачислил их, и хочет купить какие-то ценные бумаги в наших холдингах, банках.

Ведущая: - Это уже плавное участие в приватизации?

Султанов Б.Т.: - Да, он может участвовать в приватизации без уплаты 10%-ного сбора. У него остаются все эти средства. Получается, 3 млрд.тенге граждане уже вложили в развитие экономики. Мы сейчас отрабатываем некоторые изменения в законодательстве с тем, чтобы упростить и сделать более привлекательной эту акцию. В ближайшее время, думаю, с таким предложением выйдем в Парламент.

Ведущая: - Хорошо, теперь от легализации хочется переключить Ваше внимание к другой не менее масштабной республиканской акции, как приватизация. Она проводится с целью поддержать отечественный бизнес. Насколько она успешна? В прошлом году, в конце года многие спикеры выступали, ратовали за нее. Как же сейчас все происходит?

Султанов Б.Т.: - Вы правильно говорите, приватизация во всех странах преследует одну цель – это сокращение доли государства во владении рыночным имуществом в экономике и увеличением доли частного предпринимательства, частных инициатив. У нас первая волна приватизации проходила как раз в годы становления нашей страны и формирования института рыночных отношений, внедрения института частной собственности. Это дало успех. Сегодня государство параллельно внедряя либеральные рыночные законы, развивает такую систему рыночных отношений. Всегда существует желание у государственных органов, у местных исполнительных органов сохранить какую-то долю участия. Мы создали так называемый квазигосударственный сектор, то есть все государственные активы мы перевели в формат акционерных обществ, которые участвуют в рыночном обороте, в рыночном производстве, конкуренции. Сейчас мы объединяем акционерные общества в холдинг, все национальные компании сегодня объединены в «Самрук-Казына». И мы, используя систему корпоративного управления, управляем такими институтами. Но всегда перед ними стоит задача – это избавление от всех непрофильных активов с тем, чтобы там, где может работать частная инициатива, эти компании квазигосударственного сектора не должны мешать, равно как и государственные предприятия. В позапрошлом году Глава государства поставил задачу начать вторую волну приватизации. Был проведен первый анализ. Примерно, 18 тыс. организаций, которыми государство владеет прямо или косвенно, это речь идет и о государственных органах, предприятиях, есть различные предприятия на оперативном ведении, хозяйственном ведении, и, конечно же, всякие акционерные общества, чуть больше 10% подлежат приватизации. На сегодняшний день из запланированных 289 объектов приватизации, фактически по состоянию на 25 февраля выставлено на продажу 270 объектов, из них 149 объектов уже продано. Есть, конечно же, проблемы, когда некоторые объекты не продаются. Мы работаем над тем, чтобы они максимально перешли в частную собственность. И сегодня работает единый портал по приватизации. Все объекты, будь-то объекты местных исполнительных органов, будь то объекты СПК (социально-предпринимательских корпораций) и холдингов, они выставляются по принципу «одного окна».

Ведущая: - А можно ли сказать, что существуют какие-то минусы и плюсы приватизации? То есть все ли ожидания оправдываются к сегодняшнему дню?

Султанов Б.Т.: - В целом, мы следуем тому графику, который мы перед собой ставили. Конечно же, общество задает вопрос по прозрачности. Но мы обеспечиваем максимальную прозрачность. Все объекты, сами торги, полностью информация о них предоставлена, как я уже говорил, на портале. И сам процесс также идет прозрачно, в онлайн-режиме, полностью в электронном формате. Но есть вопрос, который общество нам задает, это по объявлениям приобретателей. Но у нас есть и законодательства, которые требуют, в первую очередь, спросить разрешение у самого приобретателя. Поэтому мы непосредственно к каждому обращаемся, можем ли мы вас называть. Те, кто разрешают, мы информацию о них даем. Те, кто желают оставаться скрытными, полагаясь на коммерческую тайну и прочие требования законодательства, мы, конечно же, не можем обходить эти нормы. Нам депутаты задавали в рамках фракции «Нұр Отан», и у нас есть такой план работы, который требует внесения поправок в законодательство. Мы эту работу тоже проводим и работаем с Национальной палатой предпринимателей с тем, чтобы еще больше сделать прозрачнее. Такая же работа перед нами стоит и по государственным закупкам с тем, чтобы наших контрагентов по договорам о государственных закупках, максимальную информацию выдавали на портале государственных закупок.

Ведущая: - Ну, вот сейчас непосредственно идут беседы, встречи на предмет данного законопроекта. Расскажите подробно.

Султанов Б.Т.: - По государственным закупкам?

Ведущая: -Да.

Султанов Б.Т.: -Государственные закупки - это тоже один из элементов государственного-частного партнерства на самом деле. То есть государственное-частное партнерство - это такая широкая линейка взаимодействия государства и частного сектора с одной стороны. Самое простое - это государственная закупка, самое сложное - это приватизация. Между ними существуют совместные строительства и эксплуатация, аренда и т.д. Так вот, государственные закупки у нас внедрены с 1998 года. Закон был принят в 1997 году и с тех пор мы постоянно развиваем международные стандарты в этой сфере. Основная задача законодательства госзакупок - это максимальная, очень простая, прозрачная система доступа предпринимателей к потребностям государства. Это законодательство несколько раз менялось. Мы, бывало, переходили из крайности в крайность, либо регулировали с точки зрения цены. Давали максимальную возможность по цене бороться. Это с одной стороны приводило к частым демпингам со стороны потенциальных поставщиков, и очень часто страдало качество в погоне за договором, за низкой ценой. Естественно, поступали товары, продукты в государственную собственность некачественные. Когда же мы усложняли этот процесс в погоне за качеством, наоборот, страдала конкуренция со стороны поставщиков. Поэтому вот это вопрос нахождения баланса между ценой и качеством - это избыточный вопрос во всех странах и в госзакупках даже в самых развитых странах всегда существует определенная доля коррупциогенности. Поэтому снижение коррупциогенности - это тоже одна из задач в совершенствовании законодательства в сфере государственных закупок.

Ведущая: - Что Вы предлагаете нам?

Султанов Б.Т.: - Мы в этом законе решаем ряд задач. Это не просто какие-то новые идеи, это последовательно реализуемые меры, которые мы, например, в прошлом году приняли уже часть поправок Закона «О госзакупках», мы постарались где-то уменьшить признаки формальных возможностей отклонений заказчиками во время проведения конкурсов потенциальных поставщиков. Это ввели просто трехдневную возможность исправлять свои ошибки. Потому что очень часто жалуются предприниматели на то, что, когда кто-то объявляет конкурс, допустим, на приобретение компьютеров, есть такой термин «заточки», то есть в технической спецификации заказчик затачивает требования к товару под конкретного потенциального поставщика. И всегда вот правоохранительные органы больше всего в этих сферах находят нарушения. Нарушений очень много в самих процессах проведения конкурса, когда отдается предпочтение одному или нескольким потенциальным поставщикам. Вот эти сферы, упрощая, внедряя современные технологии, кстати, мы в сравнении с нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу на передовом месте идем по использованию информационных технологий. Конечно же, информационные технологии не всегда являются панацеей от таких проблем, особенно коррупциогенности, но мы эти вопросы постепенно решаем.

Ведущая: -Ну, вот насколько в СМИ я видела информацию по этому поводу, актуален момент того, что в рамках данного законопроекта планируется внедрение электронного магазина. Что это такое?

Султанов Б.Т.: -Это один из простых способов приобретения товаров. То есть товар, который имеет ежедневный спрос со стороны государственных органов, например, канцелярские товары. Необязательно по ним устраивать сложные большие конкурсы. И мы здесь в электронном формате делаем электронный магазин. То есть когда заказчик заходит на этот портал, а на этом портале имеются уже, как говорится, как будто в магазин заходит, есть полки с тем или иным поставщиком, и он между ними уже выбирает. Это по тем товарам, где не надо сильно заморачиваться по качеству продукции, стандартные: скрепки, бумаги и т.д.

Ведущая: -А вот как нашим казахстанским товарам конкурировать с теми же российскими? Насколько я понимаю, российские компании также могут принимать участие в данных мероприятиях?

Султанов Б.Т.: -Да, у нас в соответствии с, во-первых, это одно из требований при вступлении во Всемирную торговую организацию обеспечения равного доступа потенциальных поставщиков к государственным закупкам. И это одно из требований, и мы законодательно уже ратифицировали соответствующие соглашения в рамках Евразийского экономического союза, где предусмотрен равный доступ особенно наших союзных участников, наших союзных стран в государственных закупках любой страны. Он дает большой плюс как для наших стран, для наших поставщиков, поскольку и открывается рынок и в российских государственных закупках, например, да, самый большой рынок Союза. Но с другой стороны это большие вызовы. Вот правильно Вы сказали, конкурентоспособность - это важное направление, но этот вопрос несколько шире выходит за компетенцию Министерства финансов. В целом Правительство ряд мер принимало и продолжает принимать, и этот вопрос всегда был в оценках и в экспертизах, когда мы принимали решение по вхождению в Евразийский экономический союз.

Ведущая: - Ну, напоследок я хочу у Вас поинтересоваться, вот мы с Вами говорили легализация, приватизация, о государственных закупках, непосредственно, во всех данных акциях могут принимать участие наши иностранные партнеры, инвесторы. Вообще насколько сейчас привлекательна в инвестиционном плане наша страна?

Султанов Б.Т.: - В целом наша страна имеет очень много преимуществ с точки зрения инвестиционной привлекательности, и этому свидетельством является и отношение к нам рейтинговых агентств. И вот, например, в прошлом году Казахстан выходил, я вот сам ездил на роуд-шоу по продаже наших суверенных еврооблигаций. За 14 лет это было по сути, можно сказать, что дебютный выпуск и здесь мы четко видели отношение международных инвесторов к Казахстану. И здесь играют свою роль те реформы, которые мы проводим. И, вы знаете, что в системе административных реформ мы стараемся очень много сделать с тем, чтобы снизить нагрузку с одной стороны со стороны административного аппарата на бизнес и на физических лиц. Существенно сокращена разрешительная система. В системе государственных функций внедряется такой принцип государственных услуг. Мы сегодня переводим все свои государственные функции стандарты государственных услуг с тем, чтобы максимально облегчить взаимодействие государственных органов с юридическими, физическими лицами. И это, конечно же, целый ряд либеральных законодательных решений, и часть из них была объявлена в рамках нового пакета для инвестиции. Там были внесены большие изменения, в том числе и в налоговое законодательство. В целом и налоговые изъятия и сама система, мы становимся более привлекательными. И, конечно же, есть поле, где нужно работать. У нас есть много таких институтов. Например, уникальный институт - это Совет иностранных инвесторов при Президенте. Сейчас создан Совет национальных инвесторов при Президенте. При Премьере-министре существуют несколько площадок диалоговых, когда инвесторы могут напрямую Премьер-министру и всем членам кабинета министров свои претензии и предложения озвучить. И очень быстро мы в последнее время стараемся их воплощать в конкретные, реальные нормативные права и акты.

Ведущая: - Спасибо Вам большое за такую интересную беседу. Мне подсказывают, что время общения подошло к концу. Самую проверенную и актуальную информацию вы всегда можете найти у нас на сайте BNews.kz. А у нас в гостях был Министр финансов Республики Казахстан. До свидания!

Султанов Б.Т.: -Спасибо!

Ведущая:

 

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх