• Нур-Султан, -19 ℃
  • Алматы, +9 ℃
  • Шымкент, +11 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Деятельность комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК»

  • Видео
Уважаемые пользователи! 8 июня в 15:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн -  конференция на тему «Деятельность комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК». О задачах ведомства рассказала председатель комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Гульжана Карагусова. 

Ведущая: Доброго времени суток, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада приветствовать вас в режиме онлайн-конференции. О деятельности и задачах, которые стоят перед комитетом по финансам и бюджетам Мажилиса Парламента Республики Казахстан сегодня мы поговорим в нашей студии. Ответит на наши вопросы председатель данного комитета Карагусова Гульжан Джанпеисовна. Добрый день!

Г.Карагусова Добрый день!

Ведущая: Рада приветствовать вас в рамках нашей онлайн-конференции. Спасибо большое за то, что в своем плотном графике нашли время для нас.

Г.Карагусова Слушаю ваши вопросы.

Ведущая: Гульжан Джанпеисовна, Вы возглавляете одно из главных ведомств нашей страны Комитет по финансам и бюджетам Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Расскажите, какие задачи стоят перед вашим ведомством в этом году?

Г.Карагусова Ну, это не ведомство. Это подразделение Парламента нижней его палаты Мажилиса. Он является одним из главных, потому что все, что касается бюджета страны, что касаемо финансовой сферы, все, что касается инфраструктуры финансовой сферы, все, действительно, проходит через нас. Все бюджеты, главный республиканский бюджет, государственно республиканский бюджет мы обсуждаем, отчет Правительства и все законы, которые так или иначе касаемо движении финансовых средств – это тоже является нашей задачей.

Ведущая: Спасибо большое за такой короткий экскурс. Законопроекты о коллекторской деятельности, о платежах и платежных системах, представленный на заседании рабочей группы Мажилиса Парламента вызвал достаточно неоднозначную редакция среди Мажилисменов. По мнению Национального банка, закон о коллекторской деятельности защитит права заемщиков. Но у депутатов на этот вопрос свое видение. Можете рассказать об этом по подробнее?

Г.Карагусова Ну, не у всех депутатов, а у некоторых. Некоторые депутаты сказали о том, что якобы коллекторская деятельность – это антинародный закон. Хотелось бы сказать, что если раскрыть и посмотреть сам закон, не все это делают, то сказать, что он антинародный было бы некорректно. Потом хотелось бы сказать о том, что многие это соотносят событиям в России. Но в России нет закона о коллекторской деятельности. Он не принят. У нас его тоже нет. Но коллекторская деятельность существует. Она существует в рамках статьи Гражданского Кодекса 339 о переуступке прав кредитора другим лицам. Поэтому коллекторы работают. Но если оно не регулировано? Это как дорожное движение. Если оно не регулируется, оно создает хаос и негативные явления. Точно также в России пытаются урегулировать этот вид деятельности. И у нас тоже. Урегулирование вида деятельности защищает права тех, кто здесь участвует. И вот тот закон, который к нам вошел о коллекторской деятельности, его конечно мы дорабатываем, и будем принимать не торопясь, там есть много таких вопросов, которые мы сейчас отрабатываем, которые нас не устраивает. Но определенное количество статей, которые есть – это защита права тех, на кого направлена коллекторская деятельность. Это о том, чтобы коллекторская деятельность была транспарантной, чтобы они регистрировались, чтобы те, кому обратился коллектор, они могли бы посмотреть открыто и посмотреть, что это за коллектораская деятельность, кто это такие, и требования к самой коллекторской деятельности. Поэтому лично мое мнение, поскольку это все равно есть как явление, и они все равно работают, будет закона, не будет, они работают в рамках Гражданского Кодекса так, как им хочется. А когда уже отрегулировано, как дорожное движение, уже будут знать, что вот здесь вот пешеходная трапа, извини, сбавь скорость. И потом коллекторская деятельность по логике – это предсудебная, то есть, попробовать договориться мирно, попробовать найти какие-то компромиссы, чтобы не доводить до суда. В определенной степени этот закон нужен. Но он должен уравнивать права и регулировать эту коллекторскую деятельность, что тот, на кого направлено, он имел для себя возможность в случае чего и обжаловать неправильные действия коллекторов. А теперь, так как они в рамках статьи 339 и еще пару статей, а куда жаловаться? Это же нерегистрируемая деятельность. Закона нету. Как на них подать в суд, защищая свои права? Вот здесь я считаю, с данных позиции, если это имеет место быть, то надо это отрегулировать.

Ведущая: Спасибо большое за такое точечное объяснение. Думаю, что у пользователей сложилось определенное представление. Второй законопроект о платежах и платежных системах ваши коллеги также назвали антинародным. В свою очередь в защиту данного законопроекта Национальный банк говорит о том, что он позволит обеспечить социальную защищенность казахстанцев. Какие недостатки отметили депутаты в данном проекте?

Г.Карагусова Ну, по поводу платежей и переводов таких заявлении со стороны депутатов не было. Потому что этот закон никак нельзя назвать антисоциальным. Потому что весь этот закон направлено на то, чтобы улучшить для нас, пользователей по платежам и переводам, чтобы с одной стороны усилить наши права, защитить их, и с другой стороны, чтобы услуга, которая нам представляется банками, она нас качественно устроила. Почему, действительно, он направлен на то, чтобы улучшить? Во-первых, сейчас, когда вы осуществляете перевод – это от 4 до 2 дней. Иногда бывает между юридическими лицами и больше. И самое главное вы банку ничего не можете предъявить. Сейчас четко будет записано от 4 до 2 дней будет записано. И если будет превышать, тогда для банка будут идти какие-то определенные санкции, и вы можете пожаловаться регулятору, что банк не соблюдает это. А начиная с 2017 года в течение одного дня. Нас же это устраивает как услугополучателей? Я думаю, что да. Втора норма заключается в том, что, если кредит взяли те, кто получает пенсию, кто получает социальные выплаты, очень часто к нам поступали жалобы о том, что вот вы получили на карточку пенсию, а есть третье лицо все сняло, то есть, банк. Сейчас мы такую практику запретили. Те люди, которые получаю социальные пособия и пенсии, третье лицо не имеет права эти деньги снимать. Второе, мы ограничили опять-таки при взыскании средств не более 50 процентов. Например, на счету у вас есть. Человеку надо на что-то жить. Человеку надо на что-то развиваться, чего не было, это социальная норма? Очень социальная. Теперь вот у нас депутат Балиева сказала, что для социально опекаемых, для многодетных, для тех, кто получает пособие и пенсии, если ранее суд вынес решение, и у них все это снимает, сейчас, чтобы иметь обратную сторону закона, чтобы на них тоже эти требования, когда будет принят закон, тоже распространить. Я тоже считаю, что это очень хорошая норма. Вот такие нормы, которые плюс банк теперь в одностороннем порядке изменить тариф, как сейчас, без согласования с вами на обслуживание платежей не будет. Вот такие нормы. Мы продолжаем опять работать над этим законопроектом. У нас очень большая сравнительная таблица. У нас в сравнительной таблице порядка более ста поправок.

Ведущая: У меня еще такой вопрос. Не исполнение бюджета областными акиматами, министерствами и другими ведомствами является постоянной головной болью для Правительства. Ежегодно нарушителям грозят суровые кары, предпринимаются определенные меры. Но ситуация в корне не меняется. Как вы считаете, почему?

Г.Карагусова Вот сегодня мы в очередной раз слушали отчет правительства. И действительно, это неисполнение. Но исполнение бюджета, особенно когда бюджет у нас же прогнозный, не как в Советском Союзе директивный. Вот 100 процентов сказали, 100 процентов сделали. Раз он является прогнозным. И у нас планирование прогнозное, 100 процентов – это утопия. Всегда есть объективные причины отклонении. Но в то же время, как вы правильно заметили, ряд Министерств по некоторым программам из года в год мы об этом говорим, ошибки все те же. Это неисполнение. Если сейчас Правительство и все ведомства научились тратить деньги по целевому назначению, раньше же мы за это ругали, теперь они тратят по целевому. Но наш Президент что говорит? Потратить деньги по целевому – это одно. Это как на продукт, вот иди и купи себе что-нибудь поесть. Вот вы и пошли, и купили себе один шоколад. Вроде целевое, продукт, правда же? Но эффективность от этого отрицательная. Вы может быть, утолите голод, но нанесете себе вред и не наедитесь полноценно. Правильно? Вот точно такая аналогия, что вроде целевое использование, а Президент говорит, надо показать, вот ты истратил деньги, что изменилось в экономической сфере, в экономике? То есть, то, о чем говорит конечный результат. Что изменилось в жизни народа? Вот конечный результат пока мы увидеть не можем. Даже в том, что все инфраструктурные проекты, индустриальные проекты, дорожная карта бизнеса, дорожная карта занятости по логике должны увеличить доходную часть. Правда же? Потому что, если занятость, это зарплата. От зарплаты мы с вами платим подоходный налог. Если это бизнес и строительство новых предприятии, это тоже налоги. А мы с вами наблюдаем отрицательную динамику в этом деле. У нас подоходный налог не до собирается. Все открывают теневые места. Значит, задержки заработной платы или зарплату стали получать в конвертах. Это же все должны разобраться соответствующие ведомства. Почему при росте количества рабочих мест у нас подходный налог падает? При росте открытии предприятии мы с вами не добираем КПН и так далее. Да, говорят, цены изменились, сырье упали. Я понимаю. Но у нас же экономика очень активно диверсифируется. Мы производим свои товары, цены на которые не падали. Вот эти все вопросы мы сегодня задавали нашему Правительству.

Ведущая: Это хорошо. Все казахстанцы знают, что второй год подряд дефицит бюджета пополняется за счет национального фонда. У меня вопрос к вам как к доктору экономических наук, профессионала своего дела, почему в стране не хватает налогов и собственных доходов?

Г.Карагусова Во-первых, дефицит бюджета за счет национального фонда никогда не погашался. За счет национального фонда, который идет через бюджет, здесь идут инвестиционные программы. Если не хватает на социальные обязательства государства. А за счет дефицита бюджета обычно выпускается государственные ценные бумаги. И к сожалению, на следующий год и в этом году Правительство решило на покрытие дефицита бюджета взять кредит. Лично мое мнение, это не очень правильно. Мы могли бы точно также для покрытия дефицита бюджета выпустив государственные ценные бумаги, могли бы использовать наши пенсионные накопления с определённой доходностью. То есть, займы всегда дороже. В этой связи, что я хочу сказать? Во-первых, динамичный дефицит сокращается. И дело не в дефиците, как вы говорите. Национальный фонд не тратиться на покрытие дефицита. Я бы вопрос поставила по-другому. Насколько эффективно используются деньги национального фонда? Это же деньги будущего. Президент, когда разрешил тратить деньги национального фонда, и определённую его часть 35 процента, было четкое поручение о социальной программе развития общества, которое потом должна дать доходы. Это программа «Нурлы жол» в помощь индустриально-инновационной программе. И как вы правильно говорите, все это в конечном итоге привести к чему? К повышению налога. Только до этого я сейчас сказала, к сожалению, это не выходит. Значит есть 2 ответа на этот вопрос. Первое, недостаточно хорошо администрируют и работают с налогоплательщиками. Не расширяют налогооблагаемую базу. Не находят тех, кто не платит. Не заинтересовывает, что надо лучше платить, чем не платить. Второе, все что мы строим пока еще неэффективно.

Ведущая: Когда вы были Министром соцзащиты вы говорили тот факт, что люди не все желают идти работать. Скажите, за последние 5-7 лет как ситуация изменилась и в какую сторону?

Г.Карагусова Я говорила не так. Я говорила то, что, если человек находится в трудной ситуации, ему не на что жить. Он очень рад любой работе. В Казахстане уникальная ситуация. Такой нет практически нигде в мире. У нас количество рабочих мест значительно превышает возможность их занять за счет нашего населения. У нас всегда будет нехватка кадров. То есть, если человек хочет работать, он всегда, не то, что зарабатывать, это разные вещи. Потому что многие, которые приходят на прием не просят работу. Потому что начинаешь говорить, давай через центр занятости такую работу, он говорит, что не хочет такую работу. Там мало платят. Я на стройку тоже не хочу, мне такая работа не нравится. Некоторые хотят зарабатывать. Но зарабатывать не работая, так нельзя. Чтобы зарабатывать, надо быть высоким профессионалом, и надо доказать, что ты уникальный специалист. Это как на базаре. Не надо оскорбляться, что мы рабочая сила. Мы товар. Мы действительно, товар. Мы товар не как люди, мы товар как наша способность. Все великие, в том числе и Президент всегда говорит о том, что всю жизнь надо учиться и совершенствоваться. Не только в одном направлении. Надо уметь несколько навыков. Потому что эти кризисы, некоторые закрываются, некоторые расширяются. Ты всегда в этой жизни должен уметь найти себе сферу твоего труда, чтобы всегда был востребованным в этом рынке труда. Поэтому я говорила о том, что, если кто хочет работать, в Казахстане работа есть всегда. Для этого есть программа занятости. Иди и учись бесплатно. В этом регионе нет, пожалуйста, тебя отправят в другой регион, где есть потребность и строится новое предприятие. Еще и обучат. Работай. Дадут общежитие. Я имела именно это в виду. Главное, Президент же говорит, что мы должны построить общество всеобщего труда. Главное понять, что ты должен работать и зарабатывать себе сам. Тебя никто не должен содержать. Потому что, если ты не работаешь, тогда мы все другие налогоплательщики его содержим. Это первый путь на пособие. В второй путь - это криминал. Другого выхода нету. Или ты иждивенец у кого то, или ты ходишь, добываешь это совсем другими путями. Есть страны, где люди хотят работать, а работы нет. У нас работа есть. Я это имела тогда в виду, что работа есть, если вы хотите работать.

Ведущая: С того момента ситуация изменилась?

Г.Карагусова Сейчас она точно такая же. Работа у нас есть. У нас много рабочих мест создается. Много вакансии. Но не надо рассматривать в качестве работы только Алматы и Астану. Хотя и здесь всегда можно найти работу. Да, очень сложно с рабочими местами на селе. Очень сложно. И вот там, действительно, вся вот эта программа должна оживить это. Потому что в сельской местности, действительно, надо создать стимулы и возможности людям работать. Там труднее.

Ведущая: Спасибо. По данным счетного комитета, в реализации инвестиционных программ за минувший 2015 год были допущены нарушения на общую сумму, составляющую более 502 миллиардов тенге. Скажите, как такое стало возможным?

Г.Карагусова Об этом мы тоже сегодня на отчете говорили. К сожалению, такое постоянно озвучиваемая программа. Это затягивание сроков строительства. Первое начинается с чего? Сначала, чтобы пройти тендер – это снижение стоимости при обосновании, что вот, у нас все дешево, будет также и качественно. Он проходит тендер. Потом идет затягивание сроков строительства. Мы знаем, мы от этого никуда не денемся. Во всем мире идет инфляция. Хоть и не большая, но она есть. Потом происходит удорожание проекта. Удорожание проекта пока они ждут, чтобы скорректировали ПСД, чего не всегда делают. Дополнительные деньги нужны. И вот это является тем, что деньги выделяются, деньги вовремя не осваиваются, и тот результат, который есть отрицательный мы имеем.

Ведущая: А какое есть в этом решение?

Г.Карагусова Решение, во-первых, жесткое усиление контроля, четкое рассмотрение ПСД и техники обоснования. И когда заключение договоров, то четко ставить, что раз это все конечная цель, единственное, что может быть – это только на инфляцию. Они в 2-3 раза. Изменения могут быть на следующем этапе после того, как вот это идет. А на следующем этапе, если, действительно, произойдет форс-мажор со строительными материалами и так далее, то тогда только на инфляцию. У нас в договорах это никто не пишет. Эта болячка начинается с конца 90-ых годов. 98,99-ый и до сих пор. Вот постоянное удорожание. Это очень негативный фактор. Удорожание может быть. Мы понимаем. Но не в таких масштабах, как сейчас.

Ведущая: Спасибо за ваш ответ. Какие новые поправки планируется ввести в закон об амнистии граждан в связи с легализацией имущества? И значит ли это, что сроки акции будут продлены?

Г.Карагусова То, что мы заслушали реализацию этого закона на комитете - это не означало, что мы хотим внести какие-то поправки. Мы просто хотели еще раз посмотреть, как работает закон. И может быть еще что-то направить на то, чтобы больше объяснять населению не только с телевизора, а, наверное, надо проводить личные встречи, чтобы увидеть обратный контакт, и ответить на эти вопросы. И второе, некоторые подзаконные акты усовершенствовали, упростили, сделали более такими доступными. Сейчас уже более 1.5 триллиона легализовано и как было до этого, к концу легализации темпы нарастают. Люди сначала присматриваются и т.д. Я не могу сказать однозначно. Жизнь меняется. Пока со стороны депутатского корпуса внесение каких-то изменении в этот закон у нас не планируется. Мы просто в рамках реализации закона заслушали, как он реализуется.

Ведущая: Хорошо. И в самом завершении, к сожалению, время ограничено, я задам заключительный вопрос. Ваши ученики до сих пор вспоминают вас как талантливого преподавателя политэкономии. Скажите, не скучаете ли вы по этой деятельности, и не возникает ли желание поделиться вот этим опытом с молодыми специалистами.

Г.Карагусова Дело в том, что я все равно делюсь. Просто сейчас в силу такой занятости я не могу преподавать где-либо и вести поточные лекции. Потом у нас политэкономия в чистом виде пока, к сожалению, нигде не восстановлена. Хотя это надо сделать. Это базовая наука. Все остальное маркетинг, менеджмент – это надстройка. Не зная базы, вы вряд ли будете в совершенстве делать. Это чувствуется во всех тех, кто сейчас говорит об экономике. Если ты не знаешь объективные законы диалектики, если ты не знаешь объективные особенно общие специфические законы экономики, то очень сложно работать в надстройке. Не зная базис, построить красивую надстройку сложно. Поэтому поточные лекции я не веду. Но при возможности в Мажилисе, например, я иногда провожу встречи с аппаратом. Или со своим, или со всем аппаратом Мажилиса. Конечно, многие из тех, кто слушал, они говорят, что надо. Я для себя поставила такую цель. Будет же рыночник, который преподает политэкономию, мы сразу были рыночными. Как только у людей возникнет потребность получить политэкономические знания, и соберется небольшой определенный поток, я всегда согласна выделить время.

Ведущая: Ну, что же, Гульжан Джанпеисовна, спасибо вам большое за такую интересную беседу. Я думаю, что наши пользователи смогли подчеркнуть для себя достаточное количество полезной и необходимой информации.

Г.Карагусова Спасибо большое! До встречи!

Ведущая: Ну, а вам, уважаемые пользователи! Хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал Bnews.kz. Всего вам доброго! До свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх