• Нур-Султан, 0 ℃
  • Алматы, +1 ℃
  • Шымкент, +3 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Дерегулирование бизнеса: Вопросы самоуправления и контрольно-надзорные функции»

  • Видео
Уважаемые пользователи! 18 октября в 12:00 в студии портала BNews.kz пройдет онлайн-конференция с участием руководитель управления совершенствования государственной разрешительной системы МНЭ РК Ешматовым Аманжолом Курамысовичем на тему «Дерегулирование бизнеса: Вопросы самоуправления и контрольно-надзорные функции». 

Ведущая. Это онлайн-конференция информационного портала Bnews.kz. Меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! Сегодня будем говорить о дерегулировании бизнеса, а точнее о развитии Института саморегулирования и оптимизации разрешительной системы. У нас в гостях Руководитель управления совершенствования государственной разрешительной системы Департамент развития предпринимательства МНЭ РК Ешматов Аманжол Курамысович. Здравствуйте! Я рада Вас приветствовать в нашей студии. Мы не в первый раз уже говорим о дерегулировании бизнеса. Сегодня будет вторая часть нашего предыдущего разговора. Сегодня мы бы хотели поговорить именно об Институте саморегулирования. Из проекта Закона понятно, что на Институт саморегулирования будут возлагаться основные надежды. Это будет один из центральных аспектов. Институт саморегулирования существует уже несколько лет в Казахстане.

А. Ешматов. В 2016 году вступил в силу Закон о саморегулировании. Саморегулирование – это очень важный институт для развития общества. Он позволяет гражданам увеличить свою роль в принятии решений. Саморегулирование идёт в рамках 97 шага, который говорит о необходимости расширения права граждан принимать решения. Если говорить простым языком, это когда определённый круг людей регулируют ту деятельность, которой они занимаются. По нашему закону, это практика в странах ЕАЭС, существует 2 вида саморегулирования – добровольное и обязательное. Добровольное действует наряду с государственным регулированием, при этом их стандарты должны быть выше стандартов государства. Добровольное саморегулирование – это как плацдарм для того, чтобы данную сферу передавать в обязательное саморегулирование. Это когда государство передаёт некоторые свои функции в управление рынка. В Законе прописывается, что та или иная сфера передаётся в саморегулирование. Сейчас уже принято решение по оценочной деятельности и деятельности аудиторов, которые уже переданы для саморегулирования. На данный момент Закон находится в Мажилисе. Те нормы, которые направлены на развитие данного Института, будут стимулирующие для бизнеса объединяться в объединения. Цель – это повышение конкурентоспособности нашего рынка на Международной арене, повышение ответственности услугодателя перед потребителем, ну и естественно увеличение качества.

Ведущая. А вообще, наше общество готово к такому? Мы привыкли, что нас контролирует государство.

А. Ешматов. В тех отраслях, которые ты хотим передать в саморегулирование, уже есть саморегулирование. Там есть такие требования, как обязательное членство, компенсационные взносы и т.д. Сейчас прорабатывается вопрос по нотариальной деятельности, адвокатской, деятельности финансовых аудиторов. Я думаю, что через год-два будет передача.

Ведущая. Вы бы не могли нам, на примере нотариуса, рассказать нам более подробно, как это будет выглядеть?

А. Ешматов. Все государственное регулирование, начиная от лицензирования, заканчивая правилами оказания нотариальных услуг – это все будет исключаться. Будет создаваться 2-3 саморегулируемые организации. У каждой будут свои правила. У потребителя будет выбор, к кому обратиться. Он будет выбирать по качеству. Что нужно сделать, чтобы стать, допустим, нотариусом. Необходимо соответствовать определённым требованиям, которые они разработают, вступить в это общество.

Ведущая. А лицензию мы будем от государства получать?

 А. Ешматов. Лицензия полностью исключается. Это будет передаваться в саморегулируемую организацию, у которой будут свои правила вступления в их ряды и допуск на рынок.

Ведущая. То есть, будет создана определённая конкурентная среда?

А. Ешматов. Да. У потребителя будет выбор.

Ведущая. В каких отраслях, кроме юриспруденции, ещё возможно саморегулирование?

А. Ешматов. Аудиторская деятельность, деятельность комплексной экспертизы проектов. Там около 6 основных сфер, где есть яркие и чёткие признаки саморегулирования – это оценочная, нотариальная, адвокатская, деятельность аудиторов, строителей и экологические аудиторы.

Ведущая. А, допустим, медицина и сельское хозяйство. Там со временем может это рассматриваться?

А. Ешматов. Это будет зависеть от самого общества. Если бизнес готов к этому, то они имеют право это инициировать через Национальную Палату предпринимателей. Если анализ покажет, что именно эта отрасль готова, то она может быть передана.

Ведущая. Если опираться на опыт Америки, где профессиональные ассоциации есть в каждой отрасли, начиная от продавцов и заканчиваю врачами.

А. Ешматов. У них все это шло эволюционным путём. Мы к этому по-другому подходим.

Ведущая. Зато, мы можем опираться на мировой опыт.

А. Ешматов. При изучении вопроса введения саморегулирования, мы брали за основу опыт мировых стран.

Ведущая. Ну давайте закончим вопрос о саморегулировании и перейдем к следующему. Не для кого не секрет, что наш бизнес тонет в бюрократии. Очень много лишних бумажек нужно постоянно приносить, подтверждать. Как мне стало понятно из Закона, что и с этой проблемой будут бороться?

А. Ешматов. Это вопрос по информационным инструментам. Если говорить простым языком, то это та отчетность, которую бизнес предоставляет государственной власти. Когда мы стали анализировать этот вопрос, очень много было предоставлений отчетности, которая не нужна государству. Есть много дублирующей отчетности, например, в медицинской сфере. Порядка 30% отчетов можно смело исключать. Сейчас вводится принцип одного окна. То есть, когда государственный орган может получить информацию у другого государственного органа. У нас было поручение от Правительства РК о необходимости сокращения на 30%, к чему мы сейчас и идем. Единственное, мы не брали налоговую, таможенную отчетность и финансовой политики. У них своя работа идет в одном направлении. На самом деле, административная нагрузка упадет. Бизнес начнет заниматься бизнесом, а не сдачей отчетности. Потому что, некоторые отчетности необходимо предоставлять ежедневно, ежемесячно.

Ведущая. Сокращение документации – это достаточно амбициозная цель.

А. Ешматов. Да, и мы к ней идем. Надеюсь, мы достигнем тех результатов, которые мы планируем.

Ведущая. Еще, в рамках закона планируется оптимизация разрешительной системы?

А. Ешматов. Да, но это, наверно, громко сказано. Мы в прошлом году оптимизировали разрешительную систему. Мы сократили количество разрешений на 50%. Закон был принят в мае прошлого года. В этом году мы решили законодательно урегулировать те разрешения документов, которые выдаются субъектами естественных монополий и квазигосударственным сектором.  В большинстве таких случаев, выдача таких разрешений нигде не регламентирован. Мы решили все это отрегулировать, поднять на уровне Закона. Сейчас в Законе будет новое предложение об уведомлениях, которое будет содержать перечень всех разрешений, выдаваемых субъектам естественных монополий. Если что-то не входит в этот перечень – значит это не законно.

Ведущая. Если говорить в целом и резюмировать то, о чем мы говорили, то основываясь на 3 пунктах, о которых мы говорили, то основная задача Закона – это убрать лишнее и структурировать то, что осталось?

А. Ешматов. В принципе, да. Немного облегчить административную жизнь для предпринимателей. Меньше сдавать и знать конкретно, что делать.

Ведущая. Еще такой вопрос. При подготовке данного закона, велась ли какая-то работа с бизнесменами?

А. Ешматов. Да, естественно. Была создана экспертная группа, куда входят представители бизнеса, государственных структур и НПП. Анализ проводился, работали с предпринимателями, направляли запросы, встречались и обсуждали. Бизнес знает, что такая работа идет. Мы хотели получить от предпринимателей – что на них давит больше всего, но не получили ответа. Этот Закон полностью открыт для народа.

А. Ешматов. А я напомню, что сегодня мы говорили о дерегулировании бизнеса, а точнее о развитии Института саморегулирования и оптимизации разрешительной системы. У нас в гостях был Руководитель управления совершенствования государственной разрешительной системы Департамент развития предпринимательства МНЭ РК Ешматов Аманжол Курамысович. В студии работала Мадина Аргын. До свидания!

 

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх