Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -9 ℃
  • Алматы, -2 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«Что даст частному бизнесу новый Предпринимательский кодекс?»

  • Видео
Уважаемые пользователи! 28 января в 12:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием директора департамента законодательства Министерства юстиции РК  Ерлана Бузурбаева на тему «Что даст частному бизнесу новый Предпринимательский кодекс?».

Ведущая: Добрый день, уважаемые  пользователи  информационного  портала  BNews.kz.  И вы  присоединились  к  онлайн-конференции. 29 октября  2015  года   Глава  государства  подписал   Предпринимательский  кодекс  Республики  Казахстан, который    вступил  в  действие  с  1  января  текущего  года. Ранее  нормативно - правовых  актов,  регламентировавших  действие  предпринимательства   существовало  множество. Отныне  они  консолидированы  в  рамках  единого  акта  Предпринимательского  кодекса. О  том,  какие  новшества и  изменения  он  внесет  в  деятельность  предпринимателей  мы  сегодня  поговорим  в  рамках  нашей  студии. Позвольте  представить  вашему  вниманию  спикера  нашей  онлайн -  конференции,  директора  департамента  законодательства  Министерства  юстиции  Республики  Казахстан  Бузурбаева  Ерлана  Маркленовича. Здравствуйте!

Бузурбаев Е. Здравствуйте.

Ведущая: Рада  приветствовать  вас  сегодня  в  рамках  нашей  студии.

Бузурбаев Е. Спасибо.

Ведущая: Ну,  и,  первый  вопрос  хотелось  бы  узнать, что  послужило  основным  лейтмотивом  к  созданию  Единого  нормативного  правового  акта  Предпринимательского  кодекса?

Бузурбаев Е. Надо  отметить, что написание   Предпринимательского  кодекса  предшествовало  ряд  поручений  Президента. Причем,  прямых  поручений  Президента,  который  именно говорили    о  разработке   консолидированного  закона  для  предпринимателей,  который  объединял  бы  все  нормы,  связанные  с  регулированием  предпринимательской  деятельности. С  чем  это  связано? Связано  с  тем, что,  как  вы  знаете, и  Глава  государства, и  правительство  держат  на  постоянном  контроле  вопрос  развития  предпринимательства. То есть, она очень  актуальна  для  нашего  правительства.  Действительно, Президент  неоднократно  говорил, что  предпринимательство - это  движущаяся  сила национальной   экономики. И  правительство  принимает   очень  большие  меры,  направленные  на  то, чтобы   стимулировать  его  развитие  и  поддержку. И вот  этот  вот  Предпринимательский  кодекс  как  раз  таки  основной  своей  направленностью имеет создание  тех  правовых условии,  в которых предпринимательство   благополучно  развивалось  бы. Вот  это  как бы  в  контексте  чего  как  раз  таки  принимался  предпринимательский  кодекс  и  разрабатывался? В  частности  в  феврале  2014  года  Президентом  был  принят  указ  о  кардинальных  мерах  по  улучшению  условий  для  предпринимательской  деятельности, в  рамках  которого  прямо  предусмотрено   консолидировать  в  рамках  предпринимательского  кодекса, законы, которые  регулируют  предпринимательскую  деятельность. Примерно  вся  вот  эта  работа  была  связана  именно  с  тем,  чтобы заложить  правовую  основу  на законодательном  уровне  предпринимательства.

Ведущая: Хотелось  бы  узнать, чем  данный Предпринимательский   кодекс  является  отличным  от  ранее  существовавшего законодательства?

Бузурбаев Е. Самое  главное  отличие, наверно,  что  в  Предпринимательском  кодексе  шесть консолидированных  законов. То есть, раньше  были  шесть  самостоятельных  законов. На  сегодняшний  день  они  объедены  в  рамках   Предпринимательства  кодекса. Что  это  дает? В  первую  очередь  это дает  то,  что  повышается  статус  регулирования  этих   законов. То есть, как  вы  знаете, в  соответствии  с  законом   нормативно – правовых   актов у  нас  кодексы  имеют  приоритет  перед  законами. И в  случае наличия  конкуренции или    нормы  противоречия  в  них  будут  иметь приоритет  положение  кодекса. То есть,  получается, те  прогрессивные  нормы, которые  мы  взяли  из  законов, допустим, о контроле  и  надзоре, о поддержке  информационно - инновационной  деятельности, они  уже будут иметь  приоритет  перед другими  отраслевыми законами. То есть, вот  это первое,  что  дает  основное  отличие  Предпринимательского  кодекса  от  существовавшего   раннее   законодательства. То есть, оно в  иерархии  нормативно – правовых  актов  возвышает  нормы  регулирующих  предпринимательскую  деятельность  над  другими  отраслевыми  законами. Это  основное. Ну, и, второе, наверное, это  то, что  предприниматели  как  субъекты  регулирования   получают  единый нормативно -  правовой  акт. У  нет необходимости  искать  различные  нормы  в  различных  законах. Есть  возможность  обратиться  к  одному нормативному   акту,  который  довольно  таки  удобен  в  пользовании,  систематизирован и  содержит  комплексно  все,  что  содержит  предпринимателям  знать,  чтобы  успешно  осуществлять предпринимательскую  деятельность.

Ведущая: Смотрите, тогда  такой  логический  вопрос. Если  он  в  себе  консолидировал  несколько   нормативно -  правовых  актов, это  порядка  шести,  не  получился  ли  он  достаточно  объемным, что  усложнило  его,  к  примеру,  использование?

Бузурбаев Е. Надо  понимать, что  в  принципе, кодекс  сам  по  себе  никогда  не  бывает  маленьким. Кодексы  всегда  объемные  законодательные  акты. Поэтому  я  не  думаю, что  он  стал  большим. То есть, на  сегодняшний  день  содержит  324  статьи, 30  глав. Это, в  принципе, не  так  уж  и  много  по  большому  счету. Если  сравнить  с  другими  кодексами, то  он  довольно  таки  небольшой  по  размеру.

Ведущая: Хорошо, спасибо  большое. Среди  некоторых  экспертов  бытует  мнение о  том,  что  возможно  данный  кодекс, скажем  так,  далек  от  совершенства. Скажите, как  бы  вы  могли  прокомментировать данное  мнение?

Бузурбаев Е. Да,  действительно, мы  сталкивались  с  критикой предпринимательского кодекса. Мы   слышали  неоднократно. Но  основной  поток  критики  был  связан  с  тем, что  были  большие  опасения  у  юридического  сообщества  относительно  того,  что Предпринимательский  кодекс  породит. Так  называемый,  дуализм  частного  права, когда  его нормы   вступили  бы  в конкуренцию  с  Гражданским кодексом. В  этой  связи  действительно  была  определенная  существенная  критика. И  юридическое сообщество  выступало категорически  против  этого. Но, забегая  вперед, скажу, что  нам  удалось  избежать  этой  конкуренции,  и    мы  не  допустили  дуализма. Поэтому  эта  критика, которая  сейчас  до  сих  пор  имеет  место  быть, которая  говорит  о  наличии  дуализма, скорее  осуществляется  по  инерции  от  того  обсуждения, которое  предшествовало  разработке  Предпринимательского  кодекса,  нежели  вытекает  из  его  норм. Потому  что  в действующем  кодексе  дуализма  не  допускается…

Ведущая: Каким  образом  удалось  это  преодолеть?

Бузурбаев Е. Если  говорить  про  дуализм  мы  не  стали, я  сажу  так, вообще  при  разработке  предпринимательского  кодекса  было  разработано  3  его  варианта. Последовательно  в  процессе  обсуждения  менялись  подходы,  и  менялась  концепция  кодекса, менялась  структура  содержания. Вот  первый  вариант  как  раз  таки  и  предусматривал  то,  что  часть норм из  Гражданского  кодекса  будет  заимствован  в  Предпринимательский  кодекс,  оттуда  исключено. И, соответственно, при  таком  варианте  получалось,  что  гражданское  правовое  отношение,  основанный  на  равенстве  сторон,  будет  урегулироваться  как  Предпринимательский  кодексом, так  и  Гражданским  кодексом.    При  таком   подходе, конечно, неизбежна  конкуренция в практике. И, конечно, вот  этот  подход  вызвал  серьезную  критику  юридического  сообщества, особенно,  научных   кругов. В  этой  связи, концепция  кодекса  была  пересмотрена. И  на  сегодняшний  день  кодекс  не  содержит  норм,  которые  перенесли   бы из  Гражданского  кодекса. Гражданский  кодекс остался  в неизменности. Поэтому   в  этом  плане   юридическое  сообщество  как  бы  успокоилось.  Другой  аспект  критики связан  с  тем,  что  Предпринимательский  кодекс,  по  мнению  людей, которые  критикуют,  не  дает  ничего  нового. В определенной  степени,  если  говорить   содержательно  по  тем  нормам, которым  он  содержит, действительно, он перенес  в себя  те  нормы,  которые   были  на  сегодняшний  день  в  большей  степени. Процентов  на  восемьдесят  он  состоит  из  тех  норм законодательств,  которые  раннее  содержались  из  других  законов. И  в  этом  плане,  можно  было  бы  сказать,  что  критика  объективна, если  не  замечать  тот  факт,  о  котором  я  сказал  раннее, что  путем принятия  кодекса  мы повысили  эти  нормы   в  иерархии  нормативно – правовых  актов. А  это  самый  важный  факт. Потому  что  те  нормы,  которые  мы  консолидировали,  они  как  раз  таки  направлены  на  гарантирование  соблюдение  прав  предпринимателей. Допустим, такие  вещи,  которые  связаны  с  вопросом  государственного  контроля  и  надзора. То есть, на  сегодняшний  день  получается,  если  будет  возникать  противоречия  между нормами,  которыми в  общей  части  регулируют  вопросы  государственного  контроля  проверок  в  отношении  предпринимателей, то  и  будут в  каком - то  отраслевом  законе  нормы, которые  противоречат  этим  положением, то  положение   кодекса  противоречат. Тем  самым  права  предпринимателей  будут  защищены  более  надежно. То есть, нормы  закона  будут  приниматься,  которые  им  противоречат. Вот  этот  факт  нужно  учитывать  при  критике  кодекса  с  этой  точки  зрения. Потом  есть  определенное  нововведение  в  кодексе, которое  тоже  опять же,  скажем  так, может  быть  они   критикам,  которые  выступают с  этой  позиции,  неизвестны. Но, допустим, мы  расширили  подход  к  мерам  государственной  поддержки  предпринимательства. Если  первые годы  Независимости  Казахстана, наше  законодательство  шло  на  пути  создания  условии  в  первую  очередь  для  поддержки  развития  малого  предпринимательства, то сейчас,  когда  мы  говорим,  что  нам нужно   развивать, все- таки,  обработку,  нам  нужно  развивать  производство. А это  уже не только  малое  предпринимательство,  это  уже  средний  бизнес. И  пересмотрены  подходы  были  соответствующим образом,  и  меры  государства  поддержки  были  распространены  не  только  на  малый  бизнес, но  и  на  средний бизнес. И  это  тоже  немаловажный  фактор, который  говорит,  что  на  самом  деле  кодекс  содержит в  себе  новеллы, которые  на  наш  взгляд,  должны  положительно  сказаться на развитии  малого  предпринимательства. Ну, вот  это  два   вида  критики,  которые  я  слышал, скажем,  так,  по  ним такая  ситуация.

Ведущая: У  меня  такой  вопрос. Насколько  мне  известно, Предпринимательский  кодекс  содержит  в  себе  порядка  девятнадцати  принципов, взаимодействие   субъектов  предпринимательства и  непосредственно  государства. Почему  в  Предпринимательском  кодексе  заложен  достаточно  такой  обширный  перечень  принципов?

Бузурбаев Е. Но, во–первых, еще  раз  скажу,  это  кодекс. Соответственно,  он  регулирует  гораздо  больше  объемов  правоотношений,  нежели  обычный закон. И  такое  большое   наличие   принципов  этим,  в  принципе,   в  первую  очередь  обусловлено. При  этом  я  хотел  бы  обратить  внимание, что  подход  к  изложению  принципов  в  Предпринимательском  кодексе немного  отличается  от  стандартных,  привычных  на практике,  когда  в  законах,  в  принципе,  излагаются   коротко, кратко  без  раскрытия  механизмов  и  их  реализации. В  данном  случае  Предпринимательский  кодекс  не  только  раскрывает каждый  принцип  отдельной  статьей, но  и  дает  прямые  механизмы  для  реализации этих  принципов. В  чем  важность принципов  для  регулирования? Потому  что  именно понимать  те  или  иные  нормы  кодекса  или, допустим, во  взаимодействия кодекса  с  другими  законодательными  актами,  как  раз  таки  следует  через  призму  принципов. То есть,  они  как  бы  позволяют  пользователю  понять  направленность  этого  кодекса,  понять смысл тех  или  иных  норм  для  того,  чтобы  делать  выводы  относительно  того,  как  использовать  конкретно  нормы  уже  при  применении  закона  или  исполнении. В  этой  связи  кодексов  принципов  может  быть  и  много, да, девятнадцать. Но  они  все  являются  рабочими  принципами. Некоторые  из  этих  принципов  были  взяты  из  тех  законов, которые  были  консолидированы. То есть, они  уже  показали  себя  во  времени. Они  показали  себя  на  практике. И  я  думаю, что  такой  подход оправдан  к изложению  принципов. Потому  что  он  облегчает  правоприменителям  работу  с  этим  кодексом. 

Ведущая: Давая  таки  основополагающие  идеи  использования   той  или  иной  формы, да?

Бузурбаев Е. Да.

Ведущая: Хорошо, раз  мы  уж  коснулись  вопросов  принципов,  условно  говоря, хотелось  бы узнать,  по  какому  принципу  в  Предпринимательском  кодексе  консолидированы  нормы  законодательных  актов,  которые  он  объединил  в  себе?

Бузурбаев Е. Давайте, я  наверно, перечислю  те  шесть  законов, которые  консолидированы. Это  в первую  очередь закон  о  частном  предпринимательстве.  Закон  о  частном  предпринимательстве  был  прогрессивным  законом  для    своего  времени. Он содержал  многие  положения  относительно  участия  предпринимательства  в  нормотворчестве. Допустим, это такие  вопросы,  как  создание  экспертных советов. Это такие  вопросы , как  обязательное  заключение  экспертных советов на  проектах  нормативно – правовых  актов. Он  содержал  в  себе  вопросы,  связанные  с  мерами  государственной  поддержки, с установлением  критериев  размерности  субъектов  предпринимательства  малых, средних   и  крупных. Он  содержал  в  себе нормы,  связанные  с недавно  введенным  инструментом,  называющимся  анализ регуляторного  воздействия. То есть, тот  инструмент, который  позволяет  аналитическая  процедура, которая позволяет   оценивать  выгоды  издержки  и  другие  последствия  от  введения  регулирования  в  отношении  субъектов  регулирования. То есть, предпринимателей , проще  говоря, он  позволяет  видеть  последствия  от  тех  законов,  которые  принимаются , которые  разрабатываются  для  предпринимателей. Насколько  нагрузка  на  них  возрастет,  либо,  наоборот,  уменьшится. Насколько, действительно, повысится  эффективность  государственного  урегулирования в  конкретной  сфере. Вот   эти  положения  они  полностью,  получается,  перешли в Предпринимательский  кодекс,  стали  его, скажем  так,  основной  частью. Также  были  консолидированы   законы  о  крестьянских   фермских  хозяйствах, об  инвестициях, о  конкуренции, о  государственном  контроле  и  надзоре,  и  о  государственной  поддержке  информационно - инновационной  деятельности. Данные  законы можно  назвать  функциональными  законами. То есть, они  не  регулируют  отдельно  отраслевые  функции. Они  носят  такой  межотраслевой  характер. Они  регулируют  предпринимательскую  деятельность  в  целом. Именно  по  этому  признаку  они  и  были  консолидированы в  Предпринимательский кодекс. Все  остальные  вопросы  регулирования, понятно, что  у  нас  восемьдесят процентов законов  это,  наверно  даже  заниженная  цифра, направлены  на  регулирования  предпринимательской  деятельности. Так  или  иначе,  и  все  их  объединить  было физически  невозможно,   и  абсолютно  нецелесообразно. Поэтому  отраслевые  законы, которые  содержат  в  себе  более  предпринимательский характер были  сохранены,  и тем  самым, как бы,  целостность  законодательства  не  была нарушена. Существует  полноценное  отраслевое  законодательство, существует  комплексный  кодекс,  который  регулирует  те  вопросы,  которые носят  общий  характер  для  всего  предпринимательства.

Ведущая: У  меня  будет  очень  такой  интересный  вопрос. Почему  был  консолидирован  закон  о  государственном  контроле  и  надзоре? Он  такой  специфический.

Бузурбаев Е. Вот, кстати,  когда  мы  говорили  о  критике, я  вам  не  сказал о том,   что  имело место  критика,  связанная  с  консолидацией  закона  о  государственном  контроле  и  надзоре. На  мой  взгляд, это  было  больше  вот  непонимание  важности  этой  консолидации. Что  такое  закон  о  государственном  контроле  и  надзоре?  Для  того,  чтобы  понять,  почему  он  был  консолидирован, нужно немного    вернуться  к  истории  того  вопроса. Первоначально в  2010  году  вопросы  регулирования проверок  в  отношении  предпринимателей  впервые  были,  как  раз  таки,  регулированы  законом  о  частном  предпринимательстве. То есть, в  этом  законе  впервые  были  введены такие  понятия,  как  система  управление  рисками, и  их взаимоувязка с планированием  контрольных  деятельностей  государственных  органов.  То есть, с  введением  этих  норм  государственные  органы   уже не  могли  проверять  кого  хотят, когда  хотят, и  по  какому  хотят  перечню  вопросов, а  должны  были  действовать  по  определенному  алгоритму,  который  предписывал  им  действие. Согласно  системе  управлением  рисками,  во- первых. Во – вторых, он  предписывал  им  проводить  проверки  только  лишь  в отношении  тех  вопросов,  в  которых у  них  имеются  соответствующие   компетенции  законодательно. Для  этого были  утверждены  проверочные  листы, все  критерии  оценки  степени рисков, ведомственные  отчеты, и  другие  инструменты,  которые  позволили  реформировать систему  государственного  контроля   в отношении предпринимателей,  в первую  очередь. Поэтому  это  и  содержалось в  частном  предпринимательстве. Единственной  проблемой  данного  закона  было  то,  что  вопросы  госконтроля  они  не  могут  касаться  только  предпринимателей. Они  касаются  всех  субъектов,  в  том  числе  и  государственных предприятии, в  том  числе  государственные органы. То есть, если, допустим, взять  это органы  СЭС, или  это органы   противопожарной службы, то  для  них,  не  важно,  это  садик  является  государственным  или   является  частным, требование  по пожарной  безопасности  одинаковы  ко  всем. И  в  отношении  всех  они  проверяются. В  этой  связи  закон  вот  эти  положения  закона,  которые  были связаны с  госконтролем,  в  некоторой  степени,  выходили  шире. То есть, распространялись  не только  на  предпринимателей, но и распространялись  на  иных  субъектов. И  в  этой  связи  в  2011  году  был  разработан  и  принят  закон  о  государственном  контроле  и  надзоре,  о  котором,  как  раз  таки,  все   вот  эти  положения  из закона  о  частном  предпринимательстве  были  перенесены  в  закон  о  государственном  контроле  и  надзоре. Он  стал  самостоятельным, отдельным  законом. Опять  же  специфика  данному  закону  сохранилось  в  том,  что  он  опять  же  распространялся  не  только  на предпринимателей, но  и на  все  их  субъектов регулирования. И вот  это, как раз  таки,  стало причиной  критики со  стороны  отдельных  людей,  которые  полагали, что  учитывая,  что закон  распространяется  не  только  на  предпринимателей, значит,  его  нельзя  консолидировать  в Предпринимательский  кодекс. Мы  же  в  свою  очередь, Министерство  Юстиции  говорило,  что  на  самом  деле  нужно  сделать  в первую  очередь  для  самих  предпринимателей,  почему? Потому что те  важные вещи,  которые   направлены  на  защиту  интереса  предпринимателей. Это  логика  госконтроля,  ограничение  госорганов  при  проведении  проверок. Это  регламентация  проведения проверок. Это  механизм  самозащиты  бизнесом при  проведении  проверок. А  вот  эти  все  вещи  нельзя  было  потерять. Очень  важно    перенося  их  в  Предпринимательский  кодекс,  мы  предавали  им  статус, как  я  говорил  раннее, выше других  законодательных  актов. Соответственно, гарантирование  защиты  прав  предпринимателей  мы  выносили  на  новый  уровень. Именно  поэтому  в  Предпринимательском  кодексе  нужно  было  объединить  закон  о  контроле  и  надзоре. И  это  полностью  соответствовало  поручению  Президента, который,  как   я  сказал раннее,  в  указе  предусмотрел,  чтобы  в  Правительство  консолидировало  нормы  законов,  регулирующих  предпринимательскую  деятельность. А закон  о  контроле  и  надзоре  это, как  раз  тот  закон,  который  комплексно  регулирует  предпринимательскую  деятельность. И он ,наверно, из  перечисленных  шести  законов  наиболее  актуален  для  предпринимателей. Чаще  всего  предприниматели  сталкиваются именно  с  этими  вопросами, вопросами  контроля. Поэтому  отсутствие  бы  закона  о  контроле  и  надзоре как  консолидированного  закона в  Предпринимательском  кодексе, конечно  же,   порождало  бы   вопросы. И опять  же,  не позволяло  бы  в приоритетном  порядке  защищать  права  предпринимателей  в  случае,  если  бы  какие-то  отраслевые  законы  водили  бы  нормы,  которые бы   не могли   принимать  государственного  контроля.

Ведущая: Ерлан Маркленович, спасибо  за  такой обширный  и  точный  ответ. А  теперь  такой  заключительный  вопрос, касающийся  среднего  бизнеса. Какие  меры  по  поддержке  закрепил  в  себе  новый   Предпринимательский кодекс по  поддержке  среднего  бизнеса?

Бузурбаев Е. Скажем  так, в  основном  меры  поддержки  остались  те  же  самые,  которые  были предусмотрены   ранее  законом  о  поддержке информационно-инновационную  деятельность, о  частном  предпринимательстве. То есть, единственное, что  в  данной  мере  господдержки  были  распространены не  только  на субъекты  малого  бизнеса,  но  и на  субъекты  среднего  предпринимательства, в  определенных  вопросах  крупного предпринимательства. Даже, потому  что  поддержка  бывает  разная, в  разных  условиях, правительство  поддерживает  разных  субъектов, в  зависимости  от конкретно  экономической  ситуации. Меры  поддержки  бывают  разные. Но  я  конкретно  останавливаться не  буду, потому  что  это  по  идее тема  отдельной  конференции. Поддержка  бывает  финансового  характера, нефинансового, это  всевозможные  субсидирования, кредитования,  предоставление  государственной  гарантии, это инфраструктурная  поддержка. То есть, связанная  с   созданием  условий для   развития  предпринимательства  посредством  подвода  коммуникаций, строительством  дорог, развитие индустриальных   зон, развитие технопарков, развитие  бизнес инкубаторов  и  прочих инфраструктуры, поддержки  и  развития  малых  и  среднего  бизнеса. Это  имущественная   поддержка,  выражающаяся  в  предоставлении  использовании  субъектного  предпринимательства  на  льготных или  безвозмездных условиях. Даже, основе  помещений   государственного  имущества. То есть, это  упрощения  какие - то, связанные с  государственным  регулированием. В  том  числе  это снижение барьеров. Это  все является  в  мере  государственной  поддержкой. Они  в  определенной степени  систематизированы. И  на  практике уже  опробованы. То есть,  фактически  новых  мер поддержки  не  вводили. То есть, мы  взяли те  поддержки,  которые  показали  свою жизнеспособность  на  практике  в  рамках реализации  таких  вот программ  поддержки, как   дорожная  карта  бизнеса, допустим. И вот  эти  меры  поддержки  просто  распространили также  на  субъекты  среднего  предпринимательства,   чтобы  расширить  доступ субъектов  к  тем  программам  поддержки,  которые  государство оказывает.

Ведущая: Хорошо, спасибо  большое. На  этом  наше  время  подошло  к  концу. Хотелось бы  пожелать  вам успехов в достижении  намеченных  целей. Потому  что  работа  в  любом  случае по реформированию  законодательства  непрерывна. Там  какие-то  новшества  происходят. Поэтому, лично  от  себя  желаю  больших  успехов.

Бузурбаев Е. Спасибо, большое спасибо. Вам  тоже.

Ведущая: Спасибо. А вам дорогие пользователи напоминаем, что за самой достоверной  правовой информацией  вы  можете  обращаться  на информационный портал BNews.kz. Всего  вам доброго. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх