• Алматы, +15 ℃
  • Нур-Султан, +9 ℃
  • Шымкент, +15 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

Более трехсот теплых туалетов построят на трассах Казахстана

  • Видео
   

Можно ли построить бизнес на придорожном сервисе, как в Казахстане решается проблема с туалетами на республиканских автотрассах и чем полезно приложение «Kaz Way» - об этом рассказал представитель АО «НК «Казавтожол» в интервью Bnews Online.

Добрый день. Меня зовут Дамир Айдаров, это Bnews Online. Сегодня гость нашей студии – главный менеджер Департамента стратегического планирования, развития бизнеса и информатизации АО «НК «Казавтожол» Еркебулан Турсынбаев.

Д.Айдаров: Еркебулан, добрый день!

Е.Турсынбаев: Здравствуйте!

Д.Айдаров: Сегодня мы будем говорить о развитии придорожного сервиса в Казахстане.  Первый вопрос: многофункциональные придорожные комплексы вдоль республиканских автодорог – сколько, когда и где будут построены в Казахстане?

Е.Турсынбаев: На дорогах республиканского значения были построены уже 1819 объектов придорожного сервиса, из них национальному стандарту соответствует 850 объектов придорожного сервиса, что составляет 47% от общего количества.

Д.Айдаров: Еркебулан, касаясь национального стандарта – что туда включено?

Е.Турсынбаев: В Казахстане существует единый национальный стандарт №2476-2014. В нем определены четыре категории уровня комплексов – «A», «B», «C», «D». Например, если взять уровень комплекса «А», то туда входит многофункциональный комплекс, самый большой из всех категорий. В него входят: СТО, гостиница, супермаркет, автомойка, душ, TIR-паркинг, то есть все возможные максимальные услуги для автолюбителей.

Д.Айдаров: Что входит в самую малую категорию, там должен быть какой-то минимальный пакет?

Е.Турсынбаев: Минимальный пакет – это категория «D», куда входят заправка, магазин и небольшое кафе.

Д.Айдаров: На сегодняшний день, сколько объектов придорожного сервиса не соответствует национальному стандарту?

Е.Турсынбаев: 53% от существующих комплексов - не соответствует нацстандарту, в них, в основном, отсутствуют теплые туалеты.  

Д.Айдаров: Касаясь этой деликатной, но важной темы – туалеты, она в последнее время вызвала резонанс в обществе. Люди высказываются о качестве и состоянии туалетов в социальных сетях. Что делается в этом направлении вашей компанией?

Е.Турсынбаев: На данный момент АО «Казавтожол» и Комитетом автомобильных дорог МИИР РК разработан План мероприятий по установке санитарно-гигиенических узлов. В ближайшие три года запланированы установки 304 штук санитарных узлов, из них 109 единиц - на реконструированных дорогах. Это такие важные автодороги, которые сейчас строятся - «Балхаш – Караганды», «Щучинск – Зеренда», «Атырау-Астрахань» и другие объекты реконструкции.

Также 116 единиц санитарных узлов планируется установить на эксплуатируемых дорогах РК, 76 штук на платных дорогах, существующих и планируемых.

Д.Айдаров: Те санитарные узлы, которые расположены на территории республиканских дорог, кто занимается их содержанием и очисткой?

Е.Турсынбаев: Содержанием всех дорог, в том числе и туалетов, занимается единственный наш подрядчик - ТОО «Казахавтодор». Кроме участка платной трассы «Нур-Султан - Щучинск», остальными платными дорогами занимается филиал ТОО «Казавтожол» - Дирекция платных дорог.  

Д.Айдаров: Вы сами часто путешествуете на автомобиле по республиканским дорогам, пользуетесь туалетами? Какое ваше впечатление от увиденного?

Е.Турсынбаев: Состояние туалетов мы улучшаем. У нас есть туалеты собственного бренда павильонов «Kaz Way», там есть все условия для водителей – закусочные, теплые туалеты. В обществе сейчас много негатива в плане деревянных туалетов на дорогах, которые фотографируют и выкладывают в сеть. Хочу сказать, что у «Казавтожола» нет никаких деревянных туалетов, максимум – бетонные, так называемые «холодные туалеты». Сейчас ведется работа по их переделке в теплые туалеты либо установке новых современных санитарных узлов.

Д.Айдаров: Есть ли сегодня инвесторы, кто готов вложиться в развитие придорожной сферы? Работает ли ваша компания по этому направлению, по поиску инвестиций?

Е.Турсынбаев: Обращается много компаний по строительству объектов придорожного сервиса, так как у нас очень много новых дорог, в том числе «Западная Европа – Западный Китай». Многие эти дороги обходят населенные пункты, поэтому, сегодня там мало объектов придорожного сервиса. Недавно между АО «Казавтожол» и Baiterek Venture Fund подписан меморандум. Baiterek Venture Fund включил в свою программу финансирования МСБ придорожный сервис Казахстана, де предусмотрено льготное финансирование, под 8 % годовых, до 1 млрд тенге сроком на 10 лет. Я думаю, что после этой передачи предприниматели узнают об этой программе, и пойдет поток заинтересованных лиц. Кстати, сейчас, уже много желающих построить объекты придорожного сервиса. Хочу отметить, что стоимость самого большого комплекса категории «А» - 750 млн тенге.  Пять банков второго уровня Казахстана финансируют эту программу – «Сбербанк Казахстана», «Альфа Банк Казахстан», «Банк Центркредит», «Банк ВТБ (Казахстан)»…

Д.Айдаров: То есть туда предприниматель может придти за кредитом?

Е.Турсынбаев: Да, предприниматель может придти в банк и сообщить, что хочет построить объект придорожного сервиса от «Казавтожола». В каждом банке есть менеджер, который будет обслуживать клиентов по направлению строительство объектов придорожного сервиса. Условия очень хорошие – срок возврата кредита до 10 лет, 5-6 лет можно получить «каникулы» - вообще ничего не платить, кроме того 5% услуги банка, 3% Baiterek Venture Fund.  То есть основной долг можно погасить в конце.

Д.Айдаров: Кто решает, подходит ли бизнес-план предпринимателя для развития придорожного сервиса?

Е.Турсынбаев: Предприниматель обращается в филиалы АО «НК «Казавтожол», пишет заявление, показывает эскизный проект, кроме того мы ему можем предложить эскиз объекта категории «А». Он получает от нас технические условия, потом идет в банк за подтверждением проекта. В свою очередь, банк дает гарантию преет Baiterek Venture Fund, а потом уже этот венчурный фонд оплачивает кредит.

Д.Айдаров: Существуют ли какие-либо ограничения для комплексов? Например, комплекс категории «А» - какие объекты он может включать в себя, а какие – нельзя?

Е.Турсынбаев: Это зависит от фантазии предпринимателей, у нас нет полномочий запретить им что-либо строить, но мы можем давать от себя давать предложения в плане рекомендательного характера. На законодательном уровне это не запрещается – он может строить развлекательный центр, бассейн либо какие-либо другие услуги. Минимум требований по национальному стандарту предприниматели должны соблюдать.

Д.Айдаров: Существуют ли какие-то льготы, программы для предпринимателей, которые хотят заниматься бизнесом в этой сфере?

Е.Турсынбаев: Да, льготы существуют от АО «НК «Казавтожол» - у нас есть 652 площадки для отдыха, мы готовы их предоставить бизнесу бесплатно в аренду на 20 лет. Хочу также отметить, что помимо финансирования Baiterek Venture Fund есть «Дорожная карта бизнеса - 2020», в рамках которой осуществляется финансирование объектов придорожного сервиса.

Д.Айдаров: Еркебулан, есть ли объекты придорожного сервиса, построенные силами   компании «Казавтожол»?

 Е.Турсынбаев: Есть такие комплексы, в рамках реконструкции АО «Казавтожол» произведено строительство пяти комплексов разных категорий в Павлодарской, Карагандинской и Акмолинской областях. На данный момент, Комитетом государственного имущества и приватизации МФ РК, они сдаются в аренду.

Д.Айдаров : То есть – это пилотные объекты, которые были созданы в качестве образца?

Е.Турсынбаев: Да, «Казавтожол» в помощь предпринимателям построил такие комплексы. Мы хотим, чтобы для предпринимателей они были доступны, кто не имеет возможности построить такие объекты. Желающих арендовать эти комплексы, их очень много. Мы рассматриваем разные варианты сдачи их в аренду, возможно сделаем как паевое участие или как кооператив. Это полностью огражденные объекты, есть гостиница, столовые, полостью оборудованные – автомойки, АЗС, беседки. Предприниматель придет, откроет двери и может заниматься бизнесом.

Д.Айдаров: Как применяются новые технологии (навигационные карты, приложения) по обозначению объектов придорожного сервиса картах Google, Яндекс, 2гис?

Е.Турсынбаев: Очень важный вопрос. Сегодня все пользуются гаджетами. У нас есть свое приложение бренда «Kaz Way», его можно использовать даже без интернета, он адаптирован под устройства на базе IOS и Android. Все доступные удобства на дороге там указаны, вплоть до обменного пункта валют и мест для пикника. Можно позвонить на АЗС, узнать о цене и наличии топлива, заказать еду в кафе – очень удобно в использовании. Также мы сотрудничаем с такими сервисами как Яндекс, Google Maps и до конца года, планируется,  все объекты придорожного сервиса туда будут включены.

Д.Айдаров: То есть с помощью вашего приложения можно спланировать себе маршрут для автопутешествия или командировки на авто?

Е.Турсынбаев: Да, допустим, вы направляетесь из Нур-Султана в Щучинск, и все объекты придорожного сервиса будут видны, вплоть до телефонов медпунктов и эвакуаторов.

Д.Айдаров: После передачи я скачаю это приложение. Как вопрос с придорожным сервисом (туалеты, места отдыха, медицинские пункты) решается в развитых странах? Вы наверняка изучали их опыт?

Е.Турсынбаев: В экономически развитых странах, государство очень много денег вкладывает в объекты дорожного сервиса, строят объекты. Взамен предприниматели предоставляют свои услуги. Наше отличие, вы сами прекрасно знаете, это территория. Казахстан занимает девятое место по размеру территории, а в экономически развитых странах – плотность населения, густонаселенность играет большую роль, поток на дорогах очень большой, поэтому там предпринимателям выгодно заниматься этим бизнесом.

Д.Айдаров: Используются ли ВИЭ на объектах придорожного сервиса?

Е.Турсынбаев: Мы устанавливаем на туалетах павильонах «Kaz Way», которые расположены далеко от населенных пунктов, где нет электричества, солнечные панели, ветровые станции, у нас практика такая есть.

Д.Айдаров: Отслеживаете ли вы публикации автолюбителей в социальных сетях, которые столкнулись с проблемами на дороге?

Е.Турсынбаев: Да, отлеживаем такие публикации, связываемся с авторами, консультируем.

Д.Айдаров: Еркебулан, спасибо вам за интервью. Желаем вам и вашей компании успехов в работе.

Сегодня гостем студии был главный менеджер Департамента стратегического планирования, развития бизнеса и информатизации АО «НК «Казавтожол» Еркебулан Турсынбаев.

Следите за нашими новостями на портале Bnews.kz. Всего доброго и до свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх