Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -16 ℃
  • Алматы, +1 ℃
  • Шымкент, +4 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

"Аккредитация для медицинских организаций"

  • Видео
Уважаемые пользователи! 26 марта в студии портала BNews.kz прошла онлайн-конференция с участием руководителя Центра аккредитации Республиканского центра развития здравоохранения Каупбаева Ботагоз Тулеугалиевна на тему "Аккредитация для медицинских организаций".

Ведущая. Это BNews-онлайн. Меня зовут Мадина Аргын, здравствуйте! Сегодня будем говорить об аккредитации медицинских организаций. У нас в гостях руководитель Центра аккредитации Республиканского центра развития здравоохранения Каупбаева Ботагоз Толеугалиевна. Ботагоз Толеугалиевна, здравствуйте! Я рада приветствовать Вас в нашей студии. Сегодня наша тема - аккредитации медицинских организаций и начать бы мне хотелось вот с какого вопроса. По новым Правилам аккредитации немного введите нас в курс дела. Какие они и чем они отличаются от того, чт было до этого?

Б. Каупбаева. Спасибо. Действительно, Правила аккредитации у нас были обновлены в 2017 году. Были концептуальные вещи, именно в части проведения аккредитации. Они были введены в данный Приказ Министерства здравоохранения РК. Это в части проведения аккредитации аккредитующего органа. Во всем мире аккредитация медицинских организаций проводится независимым органом, который соответствует определенным стандартам и не проводится министерством здравоохранения или другим уполномоченным органом. В соответствии с этими правилами были введены требования именно к аккредитующему органу. Для нас это был очень хороший год, для Центра аккредитации Республиканского центра развития здравоохранения. В том плане, что Центр аккредитации получил аккредитацию Международного общества по качеству здравоохранения. Это единственная организация, которая занимается аккредитацией всех аккредитующих организаций. Наш Центр аккредитации получил аккредитацию от уполномоченного органа. Это большой прорыв в здравоохранении, когда независимая среда будет проводить независимую оценку о деятельности медицинских организаций. С 2009 года у нас в стране аккредитацию проводило Министерство здравоохранения под эгидой Комитета контроля медицинской фармацевтической деятельности. В дальнейшем он стал – Комитетом охраны общественного здоровья. То есть, это контролирующий орган, который и проводил аккредитацию. Это было не очень правильно, в соответствии с международными требованиями мы привели в Правилах аккредитацию аккредитующего органа. Это одно из изменений, которое было введено. Следующее – это требования к экспертам. Эксперты – это те люди, которые привлекаются на проведение аккредитации медицинских организаций. По стране их в базе около 250. Мы решили конкретизировать требования – эти люди должны быть высокого класса, профессионалом не только в практическом здравоохранении, но и в сфере стандартов аккредитации. Эти требования у нас регламентированы и если эксперты соответствуют этим требованиям, то мы их привлекаем для проведения аккредитации. Следующее – это постаккредитационный мониторинг. Раньше аккредитация проводилась сезонно – 1 раз в год. Собирались все заявки года, шла сезонная работа. В соответствии с нашими Правилами, мы решили, что это должно быть планово – в течении года и организации должны подвергаться постаккредитационному мониторингу. То есть, в течении 3-х лет мы не должны забывать про них, а все время проводить мониторинг на соответствие стандартам аккредитации. Аккредитация не ради бумаг, а для того, чтобы эти стандарты были в действии. Вот такие изменения были введены и аккредитующий орган в лице РЦРЗ имеет право на фокусную оценку. Если имеются какие-то судебные тяжбы, жалобы пациентов, то не зависимо от того, имеет медицинская организация аккредитацию или не имеет, аккредитующий орган имеет право прийти в эту организацию и посмотреть обоснованы ли жалобы и насколько обращения соответствуют действительности.

Ведущая. То есть, основная задача – это качество? Поднялось качество самих экспертов и лицензий. И вы будете и потом отсматривать качество того, что вы уже проверили?

Б. Каупбаева. Да, это мировая практика. Аккредитации должна соответствовать вся деятельность медицинских организаций, независимо от того, где работают специалисты – в клинической, в параклинической области. Главное – это безопасность пациентов.

Ведущая. Что касается национальных стандартов аккредитации. Они изменились за это время?

Б. Каупбаева. Очень хороший вопрос. Эти стандарты претерпели определенную стадию, эволюция происходит повсеместно. То есть, эти стандарты претерпели изменения уже в третьей версии. Эти стандарты были аккредитованы Обществом по качеству здравоохранения, штаб-квартира которого находится в г. Дублин. Это организация, которая занимается аккредитацией не только органа, но и стандартов аккредитации. То есть, эти стандарты должны соответствовать определенным требованиям. Включены были требования Всемирной Организации здравоохранения, Альянса безопасности пациентов. То есть, наши стандарты стали более детальные, требования стали более конкретные и направлены на безопасность пациентов. Сейчас эти стандарты у нас аккредитованы и по амбулаторно-поликлинической службе, и по стационарной службе. У нас в стране действуют стандарты для стационаров поликлиник скорой помощи и санитарной авиации для службы крови, реабилитационных центров, хосписов и больниц сестринского ухода. Вот такие комплекты стандартов имеются у нас. Сейчас на стадии утверждения третья версия стандартов, в которой еще имеются требования по 5 приоритетным направлениям, которые определило Министерство здравоохранения РК – это по онкологической службе, по травматологической службе, по детство-родовспоможению и по сердечно-сосудистым заболеваниям.

Ведущая. Давайте немного подойдем к аккредитации. Какие основные задачи аккредитации?

Б. Каупбаева. Основная задача аккредитации, как я уже сказала, это качество медицинской помощи и безопасность пациентов. То есть, та организация, которая соответствует требованиям во всем мире, вызывает доверие у пациента. Пациент может быть уверен, что в аккредитованных клиниках оказывается безопасная, качественная помощь квалифицированными специалистами. Это высокая планка, до которой должны дотягиваться те медицинские организации, которые идут на аккредитацию. В тоже время, аккредитация дает право для медицинских организаций в преимущественном размещении государственного заказа на оказание гарантированного объема государственной медицинской помощи. В Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения ст.14 написано, что аккредитация добровольная, к этой процедуре не принуждают. В системе ОСМС данное требование учитывается. То есть, поставщик будет выбираться именно из аккредитованных клиник.

Ведущая. То есть, это повышение конкурентоспособности среди медицинских учреждений?

Б. Каупбаева. Да, конкурентоспособность в первую очередь. Те организации, которые не получили государственный заказ и не могут участвовать в оказании медицинской помощи, остаются на плаву.

Ведущая. Но, как Вы сказали, аккредитация – это дело добровольное для медицинских организаций. Сколько на сегодня государственных медицинских организаций имеют аккредитацию и сколько частных?

Б. Каупбаева. Учитывая то, что аккредитация проводилась Министерством здравоохранения, ежегодно, начиная с 2009 года у нас был определенный государственный заказ на количество медицинских организаций. Ежегодно, около 200 медицинских организаций подавали заявку на аккредитацию. Учитывая не очень положительные моменты, организации были ограничены. То есть, не все могли попасть в этот перечень. Где-то около 500 медицинских организаций на сегодняшний день имеют статут аккредитации, из них около 30% - это частные медицинские организации. Нужно отметить положительную тенденцию, что частные медицинские организации в последние годы проявляют большую активность. Они готовы участвовать в гарантированном объеме медицинской помощи и у них более сервисные условия созданы. Они нацелены на качество и безопасность. Государственные организации были в ведомстве Министерства здравоохранения, участвовали ежегодно в проведении аккредитации. Но, начиная с 2018 года, в связи с тем, что эта функция передана в негосударственный сектор, этого барьера уже нет. Любая желающая организация имеет право подать на аккредитацию, не зависимо от количества государственного заказа. В Кодексе прописано, что эта процедура добровольная и проводится за счет средств аккредитуемого субъекта. Организация решила пойти на аккредитацию, оплачивает сумму на выезд экспертов и проводится внешняя комплексная оценка.

Ведущая. А много ли таких частных организаций, которые принимают решение принимать участие?

Б. Каупбаева. Предварительные заявки на этот год мы уже имеем, мы видим интерес не только государственных, но и частных имеется. График у нас уже составлен. Мы планируем, что не менее 300 медицинских организаций пройдут аккредитацию.

Ведущая. То есть, скорее всего ОСМС подстегнуло многие частные организации?

Б. Каупбаева. Да, возможно. Я думаю, что конкуренция сыграла свою положительную роль именно на имиджевом проекте, как аккредитация. Аккредитация вызывает доверие пациентов. Наши пациенты на сегодняшний день очень грамотны. Они знают о медицинских организациях и заболеваниях настолько много, что они заинтересованы в аккредитованных клиниках. Они выбирают врача и отправляются в лучшие клиники.

Ведущая. Хорошо, спасибо. А вот такой вопрос – о цифровизации. Она сейчас повсеместна входит в отрасли. Аккредитация будет переходить в цифровой, электронный формат? Будет ли, допустим, подаваться через интернет, как это сейчас заведено во многих ведомствах?

Б. Каупбаева. Можно сказать, что наш Казахстан в этом направлении давно вырвался вперед, потому что есть система управления качеством медицинских услуг, которая в рамках единой национальной системы здравоохранения была внедрена в нашей стране. Процедура аккредитации у нас уже автоматизирована, потому что это государственная услуга. Мы ведем это через е-Gov, мы получаем электронные заявки медицинских организаций и свидетельство аккредитации выдается в электронном формате через личный кабинет. Цифровизация – это глобальный вопрос нашего здравоохранения. Поэтому медицинские организации идут в сторону того, что автоматизируют все процессы. Вместе мы – как интегрированная система, поэтому какие-то изменения мы претерпим именно в этом направлении.

Ведущая. Тогда я Вам предлагаю встретиться через полгода и подвести промежуточные итоги. Спасибо Вам большое, что Вы нашли время нас посетить. Я напомню, это был BNews-онлайн. Сегодня мы говорили об аккредитации медицинских организаций. В стадии работала Мадина Аргын, до свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
not findimage
Наверх