• Алматы, +15 ℃
  • Нур-Султан, +9 ℃
  • Шымкент, +15 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

«100 конкретных шагов. Интеграция налоговой и таможенной системы, внедрение всеобщего налогового декларирования»

  • Видео
Уважаемые пользователи! 12 октября в 15:00 в студии портала BNews.kz состoялась онлайн-конференция с участием директора Департамента развития и модернизации Комитета государственных доходов  Ержана Биржанова на тему «100 конкретных шагов. Интеграция налоговой и таможенной системы, внедрение всеобщего налогового декларирования».  

Ведущая: Добрый день, уважаемые пользователи! Вы присоединились к прямому вещанию из студии BNews.kz. «100 конкретных шагов». Интеграция налоговой и таможенной системы, внедрение всеобщего налогового декларирования» - именно так звучит тема сегодняшней онлайн- конференций. И представляю вашему вниманию спикера - директора Департамента развития и модернизации Комитета государственных доходов Биржанова Ержана Ериковича.

Е. Биржанов: Здравствуйте!

Ведущая: Здравствуйте! Ну и первый вопрос. Ержан Ерикович, могли бы вы подробнее рассказать нашим пользователям о деятельности возглавляемого вами Департамента?

Е. Биржанов: Департамент модернизации и развития органов госдоходов создавался для того, чтобы все три службы, которые объединены - это налогово-таможенное и службы экономического исследования, благоприятно функционировали, определялись общими приоритетными задачами, и чтобы базовое направление деятельности всегда было на готове для реализации функциональных процессов. Базовыми направлениями является стратегические направления планирования в данном департаменте. IT-архитектура – это тоже в данном департаменте. Также оказание государственных услуг. В проектном направлении реализуется два проектов Всемирного банка, это так же координируется данным департаментом. Естественно, финансовое подразделение, которое обеспечивает необходимыми средствами для реализации всех начинаний. В самом начале целью создания Комитета госдоходов было объединение трех служб, и оставить общие задачи, определиться с приоритетами, чтобы эти приоритеты были на прямую связаны теми задачами государства, которые ставят перед комитетом, чтобы они были декомпозированными на наши территориальные подразделения. Это для того, чтобы они успешно реализовались, и в этой связи, комитет является неким интегратором всех этих трех служб, выступает организатором ряда инициатив, является таким рабочим механизмом, рабочим органом реализации новых инициатив. Работа данного Департамента заключается в этом.

Ведущая: Отлично. В этом году был внесен ряд изменения в Налоговый Кодекс и Закона о государственном контроле и надзоре в РК. Кроме того, была внедрена Система управления рисками. Насколько успешны эти нововведения, и как они отразились на самочувствии бизнеса и непосредственно на самих налогоплательщиках?

Е. Биржанов: Система управления рисками, если начинать историю в налоговых органах, как система, которой необходимо отбирать налогоплательщика на проверке, была организована еще в 2006 году. В таможенных органах также данная система действовала. Ну, естественно, называлась может по другому, но в принципе работы были едиными. Но, с внедрениями госстатуса определения общих принципов Комитет ввел новые принципы в этой работе, началась полномасштабное реформирование данной системы. Оно делилось на три стадии, на сегодня мы завершили только первую стадию, в рамках которого мы отбираем налогоплательщиков участников на проверку. Сразу скажу о результатах, по результатам на сегодняшний день по сравнению с прошлым годом, количество проверок сократилось на треть. А эффективность увеличилась в разы. Это, естественно, результат внедрения систем управления рисками. Понятие ввели новые, выборочные проверки, это вот с текущего года внесли на Уголовный Кодекс. Под выборочные проверки, естественно, попадают налогоплательщики с очень высоким риском нарушения налогового законодательства. Также система управления рисками позволила многие нарушения исправлять самостоятельно налогоплательщикам. Представляется определенный документ, чтобы это было без штрафных санкции исполненного налогоплательщиком. Понятие ввели с текущего года извещения, то есть, которое возможно не в обязательном порядке, но для сведений, направляется налогоплательщикам с низким риском. И они его используют для своей работы. То есть как некий корректирующий госорган, налогоплательщикам позволена дополнительная помощь от фискального госоргана в виде системы управления рисками. Я, вот так скажу, что система управления рисками - она очень многогранная, и те возможности, которые мы сейчас используем, это только самое начало этой работы. В дальнейшем у нас предполагается более детальное категорирование налогоплательщиков. Это используется во многих западных странах, и это позволит уже более детально применять меры фискального контроля. Определять, какими мерами будем с ними работать, с каждой категорией налогоплательщиков. То есть, разъяснительный характер или контрольный характер, либо необходимо в законодательном порядке вносить эти изменения. Это все будет ориентироваться на системе управлении рисками. Вот над этой работой мы сегодня занимаемся, это наша вторая стадия работы. Есть еще третья стадия, но только это более интеллектуальный уровень. Уже зачатки есть, и мы в дальнейшем до 2017 года эту работу завершим. Думаю, результаты будут очень хорошие.

Ведущая: Что подразумевается под «интеллектуальным уровнем»?

Е. Биржанов: Три государственных органа объединились, и есть очень большой пласт информации, большая база информации трех госорганов. Эта база, в основном, не структурирована. Возможно, где-то декларации есть налоговые, таможенные декларации есть, есть видеосъемки с таможенных постов, есть аудиозаписи, есть оперативные данные. Придать им определенный формат, разложить их по правильным витринам, использовать для системы управления рисками, который позволяет не только выявлять злостных налогоплательщиков, а сумеет правильно спрогнозировать действие налогоплательщиков в будущем. Вот это уже более такой высокий уровень, над которой мы работаем. Постоянно проводятся консультации с международными экспертами, с местными экспертами. Эта работа очень хорошо продвигается, есть хорошая команда рисковиков, изучили ряд стран, и надеюсь, что результаты будут. Буквально в прошлую субботу изучали опыт от наших соседей, также изучали опыт Европы, очень такой бурный мозговой шторм был. Длился, планировали на полчаса, она продлилась более трех часов, и данный подход требует основополагающие принципиальные изменения. Ну, мы к этому готовы, и комитет будет преобразовывать его, реализовывать даже системой управлений рисками.

Ведущая: Хорошо, спасибо большое за такой развернутый ответ. В следующем вопросе также стоит отметить так называемый «горизонтальный мониторинг». В чем его основная идея?

Е. Биржанов: Горизонтальный мониторинг опять же в комитете госдоходов. Идея зародилась после представления развернутого консалт-отчета международных консультантов в рамках реализации проектов Всемирного банка. Основная идея реализации горизонтального мониторинга являлось то, что присутствие фискальных органов должно быть минимальными. Все должно быть в такой онлайн плоскости в дистанционном режиме, и контрольные мероприятия к действующим крупным предприятиям должны быть минимизированы, так как там локомотив нашей экономики, мы должны более бережно к ним относиться, это очень стойкая и стабильная наша налогооблагаемая база, и к таким налогоплательщикам мы должны относиться с доверием. В этой связи, внедрение горизонтального мониторинга крупных налогоплательщиков подразумевает раскрытие с их стороны, своих информации, то есть полная информация для фискальных органов. А с нашей стороны это заключается в минимизации проверочных мероприятии, получение более такой развернутой аналогической информации со стороны налогоплательщиков, естественно, в онлайн режиме. Возможно проведение какой-то разъяснительной работы, где-то корректирующие работы, также в дистанционном режиме. Это позволяет повысить эффективность контроля и минимизировать наши малые ресурсы, и повысить в целом работу в данном направлении. На сегодня по горизонтальному мониторингу с рядом крупных компании заключены соглашения, работа ведется. После проведения этого пилота будут презентован сам проект. Мы планируем в следующему году, в первом полугодии этот проект завершить и презентовать. Возможно потребуются внесения ряда изменений в Кодекс. Мы к этому готовимся основательно, чтобы это было на конкретных цифрах, на конкретных предприятиях и реально с отражениями всех плюсов и минусов в данном мониторинге. Ну весь мир к этому идет, и мы к этому когда-то придем. В целом, если взять на текущий год, по результатом 9 месяцев на сегодня план госбюджета исполнен на 100,6 процентов. Это считаю очень хороший результат. Да, многие вопросы возникают, но налогоблагаемая база не снижается. Эти результаты слаженной работы трех служб. Естественно, я как говорил ранее, наша цель – это минимизация присутствии у налогоплательщика. В основном проводится дистанционный контроль. Это в части и налогового направления, и в части таможенного направления. Даже оперативное подразделение, пользуясь базами налоговых таможенных органов, минимизировали контакт, то есть, в основном не за счет оперативной информации, а более такой углубленной аналитики пользуются сведениями и вводят результаты. Уже более 1500 налогоплательщиков выявлены как потенциальные лжепредприятия, это определено только дистанционным методом. То есть, не какими-то оперативными мероприятиями, допросами, обысками, это вот на базе только наших имеющихся баз. Это одно из плюсов, то что три службы объединены, и есть такой большой пласт, большая база, знания, которыми пользуются все. Это полезно и для налогоплательщиков, так как ранее базы лицевых счетов все было вместе в одном органе, все было в налоговом органе. И эти требования были в каждом налогоплательщике, и приходилось посещать каждый госорган. На сегодня идет унификация лицевых счетов, объединение, минимизация проверок, то есть ранее, если три проверки было можно провести, на сегодня в рамках одной проверки это охватывается, и возможно даже эти проверки на сегодня уже активизированы с учетом системы управления рисками.

Ведущая: Отлично. Перейдем теперь к стратегическим вопросам. В свете реализации Плана нации в 39-шаге говорится об интеграции таможенной и налоговой системы. То есть, это импортер будет отслеживаться в целях налогообложения от момента ввоза товара и до момента его реализации. Скажите, введено ли данное положение в действие?

Е. Биржанов: Это очень хорошее начинание. Как раз для этого и создавался наш комитет, чтобы нужно было отследить весь фискальный контроль от товара, от границы до реализации. Почему говорю? Потому что у нас очень большие границы. Как с Китаем, так и с РФ. И это позволяло определенным группам людей пользоваться ослабленным контролем. То есть, не уплачивать ни таможенные пошлины, ни налоговые платежи. В этой связи, сейчас в связи с внедрением данного сквозного контроля, мы отслеживаем налогоплательщика с того момента, как товар заезжает в РК. Поставлен ли он на регистрационный учет? В первую очередь вопрос стоит по этой теме. Поставлен ли он как налогоплательщик, платит ли он налоги? К примеру, скажу, что вот по мероприятиям, которые проведены по Алмате, по Алматинской области, дополнительно поставлены на налоговый учет более пяти с половины тысяч физических лиц, которые ранее выпали с поле зрения фискальных органов. Это на сегодня хороший результат, но это плюс для будущего периода, так как они уже попали в налоговые базы, и будут потенциальными налогоплательщиками. Вот уже, это можно сказать первым результатом сквозного контроля. В дальнейшем для полноценной реализации данной нормы на сегодня готово ряд инициатив, который находится в Парламенте. Это внедрение электронных счет фактур, для уполномоченных экономических операторов. С Китайской стороной у нас большие части товаров завозились уполномоченными экономическими операторами. Если будут электронные счет фактуры для них обязательно, то есть можно отслеживать, кому они продали, когда продали, на какую сумму продали. Можно сделать перевязку к таможенной декларации счет фактуры, то есть можно отследить всю цепочку реализации, это в силу возможно. Тем более, информационные системы на сегодня это позволяют, и после реализации данных законодательных инициатив, мы полноценно будем реализовывать наш сквозной контроль. Ну, это плюс для добросовестных налогоплательщиков, так как, когда кто-то платит налоги, а кто-то не платит налоги, это создает неравную конкуренцию. У кого, кто меньше завез без пошлин товар, у него товар естественно дешевле, так как он пошлин не оплатил. Если сейчас будет ко всем равный подход, то это плюс для добропорядочного налогоплательщика, то есть у них товар будет намного конкурентоспособной, и люди к нему будут больше обращаться. Вот так больше переход к цивилизованной торговле, к которой мы давно стремимся.

Ведущая: Это своеобразная мотивация, да?

Е. Биржанов: Да, своеобразная мотивация.

Ведущая: С 1 января 2017 года планируется внедрение Всеобщего налогового декларирования доходов и расходов для государственных служащих с последующем переходом для всех граждан. А в чем будет выражаться данный механизм декларирования?

Е. Биржанов: Не секрет, что инициатива по внедрению всеобщего декларирования у нас давно была. Она несколько раз переносилась, но вот созданием комитета госдоходов, это сейчас реально может реализоваться. Инструменты есть, еще раз сказал, формы контроля мы сейчас определяем законодательно. Законопроект по всеобщему декларированию также находится в Парламенте, здесь самое главное декларация, чтобы она проводилась поэтапно, так как, учитывая что-то такой массовости проекта необходимо минимизировать все риски. В первую очередь с 2017-го года предполагается внедрить данное декларирование. Ну, для госслужащих форма будет иная, естественно, они привыкли это сдавать, для них таблицы другие, данные другие, и это будет очень приемлемо. В дальнейшем категория госслужащих будут присоединяться в этом же году, работники национальной компании и бюджетных организации. После апробирования на данную категорию людей, мы перенесем декларирование с 2020 года на всех остальных физических лиц. Хотел бы сразу отметить, что форма декларации будет два на начальном этапе, это первоначальная декларация. То есть фотография, имущество на момент ввода всеобщего декларирования, что у меня на сегодня есть. Имущество есть, автотранспорт есть, денежные средства есть, и в последующем предоставляться будет только одна декларация, который отображает приобретение, реализация всех основных средств, всех активов, которое есть у физического лица. Да, какие изменения прошли? Соизмеримо ли с его доходами? Это вот как раз основной вопрос, это очень мощный инструмент по борьбе с коррупцией. Она была в разных программах, но вот сейчас реализуется. Кроме того еще раз скажу, программа была по борьбе с теневой экономикой, то есть это заставляет людей показывать свои реальные доходы. Ну и это также инструмент для того, чтобы посмотреть реальную картину по стороне. Сколько у нас безработных, сколько у нас получают дотации, сколько вообще прожиточный минимум? То есть это реальная картина с низов, который можно смоделировать на каждом человеке, более такую реальную картину получить, и кому надо направлять эти расходы? Я считаю, это тоже, как бы, хороший инструмент в этом.

Ведущая: То есть это может повлиять и на другие системы?

Е. Биржанов: Да, естественно!

Ведущая: Для приема и обработки налоговой декларации будут созданы отдельные центры. В чем будет основная идея данных учреждений? И как они будут реализовывать свою работу?

Е. Биржанов: Когда инициативу мы начинали с 2008-2009 годах по внедрению всеобщего декларирования, в проекте заложены были строительство больших центров, огромных центров, прием бумажных декларации. После мы изучили ряд стран, где такая система работает и США, и Европейские страны. Там такая система действовала. После последних изучений зарубежных стран, мы видим, что технологии не стоят на месте. На сегодня тут у вас тоже на руках IPad, бумагами бы уже не пользуемся, переходим больше на безбумажный вариант, ну и большие материальные затраты не всегда оправданы, и они не всегда эффективны. В этой связи, акцент при Всеобщем декларировании будет направлен на безбумажное представление декларации. Центры, как вы подчеркнули в начале, больше части это в наших районных подразделениях, городских подразделении будут направлены работы по консультированию, по разъяснению норм. Каким образом надо сдавать декларацию? Как заполняются графы? Ну, выездные группы предполагаются в отдаленные сельские округа. Там будут работать наши инспектора. Акцент мы будем ставить на безбумажный формат, на электронный формат.

Ведущая: Систематизировать работу?

Е. Биржанов: Естественно, это систематизирует работы. На сегодня почти 90 процентов действующий налогоплательщик представляет в электронном формате. Доля на бумажном формате с каждым годом уменьшается. Вот мы изучали опыт в Австралии, буквально они уже со следующего года перестают брать бумажные варианты декларации. Это вот тоже как пример. Хотя, по территории как некая скорость с Казахстаном есть, населения мало, территория большая, и это как бы нам позволяет где-то нашу работу скорректировать. Ну, естественно будут центры, у нас много услуг выведено также в центре обслуживания налогоплательщиков, и есть наши подразделения. Мы работу направим так, чтобы с меньшими рисками, в полной мере довести разъяснения до каждого физического лица. Это работу не провалить, а эффективно реализовать.

Ведущая: То есть, внедрение новых технологий даст больше преимуществ для налогоплательщиков? Выстаивать в очереди не будет необходимости?

Е. Биржанов: Естественно, тем более сейчас в рамках реализации «100 шагов» идет большая работа по актуализации, интеграции всех баз данных государственных органов. То есть Всеобщее декларирование это же не односторонний порядок полученных информации. Это анализ той информации, которая имеется уже. То есть там же в Министерстве юстиции, в земельном комитете, более точная и своевременная оперативная информация нам позволит уже на раннем стадии налогоплательщику сообщить о тех обязательств, который у него на сегодня есть, о тех объектов, который есть, и о долях. Ну, все информации в одном месте, если будет доступно, это очень хорошо, и этот сервис будет доступен для каждого физического лица.

Ведущая: Хорошо, спасибо. В связи вступления в силу положений Налогового Кодекса, в части применения контрольно-кассовых машин, каким будет новый порядок применения данных машин?

Е. Биржанов: Да, хочу сказать, что это тоже международный опыт. То есть у нас предстоит большая международная выставка – EXPO-2017. Иностранцы сюда приедут, естественно, мы когда за рубеж ездим, мы видим, что в основном платежи проходят через карточки, видим новые форматы контрольно-кассовых аппаратов. В Европейских странах я сам был, смотрел в пост терминалы, те же самые ККМ с онлайн передачей данных. Это уже действующий механизм в Европе, по контролю наличных денег, реально наличных денег на сегодня на руках должно быть меньше. То есть это в основном перевести формат взаиморасчетов на безналичный расчет. Но тем самым, где идет наличный расчет, провести полноценный анализ, полноценный контроль, опять скажу онлайн контроль без вмешательства, это вот проект онлайн ККМ с передачей данных. То есть наш комитет реализуется с первого июля текущего года. Определенная категория реализующая подакцизные продукции попала под нее на сегодня. На вчерашнюю дату уже 17 тысяч ККМ с онлайн памятью зарегистрированы, более 220 миллиардов тенге уже они пропустили через аппарат. Это очень радует, так как в начале, эта акция как бы была под большим риском, потому что контрольно-кассовые машины должны были в основном быстро зарегистрированы в Казахстане. Это определенные временные затраты. На сегодня 17 ККМ на учете стоят, они через МинЮст прошли и налогоплательщикам. Есть большой спектр кассовых аппаратов, которые любой может выбрать по цене, они более доступны как обычный кассовые аппараты. Многие кассовые аппараты мы позволили модернизировать. Такая работа была проведена. Ну, и национальным оператором здесь определен Казактелеком, естественно, количество операторов в начале Altel был, сейчас еще другие операторы подключаются. Эта работа будет расширять, чтобы минимизировать риски. А также реорганизация данных проектов, чтобы этот проект был успешным. Один пример приведу, летом у нас большая акция была по хронометражу пунктов общественного питания, рестораны, там такие цифры переводились, что в ресторанах там по 10 тысяч, по 15 тысяч в день показывают выручку. И мы только при выходе на проверку могли это видеть, либо там по предоставлению декларации, либо по представлению упрощенной декларации или общей декларации могли видеть ежедневную выручку. Но если будет внедряться онлайн ККМ, мы можем анализировать тот же большой ресторан, если он покажет 10 тысяч, мы просто будем уведомлять, что из среднестатистического у вас выручка падает, примите меру, причину. То есть мы как бы работу сейчас выстраиваем, да мы предупредили его, первая мера. Вторая мера - извещение, и третья мера. Таким образом, будут применяться меры, то есть это своего рода огромный массив данных для применения системы управления рисками. И в конечном стадии это применение контрольных мероприятий налогоплательщикам, то есть выборочный подход.

Ведущая: То есть изначально оповещаете, предупреждаете, даете такое направление, и если человек уже не исправляется, то применяются уже определенные меры? Можете рассказать о нововведениях в законе «О реабилитации и банкротстве»? Тоже достаточно интересный вопрос.

Е. Биржанов: Да. На сегодня комитет уже большой. Спектр функции очень огромна, и функция комитета отдельных комитетов у нас существовал комитет по банкротству. И он также был присоединен к налоговому комитету. Позже налоговый комитет был присоединен к таможенным органам, вот таким образом на сегодня у нас большой комитет. Но будучи большим таким комитетом, у нас каждое направление ведется отдельно. То есть законопроект на сегодня по банкротстве и реабилитации проходит отдельно, затрагивает многие аспекты и предпосылки, где внесены изменения ввелись опять же внутренний анализ, который мы проводили. Также те рейтинговые оценки, которые есть в международном уровне – в doing biznes, есть рейтинг разрешения неплатёжеспособности. По нему можно было рассмотреть, что есть вопросы по процедурам, по времени и это явилось основанием для принятия ряда новых инициатив. Как упрощение процедур по времени, и также по формам. То есть на сегодня законопроект также находится в Парламенте, рабочая группа усиленно работает, благодаря чему будут сокращены сроки, сроки реабилитации, перехода банкротированного субъекта уже на категорию реабилитируемых. Такие упрощения делаем, и надеюсь, это положительно скажется. Как примется закон, отдельно по нему будем разъяснения давать. То есть эта работа была проведена совместно с бизнес сообществом, с той категорией, которая попадает под эту реабилитацию банкротства. Какие есть упущения? Это помогло нам выстроить правильную политику в этом направлении, и думаю, это положительно скажется на нашей работе.

Ведущая: Ержан Ерикович, к сожалению, наше время подошло к концу. Спасибо вам за ваши ответы, желаем успехов в реализации поставленных задач. А вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить, что за самой достоверной и правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго, до свидания!

Е. Биржанов: До свидания!

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх