Куда уходят 150 "авторских" миллионов тенге, или Сколько недополучают звёзды эстрады Казахстана

31 Июля 2022, 15:21
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
zen.yandex.ru 31 Июля 2022, 15:21
31 Июля 2022, 15:21
6077
Фото: zen.yandex.ru

Вопреки мифам, большинство отечественных композиторов, поэтов, певцов и музыкантов живут небогато.

Госдепартамент США в свежем отчёте об инвестиционном климате в Казахстане выступил с критикой системы защиты авторских прав в Казахстане. Ведомство получает немало жалоб от зарубежных компаний на то, что сотрудники казахстанских правоохранительных органов не очень хорошо разбираются в области защиты авторских прав, из-за чего авторские права в нашей стране соблюдаются, но на низком уровне, передаёт BaigeNews.kz.

Цена вопроса

Несмотря на такие заявления, факты говорят о том, что как минимум в музыкальной сфере за авторскими правами в Казахстане следят весьма тщательно. В стране есть две аккредитованные организации, которые имеют право собирать вознаграждение за использование произведений казахстанских и зарубежных авторов и исполнителей (даже если с ними не заключён прямой договор) – Республиканское общественное объединение "КазАК" и некоммерческая организация по защите авторских и смежных прав "Аманат".

Далее собранные деньги за зарубежных исполнителей аккредитованные авторские общества направляют в аналогичные аккредитованные общества за границей. Отечественным поэтам, композиторам, аранжировщикам, исполнителям и всем тем, у кого есть авторские или смежные права на произведение, выплачивают полагающиеся им суммы напрямую либо передают их в лицензированные авторские общества, с которыми у авторов заключён договор. Сами лицензированные авторские общества могут собирать деньги только для тех авторов и исполнителей, с кем заключили прямой договор.

Один автор, певец может дать часть песен одному авторскому обществу, другую часть песен – другому обществу. Вознаграждение ему перечисляют и те, и другие.

Также деньги авторам и исполнителям отправляют через авторские общества радиостанции и телеканалы.

Одна певица, приехав из Кызылординской области, рассказала нам, что одно маленькое кафе в сельской местности платит каждый месяц по 10-20 тысяч тенге в виде авторских отчислений за использование музыки. В больших городах цифра выше.

Президент Ассоциации клуба рестораторов Гульнара Катибаева рассказала, что только алматинские рестораторы в месяц платят суммарно около 150 миллионов тенге как в аккредитованные, так и в неакредитованные авторские общества.

"В городе 10 тысяч точек общепита, из них это только кафе, рестораны и бары. Плюс открываются антикафе, они тоже должны платить. Одно заведение в Алматы в среднем платит около 25 тысяч тенге. Большие рестораны вместимостью больше 150 посадочных мест – это 68 тысяч тенге в месяц по минимальным ставкам за все виды авторских и смежных прав. Магазинам ставку рассчитывают в зависимости от их площади", − пояснила Гульнара Катибаева.

Но есть проблема – к рестораторам приходят представители лицензированных авторских обществ, имеющих договор только с определёнными исполнителями и авторами, но вынуждают их платить и за использование композиций других авторов.

"Мы поднимаем вопросы об авторских правах. Мы заключаем договор с аккредитованными, но к нам приходят разные ТОО, требует деньги, присылают досудебное письмо. Рестораторы не в курсе, и отдают деньги кому попало. На рынке всплыло много аферистов, или которые приносят договор, ссылаются на какие-то пункты законов, предоставляют музыку, но у этих компаний нет аккредитации, позволяющей им собирать деньги за всех отечественных и зарубежных авторов и исполнителей", − сетует Гульнара Катибаева.

Когда к ресторатору, отдавшему деньги таким хитрым компаниям, приходят представители аккредитованных авторских обществ, начинаются проблемы. Ресторатору грозит штраф до 15 тысяч МРП.

Если же ресторатор ни с кем не хочет заключить договор об отчислениях за авторские права, то его всё равно найдут и попросят заключить соответствующий договор, чтобы отчислять вознаграждения для правообладателей.

Доходят ли деньги до адресата?

Великая Шер за счёт одной песни, ставшей мировым хитом, купила себе замок за бешеные деньги. Артистам в Казахстане так разбогатеть не получится.

По информации Гульнары Катибаевой, многие казахстанские авторы за год со своих песен получают только 12 тысяч тенге. В то же время есть в Казахстане правообладатели, получающие неплохие суммы.

"Размеры вознаграждения авторов, певцов напрямую зависят от того, как их произведения используют: чем больше используют, тем больше получает правообладатель. Начисление вознаграждений происходит на основании отчётов об использовании, которые нам предоставляют все пользователи", − рассказала руководитель некоммерческой организации по защите авторских и смежных прав "Аманат" Любовь Балмагамбетова.

Заслуженная артистка РК Айжан Нурмагамбетова говорит, что работа авторских обществ не приносит ей никакого дохода.

"Когда я в эти авторские сообщества регистрирую свою песню, пишу, кто автор текста, композитор, исполнитель, я даже указываю, на какой студии записано, кто аранжировщик. Все эти люди, и я сама, как исполнительница, претендуем на выплаты. Но в итоге если мои композиторы и поэты что-то ещё получают, то я не могу похвастаться тем же", – рассказала Айжан Нурмагамбетова.

Причина, по которой не все композиторы, поэты и артисты получают гонорары за использование своих песен, проста – их музыку не включают в заведениях и в СМИ.

"Я сама композитор, но вы думаете, что мои произведения каждый день крутят по радио и ТВ? Нет. Почему не исполняют? Это уже не ко мне вопрос. Есть такие рестораны, которые принципиально не ставят казахстанскую эстраду. Сети кофеен только мировые зарубежные композиции ставят. А ещё наши авторы недополучают за использование их композиций на тоях – это считается семейным мероприятием, даже если там тысяча человек, а по закону за музыку на семейных торжествах мы авторские отчисления собирать не имеем права", − констатирует президент РОО "КазАК" Балнур Кыдырбек.

Айжан Нурмагамбетова добавила, что сегодня большинство отечественных радиостанций не хотят ставить бесплатно песни казахстанских артистов, но охотно пропагандируют ту же российскую эстраду.

"Я не думаю, что тот же Филипп Киркоров просит казахстанские радиостанции, чтобы они его песни крутили, более того, он вряд ли платит за ротацию своих песен. Они сами всё делают и пропагандируют, поэтому эти песни котируются. Нас спасает блок в радиоэфирах для песен только на казахском языке. Пусть даже это не прайм-тайм, но благодаря радио, например, моя песня "Бакыт деген" стала популярной без клипов и продвижения. В тот момент я попала в аварию, пролежала полгода, и когда встала на ноги, заметила, что народ её поет, любит, знает", − пояснила Айжан Нурмагамбетова.

Айжан поёт песни на двух языках. И на себе ощущает, насколько казахстанскому исполнителю дорого попасть в ротацию на отечественное радио с песней на русском языке, если это не кавер и не чей-то повтор.

Известному казахстанскому композитору Алиму Заирову повезло больше. Суммой авторских гонораров за использование своих произведений он доволен, и считает, что в существующей системе начислений у нас в стране, в рамках действующих механизмов по защите авторских прав, всё происходит максимально прозрачно и открыто, суммы приходят, авторские общества начисляют их без задержек один раз в календарный квартал.

Правда, как автор саундтреков и музыки ко многим казахстанским фильмам, Алим Заиров отмечает, что в некоторых моментах законодательство необходимо усовершенствовать.

"Наши права как авторов защищены хорошо, но есть и свои нюансы. Например, у нас так до сих пор не работают механизмы по отчислению кинотеатрами роялти нам, композиторам. ЧУ "Аманат" работает над механизмами решения этой проблемы и в этом году уже должны представить нам, авторам, первые наработки в этом направлении", − пояснил Алим Заиров.

Кто счастливчик?

Мы попросили представителей "КазАК" и "Аманат" назвать имена казахстанских исполнителей и авторов, кто входит в топ по авторским отчислениям.

По версии "КазАК", лидерами являются Нургиса Тлендиев, Исраил Сапарбаев, Шамши Калдаяков.

"Аманат" привёл такой список:

Исполнители: Ернар Айдар, Димаш Кудайберген, группа Кеш You, Тореали Торегали, группа "Жигиттер", группа "МузАрт", Айкын Толепберген, Макпал Исабекова, Беркут.

Авторы: Марат Омаров, Галымжан Молданазар, Дильмурат Базаров, Мархаба Саби, Алтаев Октябрь, Ерик Толенов, Ренат Гайсин, Иван Бреусов, Алимжан Токбулатов,Азамат Сыздыков.

Наверх