Как совершенствуется госаппарат Акмолинской области

31 Июля 2019, 22:41
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
wixstatic.com 31 Июля 2019, 22:41
31 Июля 2019, 22:41
3060
Фото: wixstatic.com

Первая из пяти институциональных реформ, объявленных Елбасы в 2015 году, - формирование профессионального государственного аппарата. Как исполняется один из важных пунктов Плана нации "100 конкретных шагов" в Акмолинской области? Насколько удалось сформировать облик госслужащего новой формации? Насколько охотно поступает молодёжь на госслужбу? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту BNews.kz ответил руководитель облдепартамента по делам госслужбы, председатель совета по этике Берген Беспалинов.

- Берген Маратович, расскажите, пожалуйста, о состоянии кадров государственной службы в области.

- Сегодня в области функционируют 695 госорганов, это штат в более 5 тысяч служащих.  Вакансий – около пятисот. Средний стаж на государственной службе составляет 9 лет, на занимаемой должности – 4 года.

Четверть акмолинских госслужащих – это молодые госслужащие в возрасте до 29 лет.

87% имеют высшее образование, 15% - два и более. Растёт количество выпускников Академии государственного управления, стипендиальной программы "Болашак", служащих с учёной степенью.

Говоря о движении кадров, следует отметить что в текущем году по различным основаниям госслужбу покинули 89 человек, это 2,5%.

- Вы отметили, что определенную часть государственной службы представляет молодёжь. Какая работа проводится с ней?

- Сегодня много говорится о том, что именно молодёжи предстоит сыграть решающую роль в развитии Казахстана, стать движущей силой прогресса. Поэтому наша задача - привлекать на госслужбу талантливую, креативную и конкурентоспособную молодёжь. Сохраняя преемственность. Для этого организовываются ярмарки вакансий, Дни открытых дверей, а предшествует им масштабная информационная работа. 

Радует, что работа в госаппарате сегодня привлекает современную молодёжь. Например, если в ярмарках вакансий участвовали 2 тыс. человек, то в текущем их число превысило 3 тысячи.

В целях профессиональной ориентации 115 студентов выпускных курсов прошли производственную практику по своим специальностям в госорганах.

В профессионализации государственного аппарата особое значение придается институту наставников. Они, разумеется, делятся своими знаниями, навыками, богатым жизненным и профессиональным опытом с молодёжью, помогают ей быстро адаптироваться в коллективе, раскрыть свой потенциал. На 1 июля т.г. за 126 молодыми специалистами закреплены наставники.

- Каким образом госслужащие пополняют свои знания, повышают профессионализм? Ведь они всегда заняты на работе…


- Подготовка квалифицированных кадров всегда была и остаётся актуальной задачей, это ключевой элемент  развития человеческого капитала. Один из принципов государственной службы - непрерывное обучение. Согласно законодательству лица, впервые поступившие на госслужбу,  не позднее полугода с момента назначения на должность проходят переподготовку. А, а в дальнейшем не реже одного раза в три года - повышение квалификации. Также предусмотрена обязательная переподготовки сотрудниками, впервые назначенными на руководящие должности. 

Обучение, напомню, проводится на базе Академии государственного управления при Президенте РК и в его территориальных филиалах. Здесь  широко применяются практико-ориентированные и инновационные технологии. 

Кроме того, неотъемлемой частью непрерывной профессионализации сотрудников является стажировка служащих. На помогает расширить практические знания и умения, даёт возможность изучить деятельность и проблемы  конкретной отрасли.

Стажировка практикуется как в госорганах, так и  организациях частного и квазигосударственного сектора. В первом полугодии 24 госслужащих стажировались на предприятиях области.

- Для тех, кто хочет поступить на госслужбу. С чего нужно начинать?

- Во-первых, нужно определиться со сферой будущей деятельности. А это - исходя из полученного образования. Согласно требованиям,  необходимо пройти конкурсный отбор. Он состоит из трёх этапов. Для участия в первом - тестировании на знание госязыка и законодательства - подается заявление через портал "egov" или  Госкорпорацию "Правительство для граждан". Второй этап - тестирование на оценку личностных качеств. Он включает задания на выявление уровня компетенций. На третьем кандидаты проходят собеседование в госоргане, объявившем конкурс. Такие объявления  размещаются на сайте нашего Агентства  qyzmet.gov.kz. и на сайте государственного органа, объявившего конкурс.

- Проводится ли мониторинг движения кадров? Сколько человек ежегодно поступает на госслужбу?  Отслеживается ли их дальнейшее продвижение?

- Да, конечно. Департаментом проводится постоянный мониторинг состояния кадров государственной службы региона. К примеру, тестирования для поступления ежегодно проходят свыше 2 тысяч человек.

По результатам 2017 и 2018 годов на должности были назначены порядка 1,4 тыс. граждан.

С начала текущего года в конкурсах на занятие вакантных должностей приняли участие порядка 900 человек. Достигли своей цели - 542.

- Что такое принцип меритократии? Каким образом он реализуется?

- Основным принципом Закона "О государственной службе Республики Казахстан" является принцип меритократии. Он обеспечивает признание личных заслуг и достижений госслужащего, его карьерное продвижение, в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Сегодня каждый госслужащий имеет такую возможность: если у него в арсенале -  квалификация, компетенции, заслуги и, разумеется, добросовестное исполнение своих должностных обязанностей.

Для участия во внутренних конкурсах (на занятие должности) необходимо предоставить всего два документа: заявление и послужной список. При этом на сегодня этот процесс автоматизирован. Документы подаются в электронном виде посредством систем "Е-қызмет", "E-gov" либо на адрес электронной почты госоргана.

Если есть вакансия в госоргане, в первую очередь проходит внутренний конкурс среди своих сотрудников. Таким образом, устанавлена приоритет на занятие вышестоящей вакантной должности для своих, скажем так, сотрудников.

Благодаря такому исполнению принципа меритократии, в области с начала года 76,7% служащих были назначены на вышестоящие должности.

Если таких претендентов не находится, то проводится внутренний конкурс среди служащих всех госорганизаций.

Благодаря успешному исполнению принципа меритократии за счёт выдвижения Таким образом, знание своего фронта работы, качественное исполнение своих обязанностей, непрерывное обучение и саморазвитие – вот важные условия для профессионального развития и карьерного роста.

- Государственный служащий новой формации. Какой он, по-Вашему?

- В Послании "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни" Елбасы особое внимание уделил государственным служащим. Лидер нации отметил, что качество работы должно стать новым стилем жизни госслужащего, а самосовершенствование - главным принципом.

Госслужащие новой формации должны сократить дистанцию между государством и обществом. Это значит - постоянная обратная связь, живое обсуждение и разъяснение людям конкретных мер и результатов госполитики.

Государственный служащий новой формации - это специалист с хорошим багажом знаний и постоянно работающий над их повышением. Но мало знать – нужно успешно применять их на практике. Не зря ведь говорят, что знать и не делать – всё равно, что не знать.

Госслужащий новой формации способен выявлять и предупреждать возникающие риски, ориентирован на достижение конкретных конечных результатов,  повышение уровня благосостояния граждан страны.

Такжы важны клиентоориентированность, умение работать с населением и в его интересах, строить доверительные отношения между гражданами госаппаратом.

- Какова на сегодня ситуация в области по цифровизации государственных услуг?

- В первую очередь, это продиктовано задачей повышать качество оказания госуслуг – делать процесс прозрачным, быстрым, объективным.  Акмолинскими госорганами за первое полугодие т.г. оказано свыше 3 млн. государственных услуг, из них 84,2 % или 2,5 млн -  в электронном формате.

Прежде электронные услуги возможно было получать лишь через компьютер при наличии электронно-цифровой подписи. Для большинства граждан, как мы убедились, это было не очень удобно. Сегодня процедура упрощена, её можно провести через портал egov. Также запущены очень удобные для пользователей мобильные приложения, такие как egov и TelegramBot, с помощью которых можно также получить госуслуги через смартфон.

Департаментом совместно с филиалом Госкорпорации "Правительство для граждан" на постоянной основе проводится обучение граждан. Сотрудники также специально выезжают для этого в аулы. Кстати, уголки egov созданы во  всех сельских округах. Также на базе Центра Цифровых услуг (это отдел №1 ЦОНа в Кокшетау) создан специальный класс для обучения навыкам пользования порталом и мобильными приложениями.

- Каким образом можно оценить качество оказания госуслуг?

- Запущено мобильное приложение "Цифровой агент". Оно позволяет в режиме реального времени информировать агентство о качестве обслуживания в ЦОНах, налоговых и территориальных подразделениях министерства труда социальной защиты и миграции, судебных органах.

С помощью приложения качество оказания госуслуг можно оценить по таким критериям как вежливость, профессиональная этика, административные барьеры. По пятибалльной шкале.

Это позволяет иметь дело уже не с постфактумом, как можно оперативнее исправлять ситуацию. Также можно автоматически видеть рейтинг оказания госуслуг в регионах. Ну и, разумеется, анализировать и устранять причины снижения качества работы.

К слову, с начала года в департамент поступило 1 322 сообщения, из них 98% положительных.

Наверх