Инструкция. Как можно оспорить штрафы "Сергек"

7 Октября 2021, 11:32
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
BaigeNews.kz 7 Октября 2021, 11:32
7 Октября 2021, 11:32
27512
Фото: BaigeNews.kz

Не все водители знают, что закон позволяет оспорить штрафы, зафиксированные системой видеоконтроля "Сергек". Это касается именно тех штрафов, когда нарушение правил дорожного движения (ПДД) произошло не по вине автовладельца. Подробнее в материале BaigeNews.kz.

Система и закон позволяют оспорить штраф

Маловероятно, что камера будет фиксировать нарушение, когда его нет, считает юридический консультант Сергей Смирнов. Но бывает так, что нарушение происходит не по вине того, кто за рулем автомобиля.

"Допустим, Ташкентская-Петрова, крайний левый ряд уходит строго налево. Перед перекрестком ДТП, либо сломалась машина. То есть она стоит, занимая полосу. Человек перестроился перед перекрестком, потому что есть помеха, он обязан объехать. Но за 30 метров до перекрестка всегда наносится сплошная линия. Человек, пытается объехать препятствие, но камера видит это как нарушение и фиксирует. То есть физически деваться некуда, он обязан объехать препятствие, чтобы продолжить движение. Речь не идет о выезде на встречную полосу, а просто о пересечении. Но человеку приходит штраф", - сказал Сергей Смирнов.


Фото: BaigeNews.kz

Бывают случаи, когда разметка занесена снегом, или где-то отсутствует необходимый дорожный знак.

"Зимой все под снегом. Вопрос - коммунальные службы должны следить? Должны. Тот же самый ДП должен следить за организацией дорожного движения? Должен. Для этого должны вноситься предписания коммунальщикам. Они должны реагировать мгновенно. Обновлять разметки, зимой чистить дороги, чтобы была видна разметка всем участникам дорожного движения. Это комплексная работа, за этим постоянно нужно следить", - считает Сергей Смирнов.

В подобных случаях система и закон позволяют автовладельцу оспорить штраф. Но исход зависит еще и оттого, как вы аргументируете свою позицию и от времени обращения. Если, к примеру, со сроками выплаты штрафа сильно затянули, а нарушение не оспорили, доказывать что-то будет уже сложнее.

"Если вы согласны с нарушением, оплачиваете 50 процентов суммы штрафа в течение семи дней. Если считаете, что не нарушали, тогда должны ознакомится с предписанием, можете скачать его через портал Qamqor - официальная база Генпрокуратуры. Если видите, что, правда, нарушили, платите. Если вы не нарушали, у вас не было выхода, то делаете следующее. Получаете ключ ЭЦП, составляете заявление обычное, можете своими словами описать ситуацию, что объезжали препятствие, и отправляете в Департамент полиции своего города. Срок рассмотрения такого заявления - две недели, максимум - месяц. В основном дают ответ в течение двух недель. И если подтверждаются ваши доводы, то штраф аннулируется и вам присылают официальный ответ по данному факту. Часто бывает вопрос: "На фото - две машины. Почему меня штрафуют, может это скорость того человека?". Тоже нужно писать в ДП, они поднимают архивные фотографии, вы приезжаете, смотрите оригинал, видео", - сказал Сергей Смирнов.

То есть корректировка происходит и без обращения в суд. Однако иногда дело доходит до судебных исполнителей, а автовладелец даже не в курсе.

"Есть проблема, что его уведомляют в основном в виде SMS от портала 1414. Но бывает, что человек пользуется одним номером телефона, а на портале зарегистрирован его старый номер, которым он уже не пользуется. Ему приходит уведомление на старый номер, а он даже знать не знает. И узнает об этом, когда дело уже переходит судебным исполнителям. А это уже проблема. Вроде и система делает все правильно, потому что уведомление было. А человек даже обжаловать не может, потому что срок на обжалование уже прошел", - сказал Сергей Смирнов.

Бывает так, что люди видят уведомление, но думают, что можно избежать выплаты штрафа, игнорируя его.

"У него после уведомления была возможность оспорить, обжаловать или оплатить половину стоимости штрафа. Он просто проигнорировал. В итоге проходит время, система видит, что оплаты нет, и передает судебным исполнителям. Что-то делать здесь уже бесполезно. И таких случаев, когда люди затягивают процесс, много. Потом уже пытаются как-то решить и верят в волшебство. Если взять процентное соотношение, таких случаев более половины", - сказал он.

Иногда люди пытаются "обмануть" систему.

"Люди часто спорят: "не я был за рулем, я владелец, но не был за рулем". Начинают заявления писать. Якобы на бумажном носителе фото плохое, ничего не видно. Пытаются схитрить. А когда смотрят фото в полиции, исходники, его приближают так, что можно прочитать надпись на футболке водителя. Не говоря уже о том, что можно определить, мужчина это был или женщина", - сказал Сергей Смирнов.

Как обрабатывают штрафы "Сергек"

Начальник отдела административной практики Управления административной полиции Нур-Султана Бауыржан Токжуманов показал, как сотрудники обрабатывают нарушения, выявленные камерами "Сергек".


Этим занимается только отдел административной практики, где работают 45 человек, каждый из них имеет право обрабатывать правонарушения на дорогах. В ближайшее время, по словам Бауыржана Токжуманова, штат увеличат, и за "Сергек" будут отвечать уже конкретные сотрудники. А объем, который нужно просмотреть и обработать, немаленький. Только за семь месяцев 2021 года зарегистрировано 540 тысяч нарушений на дорогах.

Он показал, как обрабатываются зафиксированные камерами правонарушения.


База "Сергек"

"Вставляю флешку со своим ЭЦП и захожу в базу "Сергек". Просматриваю видео нарушения, которое зафиксировала программа. Госномер виден четко, данные об авто интегрируются из других баз - марка, на кого зарегистрировано. Я подписываю нарушение и возбуждаю административное правонарушение. База - общая, мы делим эту работу между собой, кто-то берет - за сегодня, кто-то - за следующий день. У нас есть и другая работа", сказал Бауыржан Токжуманов.


Сотрудник открывает нарушение, просматривает видео и возбуждает административное дело либо отклоняет нарушение.

Списавшим штрафы с "Сергека" полицейским вынесли приговор в Нур-Султане

Он подтвердил, что у граждан есть возможность произвести корректировку, и иногда для этого не нужно даже выходить из дома.

"У граждан есть возможность обратиться с письменным заявлением, что правонарушение зафиксировано, но не было видно дорожного знака или дорожной разметки, тогда это правонарушение прекращается. Для удобства мы создали call-центр (8-7172-53-27-74, 8-7172-71-69-77), куда граждане могут обратиться. Есть Whats app (8-708-382-13-76). По нему вы можете запросить видео нарушения и все необходимое. На уровне call-центра могут прекратить правонарушение, если его не было. Либо можно прийти в отдел административной практики, либо в участок по месту жительства и написать обращение. На адрес, который автор укажет в письме, придет ответ от том, что произошла корректировка либо в корректировке отказано. Ходить второй-третий раз в отделение уже не нужно", - сказал Бауыржан Токжуманов.


Он подтвердил, что бывают случаи, когда люди не пользуются номером телефона, который указан в базе, и иногда не знают о штрафах. Но отметил, что полиция здесь ничего сделать не может - эти номера "забиты" в базу EGov, их указывают сами люди. Выиграть гражданам такие дела в суде практически невозможно, поэтому Бауыржан Токжуманов призвал автолюбителей проверить актуальность номеров, указанных в базе EGov.

Но штрафы накапливаются не только из-за неосведомленности водителей. Бывают люди накапливают миллионы, надеясь избежать уплаты штрафов. А когда арестовывают счета, начинают возмущаться.

"Негатив всегда будет. Есть категории людей, которые много нарушают, потом это все копится: сегодня - четыре тысячи, завтра - восемь. А когда накопится, платить уже накладно. Начинаются возмущения. "Не согласны, не нарушали, зачем установили". Суммы разные бывают. Бывают такие, что миллионами накапливают. Люди думают, что можно не платить. После SMS-уведомления у человека в течение семи суток есть возможность отделаться лишь половиной суммы штрафа. Полный штраф придется платить, если уже прошло семь суток. Спустя месяц штраф направляют на принудительное взыскание. Судисполнители этим занимаются. Если не платят, то накладывается арест на счета. Это все законом урегулировано. Нужно вовремя платить", - сказал полицейский.

Неизвестные выводили из строя столичные "Сергеки, воруя с них аккумуляторы

Бывает и так, что административные дела и вовсе не возбуждаются изначально - если камера не смогла точно зафиксировать госномер авто. Такое может быть в условиях сильного дождя, снегопада и бурана.

"Если номер не видно, мы правонарушение отменяем. Чтобы завтра не было недопонимания со стороны граждан. Но это бывает очень редко, где-то пять процентов. В основном номера не видно из-за погодных условий. Бывает, при сбоях освещения", - сказал Бауыржан Токжуманов.

"Если нет знака, не значит, что можно ехать 100 километров в час"

Также он прокомментировал случаи, когда во время нарушения за рулем сидят не владельцы авто.

"Согласно Адмкодексу платит за нарушение владелец авто. В случае, если оно временно передано на управление другому лицу, то с момента поступления SMS-сообщения он может явиться в органы внутренних дел, написать заявление с объяснением, кто действительно управлял автомобилем, приложить копию удостоверения и правонарушение переписывается на второе лицо, только по согласию", - сказал Бауыржан Токжуманов

Рассказал он и тех, кто иногда пытается "обмануть" систему.

"Бывает, приходят и говорят, мол, знака нет по превышению скорости. Но по городу положена скорость 60 километров в час. И если знака нет, не значит, что можно 100 километров в час ехать. Во многих случаях это незнание ПДД. Несерьезно относятся к этим требованиям. А ведь их соблюдение снизило бы количество ДТП. Иногда утверждают, что не было разметки - мы показываем на видео, и они убеждаются, что все видно. Такие люди потом сюда уже не возвращаются", - говорит Бауыржан Токжуманов.

Камеры "Сергек" помогают не только следить за автомобилями, они могут зафиксировать и преступления, которые совершаются на улицах.

"Сергек" помог снизить смертность на дорогах – Асет Ахметов в гостях проекта "20:20"

"Даже курение в неположенном месте. Это намного лучше. Не только для соблюдения ПДД, но и в общем для безопасности. Даже во дворах их устанавливают", - сказал Бауыржан Токжуманов.

Принцип работы "Сергек"

Подробнее о принципе работы камер "Сергек" рассказала пресс-секретарь компании-разработчика системы общественной и дорожной безопасности Асель Кужахметова. "Сергек" восстанавливает траекторию движения транспортного средства из видеопотока с помощью нейросетей, алгоритмов классификации и обратного перспективного преобразования. Это означает, что каждый кадр видео, в котором зафиксирован автомобиль, анализируется. Траектория движения автомобиля сопоставляется с правилами ПДД на данном участке, например, было ли движение по автобусной полосе или превышала ли скорость авто разрешенную.

"Все эти алгоритмы пишут наши разработчики, включая нейронные сети для детекции и классификации автомобилей и для распознавания номеров. Во-первых, нейронные сети максимально эффективны, когда разработаны под конкретную задачу, конкретные ракурсы камер, конкретное качество видеопотока и т.п. Во-вторых, для качественного распознавания номеров авто надо обладать достаточным количеством "примеров" для обучения с характерными для Казахстана шрифтами, форматами номерных знаков, с характерной для нас пропорцией "казахстанские номера/российские номера/армянские номера" и т. д.", - сказала Асель Кужахметова.

Она также подтвердила, что после автоматической фиксации нарушения ПДД карточка нарушения передается в процессинговый центр. Там сотрудник проверяет ее и с помощью ЭЦП либо направляет протокол и предписание нарушителю для оплаты штрафа, либо отклоняет ее как неликвидную.

"Последнее происходит при ненадлежащей разметке, объезде препятствия (авария, пропуск машины скорой помощи и т.д.), недостаточной доказательной базе и других причинах", - добавила Асель Кужахметова.

Всего в столице установлено более шести тысяч дорожных камер "Сергек".

Наверх