Министр юстиции Канат Мусин не поддержал предложение депутатов о снижении ставки вознаграждения для судоиполнителей, передаёт BaigeNews.kz.
Он напомнил, что должник, в первую очередь, это лицо, у которого есть обязанности. Его обязанность — добровольно исполнить либо судебное решение, либо другой исполнительный документ.
"Ведь судебный исполнитель получает документы тогда, когда уже добровольно решение не исполнено и наступает период его принудительного исполнения. Должник знает, что если он добровольно не исполнит, делать это его будет заставлять судебный исполнитель, за действия которого ему же приходится платить. Когда, наконец, у нас будет единая система гарантированного уведомления, и никто не сможет сказать: "Я не знал о том, что на меня наложили штраф, или что в отношении меня приняли такое решение", процент добровольной уплаты вырастет в разы. Таким образом, проблема снизится", — сказал Канат Мусин на правительственном часе.
До 2014 года оплата ЧСИ была по всем видам производства единой — 10 процентов от суммы взыскания.
"По некоторым производствам сумма вознаграждения ЧСИ исчислялась миллионами, а то и десятками миллионов тенге. Было такое время. Но с 2014 года законом определена регрессивная процентная ставка по исполнительным производства. Чем больше сумма взыскания, тем меньше процент, который получает судебный исполнитель", — добавил Канат Мусин.
Он согласился с тем, что сейчас благосостояние казахстанцев снижается.
"Но судебный исполнитель — такой же казахстанец, как и мы все. И его работа является единственным источником его существования. И если мы, ратуя за соблюдение прав должников и за состоянием его кошелька, будем снижать оплату судебным исполнителям, соответственно породим финансовую нестабильность и снижение доходов и у них тоже", — сказал он.
На сегодня все нормы вознаграждения судебного исполнителя привязаны к МРП. Исходя из этого исчисляются все суммы.
"МРП у нас каждый год растёт примерно на ту же сумму, что и инфляция. Соответственно индексируются зарплаты и пенсии. Вопрос требует очень тщательного изучения, здесь немаловажен и международный опыт. Во всех странах, где есть частная система исполнения, сумма вознаграждения, оплаты труда судебных исполнителей устанавливается законом. Где-то законом, где-то на уровне таких организаций, как наша республиканская палата. Но везде оплата идёт в процентах от суммы взыскания. Поэтому однозначно сказать, что нужно снижать стоимость услуг судебного исполнителя, сложно. Очень балансированная тема. Как весы: перевес в чью пользу окажется полезным, сказать трудно. На мой взгляд, лучше сохранять баланс, который сейчас существует", — отметил Канат Мусин.
Ранее сообщалось, что видеофиксация при взаимодействии частных судебных исполнителей и должников может стать обязательной в Казахстане.