"Есть нефть, а остальное купим". Экономисты о продовольственной инфляции в Казахстане

31 Января 2023, 11:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
pixabay.com 31 Января 2023, 11:00
31 Января 2023, 11:00
2813
Фото: pixabay.com

Индекс потребительских цен на товары и услуги по Евразийскому экономическому союзу в декабре 2022 года по сравнению с ноябрём 2022 года составил 100,8 процента, с декабрём 2021 года – 112,9 процента.

Выше чем в других странах ЕЭАС прирост цен на продовольственные товары зафиксирован в Казахстане – на 25,3 процента. При этом в отличие от своих соседей, которые в силу геополитических событий находятся под прямой санкционной блокадой, по Казахстану ударили лишь косвенные санкции. Почему наша экономика так сильно пострадала и чем это грозит стране в дальнейшем, казахстанские экономисты рассказали корреспонденту BaigeNews.kz

"Я бы не стал говорить, что в Казахстане сейчас наблюдается финансовый кризис — экономика показывает положительный рост ВВП, и высокие цены на экспортные товары нашей страны, в первую очередь нефть, находятся на высоком уровне, что также поддерживает экономику и поступления в бюджет. Однако есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание. Первый — это высокая инфляция. Действительно, среди стран ЕАЭС в 2022 году самая высокая инфляция наблюдалась в Казахстане. У нас она составила 20,3 процента, в Кыргызстане — 14,7 процента, в Беларуси — 12,8 процента, в России — 11,9 процента и в Армении — 8,3 процента", — рассказал экономический обозреватель Юрий Масанов. 

Он отметил, что связан рост цен в основном с внешней средой. Казахстан импортирует значительные объёмы продовольственных товаров, не говоря уже о сложной продукции, такой как автомобили и оборудование, что влияет на их цены на отечественном рынке.

"Импорт продуктов из России подорожал из-за резкого укрепления рубля к тенге на фоне конфликта в Украине (это отдельная тема для разговора, как в условиях санкций и изоляции от мировой финансовой системы Россия смогла укрепить свою нацвалюту). Что касается ввоза товаров из дальнего зарубежья, то в странах-партнёрах по торговле наблюдается уже своя инфляция из-за роста цен на энергоносители. И это приводит к импорту инфляции — товары дорожают там, где их производят, и этот рост накладывается уже на наши цены. Также свой вклад вносит изменение логистики. К настоящему моменту многие маршруты поставок уже перестроены, но в течение 2022 года с этим были проблемы — и соответственно, нехватка поставки товаров или удорожание из-за отправки по новым, более дорогим маршрутам", — утверждает эксперт. 

Тем не менее он считает, что экономический рост в Казахстане продолжится, а пик инфляции наступит в первом квартале 2023 года, затем пойдёт на спад. Не в последнюю очередь это произойдёт благодаря действиям госаппарата по поддержке экономики, а также появлению новых проектов в агропроме и промышленности.

"Ещё нельзя забывать о мерах нашего центробанка по сдерживанию инфляции через повышение базовой ставки, что не позволило инфляции быть ещё выше, чем она сейчас. Ну и нужно помнить, что высокие цены на сырье — это большая поддержка для экономики и бюджета. В ближайшее время спада на этом рынке не ожидается, поэтому мы будем чувствовать себя хорошо", — резюмировал Масанов.

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов также считает, что на экономическую ситуацию в стране влияет высокая инфляция. В первую очередь продуктовая инфляция.

"Потому что долгое время, к сожалению, сельхозотрасль была в упадке, а государство концентрировалось на других отраслях — на нефтедобычи, металлургии и так далее. Почему у предыдущих нескольких правительств было мнение, что "есть нефть, а остальное купим". То есть они восполняли недостатки продовольствия с помощью экспортных доходов. Поэтому вполне логично, что за десять-пятнадцать лет мы попали в полную зависимость от импорта продовольствия. Чем больше государство вмешивалось в развитие сельскохозяйственной отрасли, тем хуже она развивалась", — добавил он. 

По его словам, вливаемые огромные денежные потоки, часто уходили совсем не туда, где они требовались. Именно поэтому в Казахстане сейчас очень мало продуктов питания. В Республики Беларусь, например, куда больше таких производств, причём зачастую государство самостоятельно запускает подобные предприятия в отличии от казахстанской. Эта тактика показала свою эффективность.

Казахстанский экономист Андрей Чеботарёв отметил, что косвенные санкции оказываются на текущую ситуацию в стране лишь небольшое влияние. А в росте цен на продовольственные товары в основном виноват курс валют. 

"В основном это курс к российскому рублю, который в моменте падал более чем на 52 процента. Когда он с марта прошлого года поднялся почти до девяти тенге. Сейчас чуть-чуть полегче, но так как мы импортозависимая экономика в отличии от России и Беларуси, которые прокармливают себя самостоятельно, мы покупаем многие продукты за рубежом. И поэтому когда курс падает, соответственно, они растут в цене. Поэтому здесь виноваты не санкции, а наш курс. И, на мой взгляд, одной из ошибок Нацбанка РК по сдерживанию инфляции было допущение опускание курса в марте до 512 тенге за один доллар. Психология потребителей и в целом граждан такова, что, увидев один раз падение до такой планки, люди больше не верят, что тенге может снова окрепнуть", — рассказал он. 

Теперь люди не верят, когда видят, что курс вернулся на 460 тенге за доллар, и ждут его нового обрушения. Но этот пессимизм безоснователен, считает Чеботарев. 

"Это классно было видно по магазинам техники, которые в марте, когда случилось первое падение, убрали абсолютно все акции, кэшбэки и каскадные скидки. Оставались только карты лояльности. Когда затем произошло укрепление тенге и падение доллара, цены вниз не пошли. Зато вернулись все акции и скидки. Предприниматели очень неохотно опускают цены на товары и услуги. Это подтверждается даже исследованиями Нацбанка. Но если как в 2016-2017 курс снизится и будет стабилен более года, тогда предприниматели могут снизить цены", — отметил экономист. 

Наверх