Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, +24 ℃
  • Алматы, +22 ℃
  • Шымкент, +22 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6


Эксперт о перераспределении полномочий: Не следует ждать какой-то революции | Мнения | BaigeNews.KZ 13 января, 2017, 12:28
2527

Эксперт о перераспределении полномочий: Не следует ждать какой-то революции

Возможные направления перераспределения полномочий между государственными органами прокомментировал BNews.kz директор НИИ правовой политики и конституционного законодательства университета КазГЮУ, д.ю.н., профессор Сергей Ударцев.   

«Не следует ждать какой-то революции в этом вопросе, но и не стоит надеяться, что все останется без изменений. Видимо, будет найдено решение где-то посередине – соответствующее общим тенденциям эволюции системы государственных органов, которая уже происходила в последние годы. По всей видимости, в сторону видоизменения президентской республики с движением ее к системе с более сильными парламентом и правительством. Перераспределение компетенции между высшими органами государственной власти не может не затронуть компетенции Президента страны», - отметил С.Ударцев.

Он также отметил, что в Казахстане при сильном и авторитетном Лидере нации произошла закономерная для периода становления нового государства централизация многих текущих и стратегических функций, их концентрация в системе, прежде всего, исполнительной власти.

«Завершение в основном формирования независимого государства, новые сложные задачи, стоящие перед страной, требующие переформатирования некоторых звеньев системы государственного управления, мировой экономический кризис и изменение глобального миропорядка свидетельствуют о начале следующего этапа развития. Для своевременной адаптации к меняющейся исторической ситуации, во-первых, следует кое-что из функций передать от центральных органов местным государственным органам, которым лучше ясны проблемы и потребности региона, которые ближе к населению.

Во-вторых, отдельные полномочия Президента РК могут быть переданы парламенту и правительству. Особенно это касается вопросов назначения, контроля за деятельностью и подотчетности некоторых высших должностных лиц, а также компаний и организаций из квазигосударственного сектора.

В-третьих, очевидно, следует еще раз взвесить на новом этапе все «за» и «против» обсуждаемых, предлагаемых решений по компетенции (функциям) и структуре государственных органов», - считает профессор.

Парламент

Например, в экспертных кругах в последние месяцы обсуждался вопрос о возможности реформирования парламента. Касаясь этой темы, профессор отметил:

«Разные модели имеют свои плюсы и минусы. Двухпалатный парламент более взвешенный и сбалансированный по деятельности, он имеет внутренние сдержки и противовесы, верхняя палата ориентирована и на представительство интересов регионов, от которых избирается основная часть сенаторов. Однопалатный парламент более мобилен и его сила более сконцентрирована в одном органе, как правило, он больше по составу, чем каждая отдельная палата, а в данном случае количество переходит в качество (силу органа, представленность разных социальных групп).

Первоначально двухпалатные парламенты создавались, в основном в федеративных государствах, а также чтобы «развести» разные по статусу и имущественному положению социальные группы в различные палаты. Нижняя палата – более демократичная, верхняя – более элитарная. Считалось, что так лучше мирно разрешать конфликты и противоречия между более богатыми и бедными – не на улице, не на площадях, а в стенах парламента по установленной процедуре. На это особое внимание обращал, например, второй президент США Адамс. В современных государствах эти первоначальные цели двухпалатного парламента более сглажены, появились иные – повышение качества законотворчества, взаимный контроль законотворческой работы. Но очевидно, что в случае принятия решения об изменении структуры законодательного органа, потребуется дополнительная проработка соотношения законодательной и исполнительной власти, значительно большее перераспределение полномочий между ними. Однопалатный парламент может стать существенно сильнее. Мне кажется, маловероятным в настоящее время такое радикальное изменение структуры парламента. Более реальным может быть некоторое изменение компетенции отдельных палат и их совместного заседания».

Конституционный совет

В новых условиях, по мнению экспертов, может потребоваться усиление органа конституционного контроля, – причем, при любом варианте перераспределения полномочий между высшими государственными органами. С этим согласен и Сергей Ударцев:

«Диапазон новаций будет непосредственно зависеть от характера системной корректировки компетенции государственных органов. Изменения органа конституционного контроля могут быть разными: расширение перечня субъектов обращения в Конституционный совет (например, включение в их число уполномоченного по правам человека и др.) и активизация механизма обращения в этот орган судов по вопросам проверки соответствия норм действующего законодательства Конституции для его оперативного точечного совершенствования (в порядке ст. 78 Конституции). Назревает также создание того или иного механизма обращения в Конституционный совет граждан. Например, разрешение им обращаться в Конституционный совет после прохождения всех национальных судебных инстанций до обращения в международные суды».

Актуален и вопрос о создании административной юстиции для рассмотрения исков граждан к должностным лицам и государственным органам о защите своих прав (что существует, например, в скандинавских странах уже столетие).

«Полагаю, что после завершения работы созданной рабочей группы для подготовки предложений о перераспределении полномочий, может потребоваться также внесение определенных изменений в Конституцию РК», - отмечает Сергей Ударцев.

По его мнению, в условиях глобальных и региональных изменений в мире, а также учитывая сложные задачи, поставленные Главой государства в Стратегии Казахстан – 2050, необходимо системное совершенствование государства за счет его укрепления, мобильности, профессионализма, использования новейших технологий, развития связи с общественностью и т.д. Сильное и компетентное государство с профессиональными и добросовестными государственными служащими – важный инструмент для решения стоящих перед страной задач.

В связи с этим последние поручения Президента РК Н.А. Назарбаева своевременны и стратегически важны.

«Главное, чтобы они были выполнены оптимально точно в соответствии с намеченными ориентирами, а предложенные решения проблем продвигали страну в пространство новых возможностей», - уточнил он.

not findimage
Наверх