Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, +15 ℃
  • Алматы, +14 ℃
  • Шымкент, +19 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6


Свобода выбора: Молодые казахстанцы рассказали о своих взглядах на религию | Интервью | BaigeNews.KZ 28 апреля, 2017, 20:59
4566
Фото: Chooff

Свобода выбора: Молодые казахстанцы рассказали о своих взглядах на религию

Религия для многих людей является пристанищем их ценностей и взглядов. Правильное понимание своей веры может стать для человека маяком, в то время как ее ошибочные интерпретации – зачастую приводят к сломанным жизням. А в неспокойную эпоху глобализации, стирающихся границ этот вопрос как никогда актуален. Ведь молодежь сегодня стремится к свободе взглядов и убеждений. Корреспондент BNews.kz собрал в одном материале самые разные взгляды молодых казахстанцев на веру и религию.

Карина Тапинова, студентка Назарбаев университета

Фото:из соцсетей

«Я выросла в международной семье: папа у меня мусульманин, а мама христианка. С детства меня крестили. В семье отмечаются праздники обеих конфессий, и из-за этого мне они нравятся - напоминают о семье. Мне нравятся храмы – они красивые и показывают архитектурные традиции разных эпох. Мне нравится атмосфера в церквях. Я сама пела в церковном хоре, потому что такие песни красивые и наполняют меня умиротворением. Но я атеистка. Я думаю, что религия является неотъемлемой частью человеческой культуры, так как человек верит в сверхъестественное издавна. Это помогает ему справиться с мыслью о неудачах и смерти, дает подобие ответа на волнующие вопросы. Любой человек верит во что-то. Даже закоренелый атеист может верить в чудо или в судьбу. Иногда и я пытаюсь найти какие-то закономерности».

Ержан Муратбек, музыкант

Фото:из соцсетей

«Каждый человек когда-нибудь задает себе этот вопрос: что такое Бог? Люди ходят в церкви, мечети, храмы, и это устоявшаяся норма. Зачастую религия сопровождает человека с самого детства. Потом, в достижении определенного возраста, у него начинается внутренний поиск. Религия показывает человеку, что он может себя поменять в лучшую сторону. Человек, встающий на путь веры, принимает ее в сердце, приходит к пониманию, что его вера становится частью жизни, что он должен отказаться от устоявшихся каких-то плохих привычек, поменять себя. Когда человек принимает этот путь со своим иногда грязным прошлым, для него очень много открывается, он начинает анализировать: что в нем не так? Что нужно изменить? Заблуждаются те, кто думает: если я начну читать молитвы, то все будет классно. Но человеку, который встает на этот путь, становится еще сложнее, ведь перед ним стоит большая борьба с самим собой. Он должен узнать себя, и это непросто. Меня радует, что я для себя это открыл. И это мотивирует меня по жизни, в работе, с семьей, с друзьями я стараюсь вести себя максимально корректно. Я свой путь начал благодаря библии, православному христианству. Мне это ближе остальных. Но я не отношу себя к человеку определенной религии, ведь нужно соблюдать каноны. Кто-то может говорить, что это неважно. Это важно. Есть люди, которые держат пост, ради того, чтобы стать более святым. Нельзя относиться к этому потребительски, мол, если я буду это делать, то взамен что-то получу. Надо быть одним целым с этой идеей. Мне этого хватит до конца жизни. У меня были моменты осуждения окружающих. Были моменты непонимания с родителями. Но когда они увидели плоды, что я меняюсь, они поняли, что это хорошо».

Нелли Тайшикова, поэтесса

Фото:из соцсетей

«Для меня как таковой религии нет. Я не придерживаюсь ни мусульманства, ни христианства, ни чего-либо еще, но я не атеист. Просто я верю, что есть что-то свыше, верю в своих предков. Я считаю, для того, чтобы быть хорошим человеком не обязательно быть религиозным, достаточно верить в душе и не делать плохих поступков, и тогда, если Бог есть, он будет тобой доволен».

Абылайхан Какенов, госслужащий

Фото:из соцсетей

«Лично для меня религия – это высшее. Я, действительно, верю в Аллаха, я знаю, что он следит за нами. Я знаю, что все возвращается по заслугам. Нет, я не фанатик, просто искренне верю. Я хочу верить, потому что должен быть тот, кто рассудит нас по справедливости. Но я верю в него не напоказ, про себя, внутри. Мне очень жаль, когда молодежь держит ораза, ходит в мечети, не ест свинину, оставляет садақа на айт только потому что «так надо, ты что...». Я против этого. Сегодня религия стала мэйнстримом. Многие делают это для галочки, но так нельзя. К этому нужно прийти, морально, духовно, и, я считаю, с возрастом. А когда молодые люди идут в мечеть, а потом в субботу в клуб, ну это, мягко говоря, перебор. А еще я против бороды и хиджаба. Казахи стали забывать свои корни и традиции. В нашей истории никогда не было такого, чтоб девушки укутывали себя в платки... У нас, у казахов, всегда были высокие моральные устои, я бы даже сказал аристократические замашки. Вспомните, фильмы «Қозы Көрпеш Баян Сұлу», «Қыз Жібек»... Все девушки были красивые, с длинными косами и украшениями (тогда конечно они были больше с особым значением, от сглаза и болезней). Красота казахских девушек и мужество батыров навсегда остались на картинах и художественных лентах. А нынешнее поколение немного уже путает традиционную веру с течениями ислама. Нужно чтить традиции, верить в Аллаха и не жить сегодняшним днем!».

Ксения Чечулина, индивидуальный предприниматель

Фото:из соцсетей

«Наверное, я не отнесла бы себя к какой-либо религии, хоть и родители меня крестили в православной церкви, и в шкатулке лежит крестик. Но, атеисткой я себя не назову. У меня какая-то своя, более глубокая вера, чем свечки в церкви, а молитва это может быть тот набор слов, который исходит из сердца, а не из книг и всевозможных писаний. И именно эта вера, в трудную минуту придает мне сил и веру в счастливый исход событий, а в радостный - в продолжение прекрасных моментов».

Юрий Вертняков, автомеханик

Фото:из соцсетей

«Семья у меня верующая, православное христианство, но не до фанатизма. В церковь практически не ходим. Я человек научный, доказательств реального существования Бога нет. Но, тем не менее, исходя даже из науки, я думаю, что некая высшая сила есть. В нашем понимании я и называю ее Богом. Потому как наш мир настолько интересен, что сомневаюсь, что он мог возникнуть сам по себе. Что для меня религия? Это в первую очередь нормы морали и правила жизни, которые очень трудно соблюдать в современном обществе. Я уважаю любую религию, тем более, что в каждой из них много общего. В религии главное то, что она проповедует все доброе и хорошее в своей основе. Именно в основе, а не в трактате некоторых ее представителей».

Аяжан Ташенова, индивидуальный предприниматель

«Религия для меня – это то, без чего жизнь не имеет смысла. Почему? Все мы знаем, что ничто и никто сам по себе создаться не мог. Если ты скажешь, что мяч появился тут сам по себе, то тебя сочтут за сумасшедшего, не так ли? А как могла огромная планета Земля появиться сама по себе и все, что на ней есть из живого и неживого? У каждой вещи должен быть создатель. Религия – прежде всего вера в одного Создателя. Вера она одна, просто каждый называет Бога по-разному. Я не могу сказать мусульманская вера, христианская вера и т.д. Для меня понятие вера – неразделимо. Каждая религия в истинном ее «лице» призывает к добру и отстранению от дурных дел. Что дает мне моя вера? Конечно, я не придерживаюсь основ религии для получения какой-то выгоды в жизни, если рассмотреть вопрос с этой стороны. Если же взять другую сторону, то да, вера делает человека сильнее и даже можно сказать мудрее, и тут я не имею в виду конкретно себя. Вера может исправить даже самого плешивого человека. Ведь сколько людей, до того как обрели ее, обладали дурными качествами и творили совсем не благие деяния. Я абсолютно согласна с высказыванием «Вера горами движет»!

Иван Потапов, психолог

Фото:из соцсетей

«Я воспринимаю религию как связь с Творцом, с божественным началом, ну и, конечно, это свод прописанных правил. Иметь эту связь, на мой взгляд, естественная потребность каждого человека. В наш век культивируется материализм, и это не есть хорошо. Люди утрачивают свою связь со своей истинной природой, заменяя ее вещами. Лично я не отношу себя ни к какой религии, для меня – все едино, и каждая религия говорит одно и то же, просто разными терминами, и, безусловно, каждая из них интересна по-своему. Я считаю, что религия, если она социально адекватна, то это хорошо. Нет ничего плохого в стремлении человека к светлому, святому. В мире много различных религий, течений. Сейчас популярны: буддизм, дзен буддизм, язычество, неоязычество. К примеру, буддизм утверждает, что реальность есть иллюзия, и все пустота. Согласно квантовой физике, вся материя состоит из пустоты, то есть, ничего нет. И, по сути, Творец воспринимает сам себя, то есть – все есть Бог. (…)Нужно толерантно относиться к религии, уважать чужую веру. Но не путать толерантность с беспределом. Людям нужно духовно расти, в первую очередь. Сейчас также набирает обороты чистая духовность – без религии, ограничений. К примеру, вегетарианство, что сейчас модно. Это ведь все уже было в 60-е годы, хиппи, медитации, йога – там тоже буддистские идеи прослеживаются. Многие женщины уходят в йогу. Часто это позитивное избегание неудовлетворенности в сексе. Но так не у всех – кто-то действительно почувствовал, что для него пришло время для таких вещей».

Комментарий эксперта

«У глобализации есть множество определений. В общем, их условно можно свести к двум мнениям: если одни рассматривают глобализацию как прогресс, как результат признания рыночной экономики, либеральных ценностей и демократических институтов, то другие рассматривают ее в негативном ключе, как регресс, как угрозу традиционным обществам, ценностям и т.д. Но если подходить к этому понятию без всякой предвзятости, то глобализация является объективной данностью и результатом интеллектуального, социального, культурного, технологического развития человечества и духовного развития тоже. Что касается религии в век глобализации, то основа всех мировых религий - и христианства, и буддизма, и ислама - зиждется на космополитизме, в стремлении распространять свои ценности и нормы как можно шире и глобально. В этом смысле природа мировых религий и глобализации не противоречат друг-другу», - поделился руководитель Управления информационной работы Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества РК Мейрам Иманбаев.

«Что касается отношения казахстанцев к религии сегодня, или, как вы говорите, с развитием глобализации, то это неоднозначный вопрос. Да, с одной стороны, в связи с открытостью современного мира многие религии легально присутствуют в Казахстане, и как говорится «выбор» более чем достаточен. Но с другой стороны основная часть населения и верующих граждан придерживаются своих традиционных верований. Условно говоря, казахи остаются мусульманами, а русские в лоне традиционного православного христианства. То есть говорить о каких-то глобальных изменениях в религиозных предпочтениях казахстанцев не приходится», - добавил спикер.

Он не считает, что отношение к религии среди молодежи сильно разнятся по сравнению с другими возрастными категориями граждан. В то же время М.Иманбаев подчеркивает, что характерный для молодежи максимализм проявляется и в религиозных вопросах.

«К сожалению, анализ ситуации показывает, что религиозность молодых казахстанцев возрастает не только за счет естественной потребности в духовном самоопределении, но и за счет активной деятельности псевдорелигиозных организаций. Поэтому, очень важно обеспечить молодежь определенным объемом знаний (как религиозных, так и светских), необходимых для осознанного отношения молодых людей к окружающей реальности и критического восприятия ими любой получаемой извне информации», - сказал Мейрам Иманбаев.
Именно это, по мнению спикера, сделает невозможным их превращение в ведомую массу, легко поддающуюся вербовке в ряды различных псевдорелигиозных организаций и радикальных течений, основывающих базовые постулаты своей идеологии на односторонних трактовках положений религии, без учета реалий современного мира.

«Поэтому, самое главное в этом вопросе – чтобы молодежь в религии получила ответы на свои вопросы, знания и укрепляла свои морально-нравственные ценности. Тогда я думаю, все будет хорошо и для них, и для общества в целом», - сказал М.Иманбаев.

Он отметил, что со стороны различных новых религиозных организаций наблюдается активность – как можно шире распространять свои учения путем прозелитизма, который воспринимается основным населением страны негативно. По мнению М.Иманбаева, предпочтения казахстанцев к религии не отличаются чем-то необыкновенным и характерны для многих стран современного мира.

«Хотя большинство граждан нашей страны причисляют себя к верующим, тем не менее, число практикующих верующих, строго соблюдающих религиозные предписания и обряды относительно не велика. У превалирующей части граждан, относящих себя к верующим, религиозность ограничивается праздниками, соблюдением некоторых обрядов и формальностей. В нашем обществе также присутствует определенная доля неверующих граждан и агностиков. И в этом нет ничего удивительного, потому что в Казахстане свобода религиозных объединений и выбор граждан быть верующим, атеистом или агностиком гарантирована государством. Резюмируя этот вопрос можно сказать что, проводимая в Казахстане взвешенная государственная политика в религиозной сфере направлена на привитие населению уважительного и толерантного отношения к представителям разных верований, определяет сегодняшнюю стабильную религиозную ситуацию в обществе», - говорит Мейрам Иманбаев.

Он подчеркнул, что в Казахстане, как и в других современных демократических обществах люди и не должны объяснять свои атеистические или другие взгляды. Потому что верить или не верить в бога – это одно из основных прав человека. Самое главное - государство гарантирует гражданам это право и предоставляет им свободный выбор.

«Поэтому, всем нам, остается насладиться предоставленной свободой современного мира и жить, созидая благо себе и окружающим людям, обществу и государству», - заключил М.Иманбай.

not findimage
Наверх