Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, +11 ℃
  • Алматы, +13 ℃
  • Шымкент, +14 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6


Казахстан в ВТО: Переходный период отечественного бизнеса (ВИДЕО) | Интервью | BaigeNews.KZ 18 января, 2017, 12:24
7779
Фото: из открытых источников

Казахстан в ВТО: Переходный период отечественного бизнеса (ВИДЕО)

С конца ноября 2015 года Казахстан является официальным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Для достижения такого результата в стране была проделана большая работа, более чем в 50 законодательных актах Республики Казахстан, в том числе в сфере технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер были внесены изменения для облегчения процедур ведения бизнеса и улучшению общего инвестиционного климата. Кроме того, была проведена работа по изменению 10 соглашений, принятых в рамках Таможенного союза, которые затрагивают сферу внешней торговли. О преимуществах, опасениях и над чем еще нужно работать Казахстану, будучи в ВТО, рассказала директор Департамента развития внешнеторговой деятельности МНЭ РК Жанель Кушукова в интервью корреспонденту BNews.kz.

- Жанель Сабыровна, переговоры о вступлении в Организацию велись на протяжении 19 лет. Можно ли сегодня смело сказать, что Казахстан имеет абсолютно все права как члена ВТО?

- Везде говорится, что они велись 19 лет, интенсивные же переговоры - последние 12 лет. В процессе мы уже меняли наше национальное законодательство под правила ВТО. Нельзя все сделать единожды, иначе было бы болезенно перестроить полностью систему под правила междунарождной организации как предпринимателем, так и госорганам. Конечно, последние лет 10 планомерно вносились изменения в законы и международные соглашения. С 2010 года мы участники Таможенного союза, с 2015 года в Евразийском экономическом союзе – эти международные соглашения, если они касались сферы внешней торговли, также были изменены в соответствии с условиями торговой организации с тем, чтобы наш переход в ВТО состоялся плавно и менее болезненно для всех участников внешней экономической деятельности (ВЭД). Уже с 2010 – 2012  года наши участниики ВЭД находились в условиях ВТО, де-юре мы уже исполняли и работали по тем правилам, которые приняты Организацией. Ничего такого сверхестественного не произошло после того, когда официально было подписано о присоединении Казахстана к ВТО.  Не было наплыва иностранных товаров - все работает так, как диктует рынок.

- Скажите, что же тогда было уникального в казахстанском случае, поскольку присоединение отмечали многие эксперты?

- Едиственное, что может быть таким уникальным, Казахстан стал членом Таможенного союза до вступления в ВТО, это отметили все международные эксперты. Существуют правила формирования Таможенных союзов, когда страны-члены ВТО объединяются и создают Таможенный союз (ТС). У нас была другая ситуация, мы сначала стали членами Таможенного союза, а потом вступили в ВТО, это приципиальная разница, потому как в рамках ТС мы принимаем на себя обязательства именно в части внешнеторговой деятельности. В рамках ВТО мы также берем обязательства регулирующие торговую деятельность, чтобы эти два пакета не конфликтовали, последние три года проводилась интенсивная работа по их координации и гармонизации. Работа проводилась совместно с секретариатом ВТО и ведущими странами-членами ВТО.

Наши товары должны быть более конкурентоспособными, нужно их совершенствовать, это должны быть товары готового производства, переработаны, которые бы соответствовали  международным стандартам по сертификатам, по техрегламентам, по санитарным вещам, по упаковке, чтобы они могли на равных конкурировать на рынках стран. Наши соседи – страны развитые и более того, они очень серьезные производители, нам нужно находить свою нишу товароторов и иметь явное конкурентное преимущество. Мы полноправный член, мы можем пользоваться всеми правами.

- Какие сложности сейчас возникают в работе?

- Учитывая, что вся работа по вступлению Казахстана в ВТО завершена, сложности в текущей работе с данной организацией отсутствуют. Однако, как полноправному члену, нам необходимо соблюдать правила и выполнять принятые обязательства в рамках вступления в ВТО. Так, министерство, как координирующий государственный орган по вопросам ВТО, постоянно проводит анализ принимаемых правительством мер и программ государственной поддержки отечественных производителей, а также всех законодательных инициатив на предмет соответствия принятых обязательств в рамках ВТО и ее правилам и принципам.

По наиболее чувствительным для отечественного производителя вопросам Казахстан сохранил переходные периоды. Соответственно, в настоящее время данные отрасли адаптируется к новым условиям в ВТО и конкретные показатели будут известны после завершения переходных периодов. Таким образом, очевидные показатели участия Казахстана в ВТО в 2017 году будут зависеть от активности, производительности и конкурентоспособности отечественного бизнеса. Усиление конкуренции должно стать стимулом производителям, предпринимателям Казахстана для более эффективного распределения ресурсов, привлечения новых технологий и повышения качества и уровня производимых товаров.

- Известно, что Казахстану удалось отстоять переходные периоды для некоторых отраслей. Могли бы Вы рассказать о них более подробно?

- Во-первых, по итогам сложнейших переговоров Казахстану удалось отстоять возможность оказывать государственную поддержку сельскому хозяйству в размере 8,5% от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции. Данный объем позволит правительству Казахстана оказывать поддержку аграрной отрасли на ежегодной основе в рамках реализации программы «Агробизнес-2020». Более того, при будущем росте валовой продукции сельского хозяйства, также будет увеличиваться размер разрешенных к применению государственных дотаций сельскому хозяйству. Необходимо отметить, что среди стран, которые не являются наименее развитыми странами только Казахстан и Китай (вступивший в ВТО в 2001 году) добились возможности применять такой уровень государственных субсидий. При этом в соответствии с принятыми обязательствами Казахстан не будет предоставлять экспортные субсидии для сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем Казахстану удалось отстоять переходный период до 1 января 2018 года по применению льготы в виде сокращения суммы НДС к уплате в бюджет на 70% для юридических лиц, производящих сельскохозяйственную продукцию и продукцию животноводства и птицеводства, а также для переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Второе, с момента присоединения к ВТО Казахстан не должен требовать казахстанское содержание в товарах при заключении новых контрактов на недропользование, а также при коммерческих закупках национальных компаний (с 50% и более долей участия государства).

Для контрактов на недропользование, заключенных до 1 января 2015 года, закреплен переходный период до 1 января 2021 года, при этом при изменении срока действия указанных контрактов, положения о местном содержании в товарах должны быть из них исключены.

Следует отметить, что аналогичные обязательства по контрактам на недропользование уже закреплены Договором о ЕАЭС, где оговаривается переходный период до 1 января 2023 года, если иное не будет предусмотрено Протоколом о присоединении РК к ВТО.

Требования о местном содержании в закупках предприятий квазигосударственного сектора отменены с 1 января 2016 года.

Вместе с тем Казахстан отстоял требование казахстанского содержания при закупке недропользователями работ и услуг, а также требование привлечения казахстанских кадров до 50%. Также сохранено право требовать предоставление 20% условной скидки казахстанским производителям работ и услуг.

Третье, в результате переговоров сохранены переходные периоды для применения тарифных и налоговых льгот в рамках СЭЗ, свободных складов до 1 января 2017 года, и при применении режима «промышленной сборки» до 1 июля 2018 года. Следует отметить, что переходные периоды по СЭЗ и свободным складам также оговорены в соглашениях ЕАЭС и Налоговом кодексе.

Четвертое, в рамках переговоров Казахстан согласился либерализовать условия въезда иностранных высококвалифицированных специалистов, переводимых в Казахстан транснациональными компаниями в рамках внутрикорпоративных переводов.

В остальном сохраняется существующая возможность регулирования въезда иностранной рабочей силы, а также неквалифицированных рабочих, а именно ежегодное квотирование иностранной рабочей силы, применение теста на экономическую целесообразность и 90% ограничение на количество иностранных менеджеров и специалистов в рамках одной компании.

На сегодня действует весьма благоприятный климат для иностранных инвесторов в транспортном, строительном, торговом и энергетическом секторах услуг, которые являются ключевыми для развития экономики в целом и транспортно-транзитного потенциала в частности. Данные условия будут сохранены после вступления в ВТО.

Вместе с тем Казахстан принял обязательства либерализовать доступ на отечественный рынок телекоммуникационных и финансовых услуг по истечении переходных периодов. Эти шаги призваны способствовать привлечению инвестиций в сектор услуг и усилению конкуренции, что должно положительно отразиться на качестве и доступности данных услуг для потребителей. Что касается финансового сектора, то через 5 лет после вступления в ВТО будет разрешено создание прямых филиалов иностранных банков и страховых/перестраховочных организаций и компаний, оказывающих посреднические услуги в области страхования на территории Казахстана.

Пятое, это обязательства по уровням импортных таможенных пошлин. Так, ожидается снижение ставок импортных таможенных пошлин в связи с обязательствами в рамках ВТО.

Следует отметить, что в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), применяется Единый таможенный тариф (ЕТТ). При этом с учетом договоренностей со странами-членами ВТО и в рамках ЕАЭС Казахстан вступил в ВТО на обязательствах, которые были оговорены в ходе двусторонних переговоров со странами-членами рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО. В этой связи в течение определенного периода времени Казахстан будет применять изъятия из ЕТТ в отношении порядка 3500 товаров. К ним относятся: живые животные, мясо, рыба, молочные продукты, овощи, фрукты, орехи, зерно, мука, животные и растительные жиры, продукция мясной переработки, сахар, мучные изделия, прочие продовольственные товары, химическая продукция, фармацевтика, изделия из пластмассы, резины и кожи, древесина и целлюлоза, текстильные материалы и изделия из них, обувь, изделия из камня, керамики и стекла, ювелирные изделия, изделия из металлов, машины и оборудование, транспортные средства, мебель и прочие промышленные товары.

Данные товары могут быть ввезены по низким пошлинам только в Республику Казахстан и не могут перенаправляться в другое государство ЕАЭС.

Следует отметить, что РК заинтересован в импорте таких товаров, как фармацевтическая продукция и медицинское оборудование, самолеты, оборудование из дальнего зарубежья.

Что касается товаров пищевой промышленности, рыбу и лесоматериалы отмечаем, что основной импорт приходится на страны СНГ, в отношении которых импортные пошлины не применяются.

Самым чувствительным к понижению уровней защиты внутреннего рынка является производство автомобилей и других видов транспортных средств. В целях поддержки данной отрасли будут выработаны альтернативные меры поддержки со стороны государства.

На сегодня РК применяет экспортные пошлины в отношении ограниченного круга чувствительных для экономики таких товаров, как нефть, нефтепродукты, шкуры и шерсть животных, лом и отходы черных и цветных металлов.

- Какие основные преимущества получает Казахстан, состоя в Торговой организации?

- Членство в ВТО дает возможность стимулировать развитие собственного экспорта, так как снимает дискриминационное отношение к казахстанским товарам и открывает свободный доступ на внешние рынки. Созданы условия для развития инвестиционного климата. Членство Казахстана в ВТО придаст приток иностранных инвестиций в экономику страны в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытости экономики Казахстана, улучшения законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний рынок зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка. Инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению уровня квалификации местных специалистов.

Выгода для отечественного потребителя, основного получателя всех преимуществ от участия Республики Казахстан в ВТО: учитывая, что вступление в ВТО в первую очередь подразумевает снижение торговых барьеров и либерализации рынка товаров и услуг, то самая очевидная выгода для потребителя - это снижение стоимости жизни.

Также потребитель получит доступ к более широкому выбору товаров и услуг. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

- Спасибо за интервью!

видео Кенжетай Аксейтов
not findimage
Наверх