Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, +17 ℃
  • Алматы, +20 ℃
  • Шымкент, +20 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2021
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6


Эксперт: Бизнес в Казахстане избалован господдержкой | Интервью | BaigeNews.KZ 23 февраля, 2017, 19:01
3805
Фото: Кенжетай Аксейтов

Эксперт: Бизнес в Казахстане избалован господдержкой

Заниматься бизнесом мечтают многие, но в силу страха, что «карты» лягут не по плану, у большинства исчезает желание уже на уровне идеи. С чем придется столкнуться молодому предпринимателю, какая отрасль наиболее благоприятна для развития собственного дела, и кто может стать бизнесменом, рассказала в интервью корреспонденту Bnews.kz генеральный директор Международного альянса по развитию бизнеса (Канада), квалифицированный консультант Европейского банка реконструкции и развития Марина Бельских.

Как Вы считаете, подходящее ли сейчас время открывать собственный бизнес, особенно после затяжного экономического кризиса?

- Мне кажется, время всегда подходящее. Ведь любой бизнес – это прежде всего решение какой-либо проблемы. Мы находим проблемы и решаем их, помогая тем самым людям.

- Какой человек может стать предпринимателем?

- Предпринимательство – это стиль жизни и образ мышления. Каждый может стать предпринимателем, потому что человеку свойственно создавать.  Это значит, что я учусь на ошибках. Все совершают ошибки и это не конец света, это, наоборот, возможность учиться. Будь к этому открыт, перестань сопротивляться. Нужно постоянно расти, чтобы совершенствоваться, чтобы чувствовать себя молодым. Никогда не останавливаться.

Кроме того, я бы разделила предпринимателей на два типа: первый, те, которые думают локально, имеют ограниченный взгляд в рамках района или территории. Это может быть начинающий этап. Второй тип - продвинутые предприниматели. Они рассматривают страны, как лаборатории, чтобы экспериментировать. Они путешествуют не для того, чтобы видеть хорошие ландшафты или хорошо провести время, а чтобы увидеть новые возможности.

Имея возможность взаимодействовать и работать с предпринимателями различных стран мира, я вижу, что страны Северной Америки, в частности, США и Канада – это предприниматели, которые ведут бизнес в нескольких странах. Получается, что они не привязаны ни к одной стране. Нужно стремиться быть глобально ментальным предпринимателем.

- Объясните, что значит быть глобально ментальным предпринимателем?

- Мы сейчас широко говорим о глобальном предпринимательстве. Мы научились быть гибкими, используем и создаем сайты электронной коммерции. К примеру, Alibaba, eBay, Amazon. Они научились продавать в розницу, используя логистические компании. Электронная коммерция - это новое направление. Для Казахстана глобальная электронная коммерция также актуальна, потому что мы видим хороших ремесленниц, те, кто создает национальные товары. Посмотрите, сейчас можно экспортировать в розницу. Казахстан находится в Центральной Азии и нужно стремиться продавать дорого и на запад. Из ничего, используя сайты глобальной коммерции, мы можем заниматься бизнесом.

Я знаю, что люди создают сайты, получив заказ на покупку из западной страны, они закупают на AliExpress (крупный интернет-магазин - прим.) и отправляют на запад. Но, чтобы выйти на этот уровень, нужно найти свою нишу и уметь говорить на английском. Таким образом, чтобы не происходило в стране, ты имеешь свой бизнес.

- Вы сказали, что нужно найти свою нишу. Какая отрасль сейчас наиболее актуальна для развития бизнеса?

- Тенденция идет больше к тому, что мы нуждаемся в сферах услуг. Живя в Канаде, я вижу, что там создан комфорт благодаря предпринимателям, которые живут проблемами потребителей и всячески их решают. Сейчас мы (международный альянс по развитию бизнеса – прим.) работаем над базой данных, мониторим по различным отраслям промышленности инновационные бизнес-модели.

- То есть, используя эту базу, мы можем взять бизнес-модель в определенной отрасли, адаптируя ее «под себя», открыть свое дело?

- Да, именно так. Было бы хорошо казахстанским предприятиям и предпринимателям иметь доступ к такой базе данных. Хотелось бы отметить, когда бизнес не работает, это не означает, что он изжил себя, его нужно модифицировать. Для этого, не выезжая из Казахстана, ты можешь посмотреть на других предпринимателей в других странах, что делают они.

- Казахстан поднялся в рейтинге Doing Business-2017 на 35-е место с 41-го в прошлом году. Как Вы оцениваете ведение бизнеса в нашей стране?

- Doing Business - это хороший инструмент сравнить страны по каким-либо заданным критериям. В каждой отрасли свои параметры, по которым я выбираю идеальную страну для экспорта. В реальности, когда компании экспортируют, они пропускают этот этап исследования и опираются на слухи. Это ошибка, пусть исследование стоит вашего времени и какой - то суммы денег, но зато вы избежите ошибок. Doing Business также используется инвесторами, когда они выбирают страну для вложения своих средств.

- Над чем еще нужно работать правительству, чтобы бизнес можно было начать легко и беспрепятственно?

- Очень хороший вопрос. Если сравнивать Казахстан со странами СНГ, то Казахстан избалован государственной поддержкой, хотя это очень хорошо, и мы видим результаты, но это малый и средний бизнес. В Канаде поставлена немного другая задача. Госорганы акцентируют внимание на том, чтобы помочь малому бизнесу стать крупными предприятиями. На самом деле и не все хотят, не всем это надо. Не все это умеют делать. Но крупный бизнес – это возможность оказывать влияние на рынке.

- Но ведь и правда не каждый может удержать крупный бизнес, это и финансовые обороты, и ответственность перед сотрудниками, которых нужно мотивировать для развития своего же бизнеса...

- Сейчас одним финансовым вознаграждением сотрудников не удержать. Большая оплата – это не сильная мотивация. Должно быть три инструмента, которые использую я. Во-первых, нужно давать независимость своим сотрудникам и доверять. Может быть более гибкий график работы, может быть больше доверия. Во-вторых, дать сотрудникам учиться. Мы теряем мотивацию, когда занимаемся рутиной работой. Если мой руководитель создаст условия, когда я расту и совершенствуюсь, меня это будет держать. В-третьих, какой бы бизнес ни был, у него должен быть сильный и социальный эффект, который должен видеть сотрудник.

- Какая, на Ваш взгляд, наиболее благоприятная страна для развития бизнеса?

- Все страны мира я бы разделила на две категории. Первая, где люди пытаются изменить систему и постоянно ею недовольны. Это характерно странам СНГ, азиатским странам. Западные же перестали пытаться менять систему, они меняют себя, вкладывают в себя, а не в дорогую машину или мебель. В каждой стране есть свои подводные камни. В той же Канаде высокие налоги, потому что сильная социальная поддержка населения. Всегда можно найти недостатки. Становитесь глобальным предпринимателем. Ментальность поднимите на международный уровень, путешествуйте, всегда присматривайте новые возможности. Рассматривайте страны как лаборатории, чтобы экспериментировать.

Для справки: Марина Бельских-кандидат экономических наук; квалифицированный консультант ЕБРР, член Американской маркетинговой ассоциации, Американской ассоциации менеджмента, Евразийского экономического клуба ученых, Экспертного совета АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций»; советник консультативного совета международного научно-популярного журнала, посвящённого вопросам управления бизнесом «Harvard Business Review».

Вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности более 10 лет. Владеет инновационными практиками развития бизнеса - стратегическое планирование, бизнес-моделирование, организационный дизайн, бенчмаркинговые анализы, международные промышленные исследования и интерактивный маркетинг.

not findimage
Наверх