Дети из малокомплектных школ СКО на период учёбы живут во "временных семьях"

19 Апреля 2019, 22:31
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 19 Апреля 2019, 22:31
19 Апреля 2019, 22:31
4230
Фото: из открытых источников

В Северо-Казахстанской области c начала этого года запустили пилотный проект "Временная патронатная семья"

В Северо-Казахстанской области из 485 школ – 380 малокомплектных, в которых качество образования желает лучшего.  Из них 180 малокомплектных учреждений не соответствуют государственным нормативам, потому что в таких школах одновременно обучаются дети разных классов в одном кабинете. К примеру, учащиеся 1 и 3 классов, 2 и 4 классов, 5 и 7, а зачастую и по 3 класса одновременно обучает один педагог, передаёт корреспондент BNews.kz.

В одной из школ Есильского района СКО учащиеся трёх школ занимаются одновременно в одном кабинете. Кроме того, им преподает все предметы один учитель. В основных средних малокомплектных школах из-за низкой учебной нагрузки работает 214 учителей-совместителей. Они работают одновременно в двух и более сёлах, а также преподают несколько предметов. К примеру, это когда учитель казахского языка преподает историю Казахстана и Всемирную историю, а в Новорыбинской средней школе учитель математики преподаёт детям ещё и английский язык. Безусловно, работа неспециалистов-совместителей влияет и на качество образования.

Для получения равного доступа к качественному образованию детей из малых населённых пунктов в области внедряется пилотный проект "Временная патронатная семья". На эти цели из областного бюджета предусмотрены средства на выплату пособия семьям. Это будет способствовать открытию новых рабочих мест в сёлах, а детям даст возможность жить и обучаться в комфортных домашних условиях и получать  качественное образование.

В интернатной системе воспитания в области находится 1360 детей, которые проживают в 55 пришкольных интернатах, которые размещены в зданиях сельских школ, в приспособленных помещениях, что не предполагает создание необходимого уютного, домашнего комфорта для проживания детей.

Поэтому дети, нуждающиеся в государственной поддержке, вынуждены жить в интернатных условиях, не имея альтернативной формы. Из-за этого в Северо-Казахстанской области разработали уникальный по своей сути проект "Временной семьи", который пока реализуют в пилотном режиме.

По его условиям в трёх районах Северо-Казахстанской области воспитываются в патронатных семьях 67 детей. В управлении образования СКО уверены, что семейное воспитание обеспечивает детям психологический комфорт, способствует сохранению семейного уюта. Это именно то, чего лишаются дети в условиях интерната.

"Мы направляем детей из малых сёл, которые обучаются в малокомплектных школах в районный центр, где есть общеобразовательная школа с 1 по 11 класс.  Естественно, говорить в этом случае о качестве образования не приходится -  один специалист одновременно и физик, и математик.  Для того, чтобы не жить в интернате мы направляем детей разного возраста в семьи, где они получают любовь и ласку, хоть и временную", - говорит руководитель областного управления здравоохранения СКО Гульмира Каримова.

По её словам, за нелегкой труд временные родители получают определённые выплаты, в среднем на одного ребёнка выплачивается от 40 до 50 тысяч тенге. Потенциальная "временная семья" проходит соответствующий отбор, где учитываются её материальные условия.

Теплая атмосфера, умеренный дисциплинарный контроль со стороны взрослых, проявление дружеской атмосферы в семьях формируют оптимальные условия воспитания детей. "Временная семья" оказывает положительное влияние на воспитание детей, отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Дети, проживающие во "Временных семьях", участвуют в принятии решений, по вопросам семейного быта, придерживаются правил поведения в семье, заботятся друг о друге, что формирует правильное социальное поведение данных детей.

Школы, в которых обучаются дети, оказывают "временным семьям" помощь в организации психолого-педагогического сопровождения, проводят беседы с детьми данной категории.

Проведенное анкетирование показывает, что "Временная семья" оказывает положительный фактор в воспитании детей, отношения между ребенком и членами семьи строятся на взаимном уважении и доверии. Дети, проживающие во "временной семье", отмечают, что интересно проводят свободное время. Гармоничные отношения между членами семьи создают комфортную обстановку для свободного общения и совместного досуга.

В управлении образования СКО отмечают, что по итогам проведенных посещений выявлено, что во всех семьях созданы условия для проживания для несовершеннолетних детей. "Временные семьи" обеспечивают условия для воспитания и содержания детей, организованы условия для занятий и отдыха, режим дня контролируется. В одинаковой степени проявляют внимание и заботу, как к собственным детям, так и к ребенку, проживающему в их доме временно.

Кроме того, в Северо-Казахстанской области реализуют ещё один пилотный проект по созданию современного комплекса на примере Назарбаев интеллектуальной школы (НИШ), где в первой половине дня дети будут учиться, а во второй - посещать кружки по интересам. Таким образом, местные власти планируют объединить малокомплектные школы с маленьким количеством населения в одну общеобразовательную школу, где учащиеся смогут получить качественное образование. Этот проект намерены запустить на несколько лет, с учётом финансирования, которое ежегодно выделятся на финансирование малокомплектных школ региона. Чиновники уверенны, что в современной школе североказахстанские дети захотят сами учиться, а родители в свою очередь с огромным желанием отпустят своих чад на учёбу.

В настоящее время по данному направлению рассматривают сразу два варианта по обустройству модульной школы.

 "Мы сейчас рассматриваем одновременно несколько вариантов реализации этого проекта для того, чтобы без выезда ребята ближайших сёл могли получать качественное образование, а учителя получили возможность повышения качества образовательных услуг.  Здесь рассматривается обустройство школы в селе Петерфельд на базе уже существующего образовательного учреждения по типу интерната, имеющего сильный износ – 60%", рассказывает Гульмира Каримова.

В этой школе, рассчитанной на 200 ученических мест намерены провести реконструкцию и полностью обновить её. ТОО "Bilim media group" берёт на себя ответственность, что они полностью заменят кровлю, фасад, внутреннее помещение переделают из старой школы в новую современную, имеющую большую историю. На месте старой школы   будет построена новая с оснащёнными кабинетами, компьютерными классами, дети будут обеспечены методическими пособиями.

"Bilim media group" берут на себя обязательства, что они заключат договор с Интеллектуальной Назарбаев школой столицы, откуда приедут тренера для обучения сельских преподавателей, они поднимут статус педагогов и их уровень. Приезжие специалисты   будут проводить с ними тренинги и семинары для повышения педагогической работы.  Подобная школа появится и в райцентре Кызылжарского района СКО", - отмечает Гульмира Каримова.

Для сравнения, ежегодно один ученик городской школы обходится государству в 250 тысяч тенге, когда как в малокомплектной школе — в 4 раза дороже в зависимости от количества учащихся. В СКО доля малокомплектных школ составляет 78,6%. Это – 380 школ, в которых обучается всего лишь 34,8% всех школьников.

В настоящее время в Петропавловске ведётся строительство двух школ на 1500 мест, планируется ремонт 120 объектов образования. К примеру, в предыдущие годы на ремонт образовательных учреждений в среднем из бюджета выделяли от 300 до 350 млн тенге, когда как в следующем году финансирование увеличат до 5 млрд тенге.

Наверх