"Честно, открыто и справедливо" — казахстанские политологи о грядущих выборах президента

15 Ноября 2022, 16:36
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
pixabay.com 15 Ноября 2022, 16:36
15 Ноября 2022, 16:36
1952
Фото: pixabay.com

Предвыборная агитация подходит к концу. 20 ноября казахстанцы выберут президента, который будет руководить республикой в ближайшие семь лет. Политологи убеждены, что грядущие выборы пройдут максимально открыто и честно, передаёт BaigeNews.kz.

Главный научный сотрудник КИСИ Ербулат Сейлеханов отметил, что для него, как для политолога, очевидно, что выборы будут результативными, но фактически предсказуемыми. 

"Предложить полноценную стратегическую платформу, которая охватывает все аспекты жизни нашей страны, как социальные, так и политические и экономические сферы, может только один кандидат. Но другие претенденты в своих предвыборных платформах тоже касаются важных для казахстанцев проблем — например, мер по развитию профсоюзного движения, защиты женского предпринимательства", — сказал Сейлеханов. 

Политолог считает, что возврат к прошлому государственному строю казахстанская общественность уже не одобрит.

По его мнению, учитывая опыт Казахстана по проведению внеочередных выборов, отечественная оппозиция и главные политические игроки страны должны были иметь подготовленные предвыборные программы. 

"На мой взгляд, правительство и глава государства заинтересованы в том, чтобы эти выборы прошли максимально честно, открыто и справедливо. В том числе и для того, чтобы внеочередные выборы президента РК были признаны мировым сообществом. К нам собирается очень большой пул международных наблюдателей, журналистов. Будет соблюдаться весь комплекс демократических выборных процедур", — резюмировал он. 

По мнению советника председателя правления Казахстанского Института общественного развития Амана Мамбеталиева, сравнение казахстанских дебатов кандидатов в президенты с теми, которые проходят за рубежом, некорректно. Так как в каждой стране разные политические системы и, соответственно, разные подходы к ведению дебатов. Он напомнил, что в Великобритании и США эти институты давно проработаны и направлены не на политику, а на эмоции и личность кандидата. Там битвы идут за колеблющихся избирателей. 

"Мы только-только идем от практически однопартийной системы, политические реформы и инициативы, которые введены, дают результаты, но всё ещё у людей в головах работают определённые рамки. Если сравнивать нас, то только с государствами нашего региона, такими как Узбекистан, Таджикистан, которые имеют туже парадигму, ментальность, мышление, комплексы и наборы ценностей. По сравнению с ними наш прогресс заметен", — считает он. 

Мамбеталиев сказал, что нынешняя предвыборная кампания не сильно отличалась от предыдущей. В целом, все проходящие в стране выборы схожи по структуре — есть очень сильный кандидат с большой аудиторией и кандидаты, отстаивающие интересы небольших групп граждан. Поэтому, добавил эксперт, современные политические центры должны понимать, что пора расширять зоны своего влияния. 

"Часть кандидатов пытаются выйти за рамки, их программы более читабельные, понятные, охватывают больший круг граждан. Но проблема в другом — в донесении информации. Очень слабая работа в социальных сетях, даже у партийных кандидатов, у которых есть старт — они это использовали, но не на том уровне, на котором хотелось бы. Какие-то стандартные способы задействовали, например, телевидение, расклеивание агитматериалов. Но современные инструменты, давно уже известные политтехнологам, они не использовали или использовали не в полную силу", — резюмировал он. 

Реализовать своё гражданское право и проголосовать на выборах призывает политолог. Высшая исполнительная власть организовывает предстоящие выборы президента с целью получения вотума доверия от общества. Так считает главный научный сотрудник РГП на ПХВ "Институт философии, политологии и религиоведения" КН МОН РК Раушан Сартаева
 
В мировой реальности и в мировом геополитическом пространстве происходят кардинальные изменения. Это в первую очередь активные процессы уплотнения и ускорения событийного ряда, усиление тенденций турбулентности, десуверенизации государственных образований, переход на новый технологический уровень развития (Четвёртая промышленная революция) и развитие новых коммуникационных технологий, связанных с воздействием на живое человеческое сознание. В таких условиях практически перед каждым государством, желающим быть субъектом, а не объектом мировой геополитики, стоят сверхзадачи модернизации всех феноменов культуры.
 
Для успешного решения сверхзадач модернизации, как считают многие серьёзные специалисты в области культуры, политики, необходимо иметь в первую очередь собственный культурно-цивилизационный проект, который способствовал бы консолидации общества в условиях высочайшей турбулентности мирового геополитического пространства, сохранению института конкретного государства, сохранению национально-государственной идентичности.
 
Казахстан относится к государствам так называемого догоняющего типа, к государствам "третьей волны демократизации" (по С.Хангтингтону), "позднего старта" (по А.Гершенкрону), в которых все типы инициатив исходят от властных структур.
 
"Однако события января текущего года в нашей стране показали, что в обществе сформировался социальный заказ на перемены, связанные как с экономикой, так и с политикой. И высшая исполнительная власть в лице президента Касым-Жомарта Токаева в полном соответствии с концепцией "слышащего государства" отреагировала на этот общественный запрос: было организовано большое количество дискуссионных площадок, на которых экспертами активно и объективно обсуждались текущие проблемы нашей страны и пути их решения. В результате был сделан, на наш взгляд, правильный вывод: задачи модернизации всех феноменов культуры надо начинать с изменений в основной правовой базе общественной жизни — Конституции. Что, собственно, было осуществлено и вынесено для обсуждений на всенародный референдум. Понятно, что в решении отдельных вопросов имел место быть осторожный, думается, в перспективе пошаговый подход, связанный как со сложностью, так и с определенной степени щепетильностью изменений отдельных положений основного закона нашей республики", — сказала Раушан Сартаева. 
 
Далее, в соответствии с мировыми запросами на собственный культурно-цивилизационный проект в стране была предпринята попытка создания своего культурно-цивилизационного проекта в форме "Нового Казахстана", "Второй республики", "Справедливого Казахстана".
 
"Кстати, следует отметить, что запрос на справедливость является мировым трендом, который взяли на вооружение не только всевозможные левые, но и различные правые, либеральные движения. Кроме того, запрос на социальную справедливость особенно актуален для стран догоняющего типа и постсоветского пространства, в которых значительное социальное расслоение вызывает болезненную общественную реакцию. При реализации собственного проекта построения общественной жизни следует внимательно отслеживать его реальное наполнение так, чтобы в поисках сохранения национально-культурной, национально-государственной идентичности избежать откровенно-вульгарной традиционной или постмодернистской архаики. То есть, при сохранении специфики национальной идентичности необходимо сохранять чувствительность к новым мировым тенденциям в развитии социума, которые бы одновременно не подвергали эрозии национально-государственную идентичность. Почему речь должна идти о сохранении национально-государственной идентичности? Да потому, что именно институт государства остается основным гарантом защиты всех типов идентичности, начиная с уровня государства и до уровня личности, включая, в конечном итоге, человеческую идентичность в целом", — считает эксперт. 
 
После обсуждения и институционального закрепления изменений в более чем 30 положениях Основного закона страны высшая исполнительная власть РК организовывает предстоящие 20 ноября выборы Президента РК с целью получения вотума доверия от общества. Это необходимо, как для конкретной реализации принятых на всенародном референдуме 5 июня текущего года конституционных изменений, так и для реализации культурно-цивилизационного проекта "Новый Казахстан", "Вторая республика", "Справедливый Казахстан".
 
"Впереди предстоит много непростой работы по воплощению в жизнь своего национального культурно-цивилизационного проекта, предложенного политической элитой. Времени для решения сверхзадач такой модернизации у государств переходного типа остается немного. И, несомненно, текущая работа будет эффективной при полной консолидации, поддержке указанных выше начинаний казахстанским обществом. А для начала необходимо реализовать свое гражданское право голосовать на выборах президента нашей страны", — заключила Раушан Сартаева. 
Наверх