Экзоскелет и биолокатор для незрячих. Болашакер Нурбек Енсебаев создаёт уникальные инклюзивные технологии

14 Апреля 2022, 18:24
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
limonmedia.kz 14 Апреля 2022, 18:24
14 Апреля 2022, 18:24
8740
Фото: limonmedia.kz

Ежегодно вот уже на протяжении одиннадцати лет в Казахстане 12 апреля отмечают День работника науки. Эта дата была выбрана не случайно: именно 12 апреля 1899 года родился выдающийся ученый, первый президент Академии наук Казахской ССР Каныш Сатпаев. В этот день особенно важно поговорить с молодым поколением учёных, которые уже выучились и начали воплощать свои идеи на благо общества.

Корреспондент BaigeNews.kz поговорил с одним из таких молодых учёных – инженером-энергетиком и выпускником программы "Болашак" Нурбеком Енсебаевым. Он участвует в создании инклюзивных технологий для людей с ограниченными возможностями, которые позволяют видеть незрячим, ходить людям, использующим коляски, а также самостоятельно изучать музыкальную грамоту слабослышащим.

Наш герой рассказал о том, как он решил посвятить свою жизнь такой деятельности и почему государству нужно поддерживать подобные проекты.

— Как и почему вы выбрали свою специальность?

— По специальности я инженер в сфере энергетики, и эта специальность была выбрана мной, так как папа и дяди являются инженерами. Можно сказать, что я продолжил семейную традицию. Но на самом деле больший интерес у меня всегда был к другим, более творческим сферам, таким как, маркетинг, журналистика, география и иностранные языки.

— Получается, в школе вы учились в Караганде?

— Да, я учился в гимназии №3, где с первого класса мы углубленно изучали английский язык. Моя учительница Людмила Николаевна привила любовь к языку, потому что каждый урок проходил по-новому. К примеру, на уроках мы играли в театрализованных постановках пьес Шекспира, предлагали решения мировых проблем, таких как глобальное потепление, к нам часто приезжали учителя из-за рубежа. Благодаря тому, что уроки проходили очень увлекательно, я довольно быстро освоил язык.

— Расскажите про ваше зарубежное образование. Почему решили поступать по стипендии "Болашак"?

— В девятом классе к нам прилетели представители Университета Сулеймана Демиреля, которые отбирали студентов посредством экзаменов в свой вуз. Пройдя все тесты, я получил сертификат, подтверждающий, что после школы могу поступить без экзаменов. Организаторы в деталях рассказали мне о том, какие исследования, научные открытия делают их студенты и о программах обмена, благодаря которым студенты учатся во всех странах мира. Это стало переломным моментом в моей жизни, и после девятого класса я поступил в технический лицей для укрепления знаний точных наук, а по окончании учебы подал документы на стипендию "Болашак".


— Что вам дало зарубежное образование? И когда вы вернулись в Казахстан, что дал вам тот опыт?

— Зарубежное образование изменило мое отношение к жизни. С первого дня учебы я заметил, что студенты не ограничивались лишь посещением лекций, а занимались волонтёрством. На первом курсе я принял участие в сборе средств для детей из Африки. Волонтеры организовали выступление на музыкальных инструментах с песнями и танцами народов мира для всех желающих, я аккомпанировал на гитаре. Любой студент мог стать спонсором, выделив любую сумму. В итоге нам удалось собрать больше средств, чем было необходимо и на оставшиеся деньги мы оказали помощь многодетным семьям и людям с ограниченными возможностями.

Другой ивент, который повлиял на мое мировоззрение, был чемпионат по баскетболу среди студентов на колясках (с нарушением опорно-двигательного аппарата). Так как я в школе занимался баскетболом, то предложил свою помощь в качестве рефери. В те моменты, когда ребята привставали с колясок и даже подпрыгивали на руках, чтобы забить мяч в кольцо сверху, было ощущение, что возможности человека безграничны. Было удивительно видеть, насколько трепетно и на равных окружающие за рубежом относятся к людям с особыми потребностями.

Итогом участия в волонтерском движении стало желание заняться разработками и внедрением технологий, которые бы дали возможность особенным людям жить полноценно. Чтобы незрячие студенты не просто ходили с тростью по кампусу, а могли кататься на велосипеде и прыгать с парашютом. Ведь жизнь у всех одна и у каждого должна быть возможность почувствовать её во всех красках.

— Как раз сейчас мы можем перейти к вашей нынешней деятельности. Вы один из создателей некоммерческой организации Sezual. Расскажите про нее подробнее. Как эта организация появилась и чем она занимается?

— Вернувшись в Казахстан я занялся стартапами, начав с разработки образовательных видеоигр. Было здорово осознавать, что посредством игр ребенок может развить множество жизненно важных навыков.

Однажды друзья поделились со мной контактами ученого, занимающегося военными и медицинскими разработками. Когда мы встретились с Галымжаном, то оказалось, что сферы наших интересов совпадают, так как у нас обоих было желание создавать технологии для улучшения жизни людей с особыми потребностями. Сам Галымжан оказался вовлечен в сферу инклюзивных инноваций в связи с инцидентом, в результате которого он чуть не лишился зрения. К счастью всё обошлось, но риск потери зрения остался.


Одним из первых решений, с которым мы детально ознакомились, стал бионический глаз Argus II, созданный американской компанией. Технология призвана помочь самостоятельно передвигаться в помещениях и на улице незрячим людям. Однако минусом данной технологии была ее стоимость, составляющая порядка 150 000 долларов, не включая расходы на операцию по имплантации и обучение пользованию устройством.

Далее мы изучили решения, предоставленные такими техно-гигантами как Google и Microsoft. К сожалению, их разработки оказались полезны лишь для слабовидящих людей, то есть тех, у кого сохранилось остаточное зрение. Тем же людям, кто потерял зрение полностью, то есть тотально незрячим приходится до сих пор для передвижения пользоваться тростью для слепых.

По этой причине было проведено огромное количество экспериментов, чтобы найти эффективное решение этой проблемы. И к счастью, нам улыбнулась удача. Один из прототипов прибора по биолокации, разработанный Галымжаном, показал потрясающие результаты. Незрячий человек, применивший данный прибор смог увидеть расстояние до объектов вокруг себя, их высоту и даже сообщить материал, из которого они были сделаны.


Благодаря поддержке Всемирного банка мы провели исследования, создали прототипы и разработали восемь версий аппарата. Аппарат вешается на шею как медальон и издает широкий пневмоакустический диапазон импульсов. Благодаря биорезонансным характеристикам активизируется зрительная кора. В результате в мозгу человека воспроизводятся четкие образы, позволяющие незрячему человеку, к примеру, приготовить себе ужин или прокатиться на скейтборде.

Биолокатор прошел официальное государственное испытание перед правительством Республики Казахстан, где более 40 дефектологов и профильных организаций зафиксировали факт наличия нового типа зрения.


В данный момент совместно с ученым Хьюстонского Университета Даулетом Магзымовым мы готовим статью для публикации в американском научном журнале, где отражаем, каким образом вшиваются новые функциональные способности зрительной коре незрячих людей.

Согласно заключению, опубликованному Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Европейского совета ученых в области инноваций для инвалидов, наше изобретение Sezual стало первым решением в мире, дающим возможность людям с тотальной слепотой видеть. Биолокатор Sezual стал первым в истории Казахстана проектом, номинированным на премию ООН, заняв свое место в числе лучших инноваций, которые меняют мир.

С одной стороны, биолокатор решает важную социально значимую медицинскую проблему. С другой, в этой технологии применены физические принципы пространственной ориентации и локации.

Благодаря большому числу незрячих тестировщиков, которые успешно протестировали изобретение биолокатор, о нас узнали во многих профильных организациях в Казахстане и за рубежом. И в 2018 году мы получили письмо от администрации школы-гимназии №10 акимата Нур-Султана с просьбой разработать аппарат, который облегчит тактильный счёт и чтение незрячих учеников. В течение года мы проводили эксперименты, и в итоге был создан прибор – самоучитель Брайля, отвечающий всем требованиям тифлопедагогов (учителей обучающих незрячих детей).


Всего в Казахстане более 700 тысяч людей с инвалидностью, из них около 160 тысяч незрячие и 9 тысяч – это дети, согласно данным Всемирного банка. В школы для незрячих детей по объективным причинам попасть могут не все нуждающиеся дети и освоение чтения пальцами – это очень длительный процесс.

Поэтому необходимость в таком решении крайне высокая. После письма от спецшколы Нур-Султана мы также получили письма с просьбами обеспечить аппаратами школы в Атырау, Актау, Караганды и даже города Грозный Чеченской Республики.

Задачей самоучителя Брайля является обучить ребенка подушечками пальцев распознавать пупырышки, превращая их в знаки, цифры и буквы. Благодаря голосовому помощнику устройства ребенок может самостоятельно тренироваться в любое удобное время.

Мы отправили запросы на спонсорскую поддержку для производства аппаратов практически во все организации Казахстана, но единственный, кто откликнулся, оказался крупный инвестор в Атырау. В 2020 году при поддержке спонсора мы произвели 45 самоучителей Брайля на казахском, русском и английском языках и передали их незрячим детям областной специальной школы-интерната Управления образования Атырауской области.

Помимо спонсорской поддержки, этот инвестор оказал нам поддержку в плане продвижения, помогая с подготовкой фото, видеоматериалов и подготовкой статей о пользе самоучителя Брайля. В данный момент мы изготавливаем самоучители Брайля для передачи в Казахское общество слепых, филиал Атырауской области и областную Универсальную научную библиотеку имени Габдола Сланова Управления культуры, архивов и документации Атырауской области.



— Вы рассказывали про биолокатор для незрячих людей. Как у вас обстояли дела с тем, чтобы продать или как-то поставить эти аппараты незрячим людям, которым они предназначаются?

— Нашей целью является предоставление биолокаторов и других аппаратов линейки Sezual через государственную систему закупа в школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей Казахстана, а также для взрослых незрячих граждан через специализированные библиотеки.

В дополнение к биолокатору и самоучителю Брайля для создания полноценной экосистемы мы внедряем новые изобретения, такие как комбайн для подписи, караоке для незрячих. Для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата мы создали экзоскелет, а для людей с нарушением слуха разработали музыкальный самоучитель.

— В одном из своих интервью вы упомянули, что вы совмещаете свою деятельность по разработке и продвижении инклюзивных технологий с основной работой. Как вы думаете, возможно ли сделать вашу деятельность изобретателя основной, чтобы это приносило хороший доход, чтобы можно было спокойно заниматься любимым делом?

— Многие страны и компании предлагают нам прекрасные условия для работы и исследований, с условием внедрения всех технологий Sezual под их флагом и брендом. Но мы понимаем, что в случае релокации и выпуска продукции под брендом США, Германии или других развитых стран, наши изобретения станут недоступными в плане стоимости для большинства нуждающихся казахстанцев.

Поэтому в данный момент делаем всё возможное, чтобы производство было запущено в Казахстане. Мы верим, что руководство нашей страны окажет поддержку отечественным разработчикам, и казахстанские инклюзивные технологии Sezual будут экспортироваться во все страны мира.

Фотографии из личного архива Нурбека Енсебаева

Наверх