• Алматы, +15 ℃
  • Нур-Султан, +9 ℃
  • Шымкент, +15 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   2019
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
Специалисты из Лос-Анджелеса о детях-аутистах: Каждый ребенок обучаем 8 Июня, 2017, 09:32
2938

Специалисты из Лос-Анджелеса о детях-аутистах: Каждый ребенок обучаем

В Казахстане впервые будет применяться уникальная методика по развитию речевых навыков детей с расстройством аутистического спектра. Специалисты из Лос-Анджелеса прибыли в Алматы, чтобы обучить педагогов из аутизм-центра «Асыл Мирас» своей технологии. 15 лет реализации методики JASPER привело к тому, что практически все дети с расстройством аутистического спектра и задержкой речевого развития начали говорить. О том, как работает эта методика, насколько важно родителям своевременно ее применять и как она поможет социальной адаптации таких детей, рассказали профессоры из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, передает корреспондент BNews.kz.

Особенности уникальной методики

Консультанты «Исследовательской Лаборатории Касари» при Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе Джонатан Панганибан, Стефани Шайр и Джилли Чанг не понаслышке знают, каково это – работать с такими детьми. Вот уже много лет они применяют методику на практике. 

JASPER (с англ. Joint Attention, Symbolic Play, Engagement, and Regulation - совместное внимание, символическая игра, участие и регулирование) – так называется сравнительно новый подход к помощи, основанный на сочетании принципов развития и поведения, разработанных доктором Конни Касари из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе. Он нацелен на основы социальной коммуникации (совместное внимание, подражание, игра) и вызывает у ребенка желание общаться.

«У этой программы долгая история. Первые результаты были опубликованы в 80-90-х годах, когда началась разработка этой методики. В основном она сфокусирована на проблемах детей с аутизмом в общении с людьми. Основатель этой методики работал над тем, как научить детей и дать им навыки социального взаимодействия. Мы знаем, что для любого ребенка его социализация начинается с жестов, затем следует язык и игра. Как раз на эти три направления ориентируется методика JASPER. Это развитие совместного внимания, развитие символической игры и работа с вовлеченностью ребенка, чтобы удерживать его внимание. Методика является естественной и основана на игровых методах», - рассказала консультант «Исследовательской Лаборатории Касари» при Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе Стефани Шайр.

За последние 15 лет эта методика была испытана в исследованиях, в которых участвовало почти 500 детей с подобными расстройствами. После проведенного анализа разработчики методики обнаружили улучшения в области совместного взаимодействия детей друг с другом и родителями. Более 80% прошедших эту методику детей начали говорить.

«Мы работаем даже с самыми маленькими детками и наращиваем те базовые навыки, которые у них уже есть. За те 15-20 лет, что доктор Касари реализует свою методику, было доказано, что она позволяет и нарастить те базовые навыки, которые есть у ребенка и добавить новые, вплоть до развития речи. Никогда не поздно учиться и развивать свои навыки. Даже в рамках нашей программы мы видим деток уже школьного возраста, которые не могут говорить, и мы с ними работаем», - говорит Стефани Шайр.

По словам специалистов, особенность этой методики в том, что это не просто обучение. Прежде всего, педагоги ориентируются на спонтанные реакции ребенка и на те действия, которые моделируются в игре, чтобы он мог сам проявить инициативу.

«Мы не просто указываем, что он должен сделать, не даем подсказки. За счет этого он учится не только производить какие-то действия, но и социально взаимодействовать. Разница от других методик в том, что у всех разный фокус внимания. Некоторые считают, что прежде, чем учить ребенка социальному взаимодействию, необходимо научить его определенным наборам навыков. Мы же на любом уровне пытаемся вызвать его инициативу во взаимодействии. И второй момент, в некоторых методиках есть определенная последовательность задач, которые они намереваются решить, независимо от того, какой уровень развития ребенка, на что он способен. Здесь же делается акцент на оценку его уровня навыков. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный подход», - добавила специалист.

Идея в том, чтобы ребенок научился взаимодействовать с терапевтом посредством игры, которая тоже имеет свои особенности.

«Основной подход этой методики – это разные игры, разные комплекты игрушек, которые выкладываются на стол, и ребенок может их выбирать. Если при обычной игре со здоровым ребенком навыки развиваются автоматически, то для ребенка с аутизмом нужны особые подходы. Это выглядит как обычная игра взрослого с ребенком, но здесь есть много нюансов, как это происходит. Первое, это оценка. Мы определяем интеллектуальный уровень развития ребенка. Исходя из этого, определяются игрушки, которые мы ему предлагаем», - рассказала Джилли Чанг.

Как распознать, что у вашего ребенка есть расстройства?

По словам специалистов, нужно как можно раньше понять, что вашему ребенку необходима помощь. Раннее начало работы в центрах со специалистами дает больший процент успешного результата. Но как понять еще в раннем детстве, что ребенок страдает подобным расстройством? Ведь диагноз носит достаточно широкий спектр расстройств. По словам специалистов, это могут быть люди, которые вполне социализированы, но будут более закрытые, а есть абсолютно невербальные дети, у которых частично или полностью отсутствует речевой навык. Во всяком случае, расстройство любого уровня требует подхода.

«Один из первых признаков на ранней стадии у детей младшего возраста - отсутствие внимания. Когда вы на него смотрите, он не смотрит вам в глаза. Возможно, они не будут отвечать вам, когда вы этого от них ожидаете. Если сравнить здоровых детей с детьми с расстройством аутистического спектра, то обычные дети что-то показывают, при этом комментируют, а дети с расстройством этого не делают. Еще одним признаком является то, что такие дети не играют с игрушками, они не играют с другими детьми. Если обычные дети не проявляют большого интереса к деталям – они просто играют с игрушками, то такие дети могут долго рассматривать одно колесо или совершать однообразные действия, например, катать машинку туда-сюда. На самом деле признаков много, но это самые основные, которые могут дать понять родителям, что необходимо обращаться к специалистам и проходить диагностику», - считает Стефани Шайр.

За время практики специалисты наблюдали положительный результат работы с их подопечными. Так, дети, которые практически не разговаривали, чудесным образом заговорили после трех месяцев обучения.

«У нас много примеров, когда приходили дети, которых мы называли минимально вербальными. Это дети, которые произносили менее 20 слов в своем запасе, и когда они выходили из программы, они уже могли разговаривать и общаться. После этого они говорили более часто и стали использовать новые слова в своем лексиконе», - рассказала Стефани. 

Однако специалисты советуют родителям после истечения срока занятий самостоятельно практиковать методику и в дальнейшем. 

«Чем больше и чем чаще люди будут практиковать данную методику с детьми, это касается и центров занятий, и родителей, и школ – тем лучше будет результат. Все дети обучаемы. Это может быть клиническое вмешательство для обучения либо просто обучение в школе, но самое главное - дать ребенку эту возможность. Действительно, работа  непростая, и нет магического средства, которое приведет к моментальным результатам, но если в обществе создать такие центры, и дать детям возможность туда ходить, то результат будет», - подытожила Стефани Шайр.

Отметим, на сегодня в США  и Канаде есть несколько центров, которые ведут исследования по данной методике, а также различные учебные центры, где она внедрена. Помимо США, на данный момент - это Македония, Вьетнам и другие страны. Теперь подобная методика будет внедрена и в Казахстане. Теперь стоит надеяться, что это еще один шанс облегчить жизнь детям с подобным диагнозом в нашей стране и их родителям.

Hype news

ОПРОС
  1. Как Вам новый дизайн сайта?*
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх