Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -8 ℃
  • Алматы, -5 ℃
  • Шымкент, 0 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

Астанинский процесс: Сложно было сесть за один стол (ФОТО) 26 Января, 2017, 09:19
1687

Астанинский процесс: Сложно было сесть за один стол (ФОТО)

Двухдневный Астанинский процесс продолжался всего два дня, но результаты принесли такие, каких не удавалось добиться за несколько недель. Кардинальный успех не был гарантирован, однако результаты напряженной работы, продолжавшейся в эти дни, дают основание с полным правом говорить об успехе: Россия, Иран и Турция договорились о создании механизма по контролю за соблюдением перемирия, приняли итоговое коммюнике, а российская делегация передала представителям оппозиции проект новой конституции Сирии.

Но прежде чем перейти к сути, начнем сначала.

Арабская весна и вооруженное лето

Антиправительственные выступления в Сирии начались на волне «арабской весны» в марте 2011 года и привели к массовым беспорядкам в различных городах страны. Уже к лету того же года они переросли полномасштабные вооруженные конфликты. Оппозиция требовала отставки действующего президента Башара Асада, отмены режима чрезвычайного положения в Сирии и проведение в стране демократических преобразований.

Изначально война велась между неправительственной армией и формированиями «Свободной сирийской армии». Однако впоследствии в рядах оппозиции произошел раскол — первыми из его состава вышли курдские организации, создавшие собственное правительство (Высший курдский совет), а в 2013 году наиболее радикальные исламистские группировки образовали «Исламский фронт». Однако в дальнейшем из-за раскола в рядах повстанцев  светская оппозиция ослабла и отошла на второй план. Действующему правительству отныне стали противостоять различные исламские группировки и террористические организации, среди которых – «Фронт ан-Нусра» (местное отделение Аль-Каиды) и «Исламское государство» (ИГ). Исламисты захватили ряд городов в Сирии.

Декабрь 2011 года был отмечен крупным терактом в Дамаске. На рубеже 2011—2012 года правительственные силы начали применять танки и артиллерию. 26 декабря танки правительственных войск открыли огонь по жилым домам в городе Хомсе. В январе 2012 года Башар Асад пообещал одержать победу «над заговором, который доживает последние дни», однако боевые действия продолжались. 13 марта 2012 года сирийские власти заявили о захвате города Идлиб.

Практически одновременно с этим начался артиллерийский обстрел города Эр-Растан. Успехи правительственных войск шли на фоне терактов, таких как подрыв зданий сил безопасности в Халебе. Боевые действия и теракты приводили к гибели мирного населения. Во многих странах прошли демонстрации противников режима Асада, в ходе которых активисты громили сирийские посольства. Великобритания и США отозвали из Дамаска своих послов.

Перемирие не помогло

Несмотря на перемирие весной 2012 года, столкновения продолжились. В мае произошел теракт в городе Дейр-эз-Зор, несколько дней спустя произошла бойня в Хуле. В ходе карательной операции, по данным комиссии ООН, были убиты 108 человек, среди которых 49 детей и 34 женщины, более 300 человек получили ранения. По данным Совета по правам человека ООН лишь около 20 человек погибли в результате артобстрела, остальные же погибшие были убиты выстрелами с близкого расстояния и ножевыми ударами.

Конфликт в Сирии начинают признавать гражданской войной на официальном уровне. Зарубежные страны тоже оказались вовлечены в этот процесс.

Стороны конфликта получают военную помощь от других стран — поддержку правительственным силам оказывают Россия и Иран, сирийская оппозиция получает помощь от западных держав и монархий Персидского залива.

Летом 2015 года ДАИШ начал нападать и захватывать новые города. 25 июня армия ДАИШ провела две вылазки. Одна была неожиданной диверсионной атакой на Айн-эль-Араб, а вторая направлена против удерживаемых правительственными войсками районов города Эль-Хасака. Операция ДАИШ в Эль-Хасака привела к вытеснению 60 тыс мирных жителей, ООН насчитала порядка 200 тыс в будущем перемещенных лиц.

15 октября 2015 года армия правительства и ее иранские и ливанские союзники при поддержке российской авиации начали наступление на ключевой город Алеппо. За 16-19 октября бойцы сирийской армии вернули под свой контроль обширную территорию у южного въезда в Алеппо. В это же время силы ДАИШ нанесли контрудары на нескольких стратегических направлениях. В ноябре правительственные войска Сирии установили контроль над трассой Дамаск — Алеппо, через день по трассе было возобновлено автомобильное движение.

Осенью 2016 в Сирии вступил в силу режим перемирия, который стал возможен благодаря пакету договоренностей между Москвой и Вашингтоном. Однако он был прерван, в связи с многочисленными нарушениями. В тот же день началось масштабное наступление группировки «Джебхат ан-Нусра» на юго-западной окраине Алеппо, за несколько часов до этого вооруженные силы Сирии заявили о выходе из режима прекращения огня.

22 сентября правительственная армия начала масштабное наступление в Алеппо. К декабрю Алеппо был взят.

Перемирие, вступившее в силу 29 декабря 2016, достигнуто при посредничестве России, Турции и Ирана. Президент России Владимир Путин сообщил, что между сирийским правительством и вооруженной оппозицией подписано соглашение о прекращении огня, а  российский военный контингент в Сирии будет сокращен. Сирийская армия отмечает, что перемирие не касается группировки «Аль-Каиды» и ДАИШ. Гарантами перемирия должны будут выступить Россия и Турция, а в дальнейшем планировалось провести мирные переговоры в Астане.

За время многолетних кровопролитий экономике и инфраструктуре страны нанесен колоссальный ущерб. Конфликт характеризуется ожесточенными боевыми действиями, беспорядочными обстрелами населенных пунктов, массовыми убийствами и многочисленными военными преступлениями против мирного населения. На территориях, подконтрольных исламистам, действуют законы шариата, узаконено рабство, подвергаются гонениям религиозные меньшинства, а также разрушаются объекты культурного наследия.

Инициатива переговоров

Инициативу о проведении переговоров в Астане впервые выдвинул президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в середине декабря 2016 года. Детали встречи затем были проработаны на переговорах министров иностранных дел России, Ирана и Турции Сергея Лаврова, Мохаммада Джавада Зарифа и Мевлюта Чавушоглу в конце того же месяца.

Формат переговоров стал новаторским: в них приняли участие делегации правительства и оппозиции Сирии, страны-гаранты перемирия Россия, Турция и Иран, спецпосланник генерального секретаря ООН Стаффан де Мистура, выступивший в традиционной для себя роли посредника, а также посол США в Казахстане Джордж Крол в качестве наблюдателя. Особенностью встречи было то, что в Астану прибыли, в основном, представители вооруженных группировок на территории Сирии. Военные были и в составе других делегаций, однако их часть работы была практически полностью закрыта от журналистов.

В состав делегации оппозиции вошли представители ряда крупнейших вооруженных группировок в Сирии, в том числе «Джейш аль-Ислам», насчитывающей, по данным министерства обороны РФ 64 отряда общей численностью 12 тыс человек, а также отряды, составляющие «Свободную сирийскую армию». Из значимых оппозиционных группировок не была представлена только «Ахрар аш-Шам», ранее присоединившаяся к режиму прекращения огня. Пока не ясно, поддержат ли ее представители итоги Астанинского процесса.

Начало Астанинского процесса. Первый день

Главами государств России и Турции было предложено провести переговоры в Астане. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе телефонных переговоров с Путиным и Эрдоганом поддержал данную инициативу и заявил о готовности предоставить площадку для таких переговоров. В первый день Астанинского процесса главы противоборствующих сторон Сирии сели за один стол переговоров. После всех ожидала итоговая пресс-конференция. Стоит отметить, что Казахстан в данном случае только предоставлял площадку для переговоров, при этом, не участвуя и сохраняя нейтралитет.

440 иностранных и отечественных журналистов работали в ходе Астанинского процесса. Переговоры проходили в одном из залов отеля «Rixos President Astana» и завершились до конца дня 24 января.

Представители СМИ были допущены к фото- и видеосъемке только на начало переговоров. Содержательная часть проходила в закрытом режиме. Продолжительность съемок определялась сотрудниками пресс-службы министерства иностранных дел РК по согласованию с делегациями.

Переговоры в первый день завершились поздно вечером. Советник делегации сирийской оппозиции Яхья аль-Аради назвал встречу «долгой и продуктивной». Сирийская оппозиция провела ряд встреч с представителями России и Турции. 

Как сообщил Аради, на открытии присутствовали представители принимающей стороны - Республики Казахстан, а также делегации России, Турции, Ирана, оппозиции Сирии и «делегация режима».

«Это была долгая встреча, и она была продуктивной.

Во-первых, говорили об определенных вещах, пытаясь достигнуть реального соглашения о прекращении огня по всей Сирии. Заинтересованные стороны попросили высказать свои взгляды или способы, с помощью которых, по их мнению, эти задачи могли бы быть достигнуты.

Во-вторых, говорили о народе, о проявлении доброжелательности, например, об освобождении заложников. Также разговор шел о политической стороне. Предполагалось, что данная встреча может использоваться для достижения реального решения в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН и Женевским коммюнике. Проведено также специальное совещание с политическим посланником президента Путина. На совещании подробно обсудили политические вопросы, с основной концентрацией на достижении перемирия в Сирии», - сообщил Яхья аль-Аради.

По его словам, теперь обе стороны должны работать над механизмами, стандартами, критериями достижения перемирия, которые являются главной целью соглашения, подписанного 30-го декабря 2016 года.

Что такое механизм мониторинга перемирия?

Основной целью переговоров, как не раз заявляли участники, было создание механизма мониторинга за соблюдением режима прекращения огня и разрешения конфликтных ситуаций, который планируется запустить уже в начале февраля.

Разработать этот механизм по контролю за перемирием должна трехсторонняя совместная оперативная группа в составе представителей России, Ирана и Турции. Конкретные детали, как будет выглядеть деятельность этого инструмента, остаются неизвестны. Но сам факт его создания на переговорах с участием делегаций правительства и оппозиции уже можно оценивать как прорыв.

Подобных механизмов в рамках урегулирования сирийского конфликта прежде не существовало - нечто близкое было реализовано лишь в рамках рабочей группы, созданной Международной группой поддержки Сирии (МГПС) в Женеве с участием ее сопредседателей России и США около года назад. Однако сама эта группа полноценным механизмом контроля за перемирием не являлась, а ее деятельность оказалась фактически блокированной из-за напряженных отношений России и США.

Итоговое коммюнике встречи в Астане, фиксирующее договоренность о создании механизма мониторинга, формально приняли лишь страны-гаранты перемирия, которые будут участвовать в работе механизма - Россия, Иран и Турция.

Совместное коммюнике

Помимо фиксации договоренностей трех стран по механизму мониторинга перемирия, итоговое коммюнике встречи в Астане содержало базовые принципы политического урегулирования в Сирии. В их числе - приверженность сохранению суверенитета, территориальной целостности и независимости Сирии. Принявшие коммюнике страны желают видеть будущую Сирию демократическим многонациональным и многоконфессиональным государством.

Подчеркивается приверженность борьбе с терроризмом, в том числе с запрещенными в РФ группировками ИГ и «Джебхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещена в РФ) и возможность урегулирования конфликта исключительно в результате политического процесса, но не военным путем.

Второй день

На второй день переговоров Россия, Иран и Турция выступили с заявлением продолжать борьбу против ДАИШ и Аль-Нусра, запрещенных в Казахстане, и отделить их от другой части вооруженной оппозиции.

Согласно совместному заявлению Ирана, России и Турции по международной встрече по Сирии в Астане 23-24 января 2017 года решено продолжать борьбу против ДАИШ и Аль-Нусра, запрещенных в Казахстане, и отделить их от другой части вооруженной оппозиции. Заявление вышеназванных стран зачитал министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов.

«Мы подтверждаем свою определенность продолжать борьбу против ИГИЛ, ДАИШ, запрещенных в Казахстане, а также Аль-Нусра, и отделить их от другой части вооруженной оппозиции. Мы выражаем убеждение, что существует срочная необходимость начать переговорный процесс согласно резолюции Совета безопасности ООН 2254.

Мы подчеркиваем, что международная встреча по Сирии в Астане является эффективной платформой для прямого диалога между правительством и оппозицией, как того требует резолюция 2254 Совбеза ООН. Мы поддерживаем желание вооруженных оппозиционных групп принять участие в следующем раунде переговоров, который будет проведен между правительством и оппозицией под юрисдикцией ООН в Женеве 8 февраля 2017 года.

Мы призываем всех членов международного сообщества поддержать политический процесс с реализацией всех мероприятий, которые были согласованы резолюцией 2254 Совбеза ООН. Мы приняли решение активно сотрудничать на Астанинской платформе при пособничестве ООН с тем, чтобы обеспечить сирийский политический процесс и, чтобы внести вклад в глобальные процессы и реализацию резолюции 2254.

Мы выражаем благодарность Президенту РК, его превосходительству Нурсултану Назарбаеву и в целом Казахстану, за то, что принимал на своей территории международную встречу по Сирии в Астане», - озвучил заявление трех стран министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов.

Также было сказано, что делегации исламской республики Иран, Российской Федерации, республики Турция согласно совместным заявлением министров иностранных дел в Москве 20 декабря 2016 года и заявлению Совбеза ООН и его резолюции 2356 поддерживают начало разговора между правительством Сирийской арабской республики и вооруженной оппозиции в Астане 23 и 24 января. Согласно заявлению России, Ирана и Турции решено также создать трехсторонний механизм, который должен следить за полным соответствием режиму прекращения огня, отсутствию провокаций и других всенадлежащих вопросов.

«Мы ценим участие Казахстана и участие в данных переговорах специального посланника ООН по Сирии и подтверждаем, что привержены идее суверенности и целостности Сирийской арабской республики как мультиэтнической многоконфессиональной несторианской страны, существование которой гарантируется Совбезом ООН.

Мы убеждены, что военного решения данного вопроса нет, и он может быть решен только политическим процессом на основании реализации резолюции 2354 Совбеза ООН, по всей полноте предусматривающей конкретные шаги и ответственности сторон консолидации режима прекращения огня, а также преступления ко всем организационным вопросам.

Как было поддержано резолюцией 2336 Совбезом ООН о вкладе в минимизацию и сокращение насилия, построения доверия и обеспечения сдерживаемого гуманитарного доступа согласно резолюции Совбеза ООН 2165 от 2014 года, а также о защите движения гражданских лиц в Сирии, было решено создать трехсторонний механизм, который должен следить за полным соответствием режиму прекращения огня, отсутствием провокаций и всенадлежащих вопросов», - добавил Кайрат Абдрахманов.

Министр иностранных дел РК Кайрат Абдрахманов подчеркнул, что Казахстаном были приложены все усилия для обеспечения самой дружелюбной атмосферы во время встреч в Астане.

«23-24 января в столице Казахстана Астане принималась международная встреча по урегулированию ситуации в Сирии. Вы все знаете, что встреча была по инициативе президента Российской Федерации и Республики Турция с тем, чтобы сделать Астану местом для переговоров по сирийскому вопросу между правительством Сирийской арабской республики и вооруженной оппозицией. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев полностью поддержал эту инициативу и объявил готовность обеспечить платформу в столице Казахстана для реализации этого процесса.

Мы сделали все лучшее, чтобы обеспечить самую дружелюбную атмосферу для встречи в Астане, для участников, СМИ, как международной, так и местной и хотел выразить тот факт, что Казахстан признает лидирующую роль ООН в урегулировании ситуации в Сирии.

Мы высоко ценим последовательные усилия спецпосланника Генерального секретаря ООН господина де Мистуры и считаем, что Женевская платформа является единственной возможной платформой межсирийских переговоров, которая принесет успех в развитие Астанинского процесса», - сказал Кайрат Абдрахманов.

Разногласия остаются

Несмотря на успехи в Астане, до разрешения всех противоречий между сторонами сирийского конфликта еще далеко. Одним из спорных моментов на переговорах в Астане стала ситуация в районе Вади-Барада, а именно местечка Айн-Фиджа, где расположено водохранилище, из которого вода поступает в Дамаск. На протяжении нескольких десятков дней этот район находится под контролем вооруженных боевиков.

Правительство Сирии заявляет, что там находятся боевики «Джебхат Фатх аш-Шам». Делегация оппозиции в свою очередь утверждает, что там действуют ее отряды.

«Главной задачи встречи было достижение устойчивого перемирия, - заявил в ходе пресс-подхода по итогам переговоров в столице Казахстана представитель оппозиции Усама Абу Зейд. - А для этого необходимо добиться прекращения боевых действий в Вади-Бараде».

Правительство, однако, останавливать наступление в Вади-Бараде не собирается.

«Вади-Барада - это не тема, которая обсуждается на переговорах о перемирии, там действует «Джебхат ан-Нусра», - заявил на отдельной пресс-конференции глава правительственной делегации Башар Джаафари.

В преддверии Женевы

Работа по урегулированию конфликта в Сирии продолжится теперь в Женеве, где в феврале де Мистура намерен созвать очередной раунд переговоров. Их начало было намечено на 8 февраля, однако в последнее время спецпосланник предпочитает дату не уточнять.

Участники переговоров в Астане, конечно, не могли оставить без внимания запланированную в Женеве встречу. При этом практически все - делегации правительства и оппозиции, представители России и организатора встречи Казахстана - подчеркивали, что Астана с Женевой соперничать не намерена, но переговоры в столице Казахстана могли бы способствовать контактам под эгидой ООН.

Как подчеркивал де Мистура, прекращение огня в Сирии позволило бы сторонам конфликта в дискуссиях сосредоточиться не на непосредственных задачах спасения мирного населения, а на будущем страны.

Однако до начала переговоров в Женеве предстоит решить два важных вопроса. Первый из них регулярно поднимался на встрече в Астане - готовы ли правительство и оппозиция Сирии вести прямые контакты.

Попытка сломать лед в решении этой задачи была сделана на открытии астанинских переговоров - главы делегаций сторон Башар Джаафари и Мухаммед Аллюш оказались за одним столом. Однако после установочных заявлений контакты шли через посредников - Россию, Турцию и де Мистуру. Обе стороны не раз выражали принципиальную готовность к прямым контактам в случае необходимости, однако пока перейти к ним не удалось.

Другой вопрос, в каком виде выступит оппозиция на переговорах.

Прежде в Женеве противники Дамаска присутствовали в составе нескольких различных групп. Именно отсутствием единой делегации оппозиции представители правительства объясняли отказ от прямых переговоров, ведь с кем именно говорить - было не ясно.

Hype news

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх