• Алматы, +15 ℃
  • Нур-Султан, +9 ℃
  • Шымкент, +15 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   2019
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
Бренд made in Kazakhstan: реальность и перспективы 9 Февраля, 2017, 18:35
4181

Бренд made in Kazakhstan: реальность и перспективы

Качественное реформирование сельского хозяйства, государственная поддержка со стороны государства позволят Казахстану стать реальным игроком среди крупнейших мировых производителей аграрной экспортной продукции, считают эксперты.

Для Казахстана, 80% территории которого занимают сельхозугодия, а в аулах и селах проживает около 50% всего населения, сельское хозяйство значит больше, чем просто одна из отраслей экономики. Именно поэтому власти республики традиционно уделяют развитию агропромышленного комплекса страны большое внимание, понимая, что сельское хозяйство может быть фундаментальной опорой будущего экономики Казахстана.

И нет ничего удивительного в том, что в своем недавнем послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» президент Нурсултан Назарбаев в числе главных приоритетов назвал развитие аграрного сектора, который должен стать новым драйвером экономики.

Каковы перспективы агропромышленного комплекса Казахстана? Сможет ли республика в обозримом будущем стать одним из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции? И насколько реальны планы бренда made in Kazakhstan стать эталоном экологической сельхозпродукции, о которых говорил Глава государства?

По мнению президента в Евразийской ассоциации франчайзинга (ЕАФ), члена общественного совета города Алматы Бекнура Кисикова, экологическая сельскохозяйственная продукция под брендом made in Kazakhstan может занять свою нишу на мировом рынке аграрной продукции.

«Казахстан во всем мире знают, как зерновую страну. И именно продукция зерновой отрасли, на мой взгляд, наиболее конкурентоспособна, особенно, если мы ведем речь о бренде made in Kazakhstan и экопродуктах. Наше зерно известно по всему миру. Но в настоящее время мировой рынок зерна контролируют пять экспортеров: США, Канада, Австралия, Аргентина, страны Европейского союза. А ведущее положение на рынке зерна при этом отводится США. Но эти страны известны не только чистым экспортом, но и производством продукции из зерновых. И я уверен, что мы могли бы занять здесь свою нишу. Сейчас же по пшенице Казахстан занимает по пшенице 1,8% мирового рынка», - говорит Бекнур Кисиков.

Анализируя состояние мирового рынка органических продуктов, продолжил эксперт, можно отметить устойчивую тенденцию его роста. В настоящее время рынок органических продуктов оценивается примерно в 85 млрд долларов США. При этом, согласно данным открытых источников, около 90% всего объема международных продаж приходится на Европу и Северную Америку. Крупнейшие рынки -  США (43% от мировой торговли), ЕС (40%) и КНР.

Между тем, как прогнозирует IFOAM (Международной федерации движения за органическое сельское хозяйство), мировой рынок органической продукции к 2020 году достигнет 200–250 млрд долларов США. Сейчас в мире под органическое земледелие используются 43,1 млн га (0,98% всех посевных площадей. И, по мнению ряда аналитиков, мировое производство экологически чистой продукции в перспективе может столкнуться с рядом проблем, одной из которых на сегодняшний день выступают физический дефицит сельскохозяйственных земель. Для обеспечения возможности удовлетворения растущих потребностей населения в продовольствии в будущем европейские страны предпринимают ряд мер, одной из которых является налаживание связей в данной сфере с другими странами. Так, под патронажем организаций из ЕС и США Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Монголия и Кыргызстан подписали соглашение о сотрудничестве по развитию органического сельского хозяйства.

Тем временем, считает Б.Кисиков, развитие органического сельского хозяйства возможно лишь при условии поддержки со стороны государства.

«К примеру, за рубежом помимо экологических стандартов действуют программы финансирования разработок концепций сбыта экопродукции. В Германии существует премия за профилактику здорового образа жизни, также проводятся кулинарные курсы для школьников и их родителей. В Чехии проводится масштабная рекламная кампания, призывающая к употреблению экопродуктов, она финансируется Евросоюзом, а также из государственного земледельческого инвестиционного фонда Чехии. Здесь действует программа «органические школы», рассчитанная на проведение образовательных курсов для учеников и учителей. Подобное обучение проводит и британская компания Food for Life, которая организует кулинарные курсы, экскурсии на экофермы, помогает в расширении сети школьных огородов, на которых выращиваются экоовощи. В Италии экопродукты используются в приготовлении школьных обедов», - рассказывает президент в Евразийской ассоциации франчайзинга (ЕАФ) Бекнур Кисиков.

Финансовая поддержка производства экологической сельскохозяйственной продукции необходима в виду его капитало- и трудоемкости. Практически ни в одной стране мира фермеры не обходятся без поддержки со стороны государства. Так, власти стран еврозоны стимулируют фермеров к производству экопродуктов, выплачивая им до 900 евро на гектар в зависимости от вида выращиваемой продукции. А традиционное земледелие субсидируется в Евросоюзе по 300–400 евро за гектар.

В большинстве европейских стран, США, Японии при поддержке государства применяются законодательно регламентированные системы экологической сертификации (EU Regulation, Codex Alimentarius Guidelines for Organicallyproduced food, IBS). Выданные сертификаты позволяют присваивать продуктам статус органических, а экознаки подтверждают задекларированные экологические свойства продукции.

Сельхозпродукция из Казахстана уже сейчас имеет хорошее стартовое преимущество перед конкурентами. «Наши продукты не сильно подвержены влиянию генной инженерии, и уже на этом этапе мы могли бы получить хорошую возможность по созданию экологических брендов. Субсидии требуются теплицам по производству овощей. Например, те же помидоры и огурцы – каждый год с этим проблема. Также так называемый «луковый кластер» нестабилен по своей сути. И, конечно же, рисовая промышленность и рыбная. Все они требуют субсидирования», - считает Кисиков.

Создание бренда made in Kazakhstan вполне своевременно, актуально и осуществимо, считает известный общественный деятель, кандидат технических наук Айгуль Соловьева.

«Открытая цифровая бизнес-платформа палатой «Атамекен» уже презентована, сформированы комитеты по развитию агропромышленного комплекса, в рамках Послания Главы государства будет продолжена работа по снижению административных барьеров. Земельный потенциал у нас огромен и он требует повышения орошаемых земель и системы ее эффективного использования, что повысит шанс аграрному сектору стать драйвером экономики», - считает Айгуль Соловьева.

По ее мнению, экологическое сельхозпроизводство на пространстве ЕАЭС, ШОС, сопряженное с Экономическим поясом «Шелкового пути» только усилит возможности для продвижения экологической сельхозпродукции из Казахстана. Цена такой продукции значительно выше, но, тем не менее, широко востребована в развитых странах.

Законодательная база для развития экологической сельхозпродукции в Казахстане, в принципе, заложена и исходит из инициатив Президента Нурсултана Назарбаева по зеленой экономике и проведения специализированной международной выставки «ЭКСПО-2017».

Во-первых, принят закон об органическом сельхозпроизводстве, изменены и усовершенствованы принципы субсидирования: если раньше субсидии выделялись на площади, то в настоящее время они нацелены на конечный продукт. В стране действуют и успешно работают общественные организации (к примеру, Коалиция за зеленую экономику), которые активно продвигают экологические технологии и разъясняют их, вовлекая в этот процесс молодежь от школьного возраста и студентов.

«Исходя из этого, основной отраслью в агрокомплексе Казахстана может стать выращенная экологическая сельхозпродукция, которая должна быть конкурентоспособной и обладающей огромными возможностями для успешного экспорта», - уверена А.Соловьева.

Между тем для переориентации агропромышленного комплекса, безусловно, потребуется время. «Если Правительство в рамках конституционной реформы и предполагаемой передачи ему полномочий сможет грамотно и профессионально проявить самостоятельность и распорядиться ими, в течение двух-трех лет Казахстан сможет стать если не лидером, то хотя бы начать агрессивное продвижение своей продукции на экспортные рынки. Еще одно обязательное условие – повышение производительности труда, на котором Президент страны в своем послании сделал значительный акцент», - напомнил эксперт.

В то же время, по мнению Б.Кисикова, Казахстану для переориентации на производство экопродуктов в промышленных масштабах может потребоваться всего несколько лет.

«Мир сегодня «увеличил скорость». При умелом походе к делу и четкому следованию плана можно добиться этого буквально за несколько лет. Во всяком случае, сделать тренд и занять нишу. На это могут потребоваться десятилетия, но с учетом технологий можно создать бренды и за одну пятилетку», - считает Кисиков.

На первоначальном этапе, по словам эксперта, Казахстану не нужно стремиться непременно занять лидирующие позиции в области экспорта экологической сельхозпродукции, - важно занять нишу на рынке.

«У нас все условия стать лидерами. Но за гигантскими целями мы можем упустить рациональность. Поэтому желательно идти последовательно.  Если мы следующие 10 лет проведем в развитии так называемого экосектора, то вполне возможно говорить, что в следующее десятилетие мы можем войти в лидеры. Может быть, и того раньше. Опыт того же Израиля говорит о том, что иногда целей можно добиться быстро. Но тогда работать нужно именно предметно, а не декларативно», - подчеркнул он.

Член Комитета информационно-коммуникационных технологий и зеленой экономики при Президиуме НПП РК «Атамекен» Мурат Абенов считает, что Казахстану для продвижения своей сельхозпродукции следует перенимать международный опыт.

«В качестве примера можно привести Турцию, которая полностью брендировала свою продукцию для выхода на внешние рынки. Это сразу принесло увеличение спроса и увеличение цены – то есть бренд начал работать на всю продукцию. Но для того, чтобы получить этот бренд, компании должны были удерживать качество, ассортимент, цены и т.д. У нас тоже можно брендировать казахстанское мясо, муку, продукцию из них, молочные изделия. Мы должны идти именно по пути создания зонтичных брендов», - говорит М.Абенов.

По словам Абенова, многие казахстанцы недооценивают возможности агропромышленного комплекса республики.

«Нам только кажется, что Казахстан не сможет экспортировать в больших масштабах свою экопродукцию. Как только появится спрос, как только иностранные компании начнут покупать, придут инвестиции и увеличатся масштабы производства. Потенциал Казахстана в аграрном секторе большой, однако сейчас продукция сельского хозяйства от ВВП составляет всего 4-5%. Если мы будем использовать имеющиеся возможности более эффективно, будут и инвестиции, будут объемы производства, а значит создаваться новые рабочие места», - считает эксперт.

Одним из препон для развития агросектора М.Абенов считает забюрократизированность процедур по предоставлению субсидий для производителей сельхозпродукции.

«Государство должно усилить точечную поддержку. Я думаю, в первую очередь нужно поддерживать выпуск экспортоориентированной продукции. Но до сих пор механизмы субсидирования агропромышленного комплекса оставались непрозрачными и непонятными из-за несогласованного государственных органов, а процедуры забюрократизированными. Поэтому поручение Главы государства о необходимости пересмотра принципов выделения субсидий и постепенного перехода на страхование продукции вызывает большой оптимизм аграгриев», - резюмировал М.Абенов.

В целом экспертное сообщество сходится во мнении, что Казахстан за счет производства зерна, мяса и другой сельскохозяйственной продукции, а также экологической продукции может значительно повысить свою глобальную конкурентоспособность в мире.

Hype news

ОПРОС
  1. Как Вам новый дизайн сайта?*
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Загрузка...
Наверх