Даёшь Астане угля, мелкого, но из Шубаркуля: Когда твёрдое топливо вместо голубого
Столица в октябре испытала стресс от первых холодов и нехватки угля, безветренного потепления и удушающего смога. Эти тактильные неприятности взбудоражили более глубокие и давние наблюдения, сравнения, надежды.
Каждый вечер мой коллега торопится домой. Он перестал ходить с нами в питейно-едальные заведения, он перестал отмечать свои дни рождения, потому что он – домовладелец! У него средних размеров коттедж. Метров 100-120. Он его топит. Как того требуют климатические условия нашего региона – полгода минимум. Углём. В течение недели поэтичными осенними вечерами он перебрасывал тонны угля в «углярку»… И есть еще один домовладелец. У него коттедж 200 квадратов. Его он топит… преимущественно углем. Есть еще пара фазендейеров! В компании у нас человек 30. Скорее всего, есть еще у кого-то особнячки-коттеджики – про них мне неизвестно, так как на работу я прихожу работать, а не лясы точить. И то, что известно мне про этих четырех, а это почти 14 % от общего числа сотрудников, – так это дело случая: не я спрашивала, и не мне отвечали. А если в других «околотках» еще поискать?? Того и гляди, соберется таких вот истопников тысячи в нашем миллионном городе! А еще и какие бесстыжие! Утром печку затопили, в автомобиль – прыг, на работу приехали, выхлопами городской воздух еще траванули, хоть и не такими злостными, как уверяет руководитель департамента экологии Астаны г-н Ошурбаев… Вечером опять в авто, опять выхлопы, и опять к печке – снова в ее бездонное чрево топлива наддать… Ату их, этих кочегаров! Выселить из общежития! То бишь из города!
Вообще темы СМОГА и УГЛЯ, причем одновременно, в первой половине октября задали жару. То угля было мало, то он был не такой, какой нужен потребителю, то он понадобился не вовремя: мол, погода (ранние холода) каким-то образом спутала карты… Но несмотря на недостачу антрацитового камня, смог над городом повис именно благодаря интенсивным топкам печей… Всё это до физически ощущаемой неловкости противоречиво… Впрочем, эпопея продолжается. Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК 11 октября сего года инициировал расследование на предмет ценового сговора между субъектами рынка, которые, возможно, и повлекли за собой удорожание и дефицит угля. Согласитесь, это уже другой уровень интеграции в проблему, нежели случившийся днём ранее сдержанный, но внятный нагоняй от премьер-министра Сагинтаева - акиму Карагандинской области Кашанову. Ну, слава богу, хоть не мы одни, истопники, виноваты: чуть раньше наступили холода, чуть раньше люди ринулись с тележками к угольным копям… Что ж, аким, думаете, все это время сидел и вдаль прекрасную смотрел? – Да хватало у него забот… Во-первых, и назначен-то он на должность не так давно, а именно в марте 2017 года, а во-вторых, это назначение как раз пришлось на сложный период паводков в области… Так что г-н Кошанов хлебнул водицы… Разберется и с каменным ресурсом! Человек летом, может, только и вздохнул свободно, а тут «зима катит в глаза»…
Возвращаясь от фактов к эмоциям, сдается мне - не в печках дело. Я думаю, если в те дни стоило отъехать от Астаны хотя бы км 40-60, где реально топят печки 90-100% населения – там такого смога мы бы не учуяли… Крайний раз смог накрыл город в позапрошлый понедельник… Вроде и погода была с ветерком, да и «законное» похолодание началось… А как же две существующие в столице ТЭЦ? Они совсем, как говорится, с краю? - А каждая ТЭЦ у нас молодец! То есть по словам руководителей и проверяющих органов – они никакого вреда не несут, никаких запредельных выбросов не производят… Поверить на слово? А что остается делать… Вообще интересно: когда-нибудь, ну вот случилось так, что ТЭЦ по какой-то причине превысили нормы вредных выбросов… Кто-то бы в этом признался, заявил во всеуслышание? Мол, люди, закрывайте окна-двери, надевайте маски, старайтесь меньше находиться на улице… Очень сильно сомневаюсь… Главная задача в подобных ситуациях – раздать побольше обещаний. Например, обещаний о газификации столицы. На моей памяти, об этом говорят уже лет 10-12… Ну так когда же у нас рак на трубе (газовой) свистнет, чтобы страна сократила потребление угля? - Свистит-то он давно и судя по плану трёхгодичного бюджета свистеть ему ещё непересвистеть - расходов на проект газификации столицы нет вплоть до 2020-го. В аккурат, на неделе, в тему прозвучала та самая неподъёмная цифра - почти триллион тенге! Какие ещё нужны аргументы? Нужны? Держите! Тариф на газ, по скромным прикидкам, составит 55 тенге за кубометр. Но проект остаётся. Пока проектом, на стадии поиска источников финансирования и оптимального распределения расходов между этими, пока не найденными, источниками. Так что, когда по трубе пойдет газ – рак со свистом с неё слетит! Карагандинская область всё таки не канадская провинция, где уголь на каждом втором метре добывать можно, чуть ли не в каждом дворе – бери лопату, да копай себе! Но даже там в Канаде отказаться от угольных электростанций обещают уже до 2030 года… А как же мы в своём Казахстане? А мы, а мы… пока своей твердотопливности верны…
- Подождём, люди, газу? – Подождём, так и быть!