"Я любила играть в "больницу" — интервью с Салтанат Татиевой
Когда детская мечта становится смыслом жизни.
Очень редко, детские мечты о том, кем станешь, когда вырастишь, сбываются. Просто человек устроен так, что в разном возрасте эти желанию меняются в силу различных обстоятельств. Хотя бы потому, что в какой-то момент понимаешь, что полет в космос — дорогое удовольствие, если ты не Илон Маск, а бухгалтера и юристы — это уже не столь престижно. Казахстанский доктор Салтанат Татиева из тех, кто перенес детскую мечту во взрослую жизнь, никогда об этом не пожалев.
Анатомичкой не испугаешь
Сколько она себя помнит, всегда хотела стать врачом. Поначалу, как и большинство детей, любила играть в "больницу" и "лечить" подружек, родителей и, конечно, игрушки. Затем появилось желание помочь стареньким бабушке с дедушкой, вылечив их от недугов. Взрослея, все больше укреплялась в своем желании. Но однажды возникла преграда, в виде тёти, которая стала отговаривать ее от идеи поступления в медицинский вуз. Решив напугать ее, тётя отвела Салтанат, которая на тот момент была восьмиклассницей, в анатомичку. Это то место, где студенты-медики могут лицезреть части человеческого тела, заниматься вскрытием и прочее.
"Помню, тетя, на тот момент сама студентка медицинского вуза, отговаривала меня, мол, учиться сложно. А для пущей убедительности решила показать, как говорится, товар лицом, чтобы отбить у меня всякую охоту в моих намерениях. Но я не из пугливых", — говорит Салтанат Жакеновна.
В результате получилась обратная реакция, девочка только больше утвердилась в мысли о правильности своего решения стать врачом. Впрочем, родственница сделала верный шаг: иногда человека надо поставить перед фактом, чтобы он оценил свои желания и возможности.
Дубль два
Первая попытка поступления в Карагандинский медицинский институт закончилась поражениям. Но Татиева не из тех, кто сдается. Год она проработала санитаркой операционного блока. Это была хорошая школа. Попробовала будущую профессию на зуб. На второй год стала студенткой мединститута. Да, было не просто, ведь будущие медики должны знать названия всех костей, имеющихся в человеческом организме, причем, на латинском языке. Этот язык, хоть и считается мертвым, но он язык медицины и юриспруденции. По мнению доктора Татиевой, студентам советского периода повезло: их отправляли на практику, где давали много самостоятельности. Запомнилась практика на шестом курсе. Студентов большими группами отправляли в отдаленные районы, где они трудились наравне со старшими коллегами. А вечером все собирались в общежитии и обсуждали то, что произошло днем. Советовались, делились приобретенным опытом. Так что, они приходили в медицину относительно подкованными.
"Тогда у нас было больше самостоятельности, нас, еще не опытных, вооруженных, в основном, теоретическими знаниями, бросали в самую гущу событий. Мы присутствовали на операциях, участвовали в приеме родов и многое другое. А опыт, как известно, приходит с практикой. Сегодня выпускники медвузов подобной возможности не имеют и это из разряда "минусов", — говорит доктор.
Как и большинство выпускников медвуза советского периода, Салтанат отправили по распределению в село, где она проработала 15 лет. И детей лечила, и роды принимала — все, что должен делать врач на селе ей довелось попробовать.
Партнерские роды
За ее плечами более сорока лет работы в профессии. Сегодня она трудится в городской поликлинике №11, расположенной в густонаселенном районе Нур-Султана. Все семьей доктор перебралась сюда более десяти лет назад. Среди приоритетных направлений ее места работы — охрана материнства и детства, поэтому здесь, помимо того что оказывается врачебная помощь, действуют кабинеты здорового ребенка и планирования семьи, школа матери и ребенка. Салтанат Татиева — заместитель по лечебно-профилактической работе. Если заглянуть в личное дело доктора, то можно узнать, что у нее высшая квалификационная категория по специальности "Общественное здравоохранение, социальная гигиена и организация здравоохранения". Присмотрелась она и к зарубежному опыту коллег — проходила курсы повышения квалификации по первичной медико-социальной помощи во Франкфурте-на-Майне.
"В Германии я с коллегами была семь дней, в университетской клинике имени Гёте. Хороший опыт получила. Это было в 2013 год, на тот момент в Германии уже была развита практика по созданию многопрофильных медучреждений, когда больница и поликлиника — единое целое", — говорит доктор.
К слову, школьные знания немецкого языка пригодились. Правда, когда немецкие коллеги стали сыпать медицинскими терминами, пришлось прибегнуть к помощи переводчика.
Сегодня доктор Татиева много времени уделяет будущим мамам.
"Нынешнее молодое поколение хорошо подковано в вопросах рождения детей, занимаются йогой. Это вам не те женщины, что двадцать лет назад приезжали на роды перепуганные", — говорит доктор.
Порой приходится и уговаривать женщин на прерывание беременности, если их состояние здоровья может обернуться против них самих.
Главное в ее работе, когда пациент уходит домой довольный. А признание врача — это когда есть постоянный поток пациентов. Салтанат Татиеву родственники и друзья приглашают принять участие в партнерских родах. Никогда не отказывает, ведь ты помогаешь прийти в этот мир новому человеку.
Единственная мечта, которая не сбылась — нет продолжателей ее дела.
"Думала, что хоть младшая дочь выберет мой путь. А она ответила: когда мы были маленькими, ты нас часто оставляли у бабушки с дедушкой, тебе надо было работать. Я так не хочу", — говорит доктор.
Что ж, у каждого свой путь.
Фото из личного архива Салтанат Татиевой