Всемирный день информации об аутизме отметили в Таразе по-особому
Особенный день для особенных детей сегодня прошел в Таразе.
Всемирный день информации об аутизме в Таразе провели в обычном режиме. Взрослые, как всегда, собрались на конференцию, обсуждали насущные проблемы, искали пути их решения. Но вот для детей-аутистов этот день заиграл в новых красках. Кто-то на асфальте рисовал шедевры, а некоторые выступали для взрослых на сцене. О том, как прошел этот необычайно обычный день, передает корреспондент BNews.kz.
Показать свой талант и умения более обширной публике, ребятам-аутистам, к сожалению, удается не всегда. Чаще они заняты повседневными делами: походы к врачам, коррекционные кружки и, конечно же, обучение. Но сегодня подросткам, которые по определению болезни считаются асоциальными, не любят громких звуков, объятий и прямых взглядов, танцевали на сцене перед взрослыми. Их удивительный танец добра вызвал у зрителей бурю эмоций. К слову, все присутствующие гости – педагоги и специалисты области, которые занимаются с детьми с аутизмом.
«Мы всегда стараемся поддержать детей и их родителей, всегда мероприятия, семинары, тренинги. У нас многие детки талантливы. Каждый год принимают участие в разных конкурсах, например в таких как “Жулдыз Ай” и занимают призовые места. Ключ к сердцу таких детей есть, и мы его должны найти и дать ребенку направление в ту сторону, в которой они сильны. Посмотрите на великих людей, тот же Вольфганг Моцарт, Билл Гейтс, Эйнштейн или Ньютон, ведь они прославились своими способностями в музыке, в науке. Наши дети не менее талантливы, и мы должны им дать возможность развивать способности», — рассказала заместитель начальника руководителя управления образования Жамбылской области, Жамиля Бекбатырова.
По ее словам, возможность успешного развития таким детям дает, в первую очередь, обучение и интеграция в общество. Так, из семи тысяч детей в регионе, которые находятся на инклюзивном образовании, 125 деток — аутисты. Половина из них дошкольники, а другая часть учится в школах. Причем обучение проходит по общеобразовательной системе. У ребят такие же экзамены, СОРы, СОЧи. И, как было отмечено на конференции, успех многих ничем не отличается. Но психологи и педагоги замечают: дети все равно особенные, потому что смотрят на мир по-другому.
«Я занимаюсь на дому с девочкой, она сейчас в 4 классе, веду коррекционную ритмику. Девочка необычная, открытая, всегда светится. Раньше она ходила в школу, но в силу других сопутствующих болезней, которые требуют походов в больницу чаще обычного, теперь обучается дома. Знаете, бывает такое — идешь грустная, о проблемах думаешь, приходишь к ней, а она улыбается. Все забывается. Бывает у нее нет настроения, тогда мы взрослые уже беремся за дело. Конечно, многое зависит от родителей, они помогать должны своим детям. Кружки, занятия, развитие должно быть», — отметила педагог городской школы №9 Раушан Бекбергенова.
Педагоги, которые каждый день работают с особенными детьми, утверждают: мы все разные и в этом наша красота. Этому они учат и других ребят, быть толерантными, не обращать внимание на некоторые особенности детей-аутистов. Ведь они неожиданно могут испугаться резких звуков, крикнуть или замкнуться в себе. Могут плохо разговаривать, медленно писать или быстро бегать, более активно реагировать на какие-то внешние факторы. И это, говорят педагоги, вполне приемлемо, если детское общество знает об особенностях и с помощью взрослых старается понять. И, как показывает практика, дети очень толерантны и миролюбивы, чего нельзя сказать о взрослых.
«Общество у нас касаемо аутизма недостаточно осведомлено. Многие боятся. Хотя на первом плане, все-таки, должен быть человек, а на втором уже его диагноз. Родители деток с аутизмом часто жалуются, что в общественных местах происходят конфликты. Был случай, как-то мама с ребенком ехали в автобусе. Зашла пожилая женщина, мама уступила. Но та потребовала, чтобы уступил ребенок. Напряглись все, понятно, что ему не сразу донесешь, что надо встать. А взрослой женщине не докажешь, что нельзя так. Бывает такое, что люди косо смотрят, когда видят странности в поведении. Общество реагирует негативно. Ребенок может закричать неожиданно, закрыть уши, такие дети не любят телесные контакты. Со стороны смотрится, будто это избалованные дети, которых посторонние начинают сразу воспитывать, мамам высказывать. Я думаю, должна быть у нашего общества терпимость, толерантность, доброжелательность, без проявления агрессии», — рассказала о своих наблюдениях Айгуль Медитбекова, заведующая областной психолого-медико-педагогической консультации при управлении образования Жамбылской области.
По ее словам, всемирный день информации об аутизме как раз призван для того, чтобы дать обществу как можно больше знаний об этом диагнозе. Не стоит бояться, не надо агрессии, здесь нужно понимание и принятие.
Стоит отметить, что проблема общения, обучения и восприятия аутистов все-таки в регионе не совсем остра. Во многих школах существуют инклюзивные кабинеты. При поддержке фондов в Таразе открылся ресурсный центр, где осуществляется поддержка интеграции детей с особыми потребностями. К тому же существуют реабилитационные группы, где дети могут находиться с утра и до вечера. Мамы особенных детей отмечают, что такие центры работают с детьми по-особенному и чаще ребята открываются миру с неожиданных сторон.
«Те детки, которые боялись прикосновений, не смотрели в глаза, вообще не разговаривали, они после определенной работы раскрываются, поведение меняется, они спокойнее. Многие родители не знают куда пойти, где искать помощи. Общество наше не понимает, если ребенок неадекватно повел себя, сразу начинают пальцем тыкать. Это тяжело для родителей, они должны быть сильными, потому что аутизм — это не проблема. Если грамотно подойти, то можно достичь максимальных результатов, которые мы уже сегодня видим, смотря на эту сцену», — делится опытом член родительского комитета реабилитационного центра «Мирас» Сауле Серсенбаева.
Кстати говоря, помимо конференции для педагогов и психологов, сегодня в Таразе студенты всем прохожим раздавали памятки о том, что такое аутизм, кто такие аутисты и как их воспринимать. А сами детки при школе, где открылся новый инклюзивный кабинет, рисовали на асфальте свои мысли. Зайчика, солнышко, цветы — так позитивно и радостно видят дети с аутизмом наш полный неоднозначных, порой жестоких контрастов взрослый мир. По-другому они просто не могут.
Фото автора