Иностранные ученые рассказали о вкладе Назарбаева в образование
Первый Президент создал в стране университет мирового уровня и часто посещает его кампусы и лаборатории.
Десять лет назад Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев основал университет, призванный взрастить поколение ученых для процветания родины. Это очень сложный, но стратегически важный проект, отмечали тогда зарубежные эксперты, впоследствии охотно став его частью. Корреспонденту BaigeNews.kz преподавательский состав рассказал о встречах с Елбасы и его вкладе в образование страны.
Известно, что на свое детище Первый Президент возложил большие надежды, и являясь председателем высшего попечительского совета вуза, интересуется научными достижениями молодых казахстанцев.
"Я видел его каждый раз, когда он приходил в университетский городок на выпускной, но я мог видеть его только издалека и никогда не имел возможности поговорить с ним. Я по-прежнему восхищаюсь им и его достижениями. Елбасы многого добился за свою профессиональную жизнь. Большинство из нас не могут даже мечтать о том, чего добился он", – говорит Риккардо Пелиццо, доцент Высшей школы государственной политики.
Именно Нурсултан Назарбаев, по мнению Риккардо Пелиццо, лучше, чем кто-либо другой в стране, понимает, что развивающемуся государству со средним уровнем дохода нужны, прежде всего, исследования и инновации.
Своим многолетним опытом с будущими учеными, руководителями и предпринимателями Казахстана делятся передовые специалисты со всего мира. Это дает молодым специалистам возможность учиться, не покидая Родины.
"Инициатива Елбасы соединила в себе все преимущества учебы и в Казахстане и за рубежом. Восемнадцатилетние студенты по программе "Болашак" зачастую страдали от культурного шока, чувствуя себя чужими, с мыслью, что им в конце концов нужно будет уехать. А сейчас ребята учатся в родной среде с теми, кто в будущем будет жить и работать здесь, в Казахстане", – считает Аманда Мерфи, доцент и директор по внешним программам.
Таким образом удалась еще одна попытка создать для молодежи условия для получения образования международного уровня, уверен кандидат наук по программе евразийских исследований, историк и тюрколог из США Ули Шамилоглу.
"Я несколько раз видел Нурсултана Назарбаева лично в качестве слушателя. Первый и единственный раз, когда я встретился с ним, во время церемонии открытия университета в июне 2010 года. Я был третьим человеком, который произнес короткую речь. Я восхищаюсь его усилиями по созданию международного исследовательского университета мирового уровня в Казахстане. Не думаю, что на постсоветском пространстве есть другая подобная инициатива", – поделился мнением Ули Шамилоглу.
Ученый сравнил вклад в образование Елбасы с великими деятелями современной тюркской истории, такими как Исмаил Гаспринский, который продвигал современное образование среди тюрок-мусульман Российской империи посредством создания джадидизма (нового, более светского метода обучения – прим.авт.) и Мустафа Кемаль Ататюрк, который провел образовательную реформу и реорганизовал Стамбульский Дарюльфюн в 1933 году в Стамбульский университет.
Первый Президент часто посещает кампус университета, рассказывает Гусейн Атакан Варол, директор-основатель института интеллектуальных систем и искусственного интеллекта.
"Я встречался с ним несколько раз, когда он посещал наши лаборатории робототехники. Он - человек с позитивной аурой и, что интересно, все еще инженер, хорошо разбирающийся в механических системах. Меня удивили его глубокие вопросы о нашей роботизированной технике. В свой последний визит он поручил мне основать Институт интеллектуальных систем и искусственного интеллекта. Я неустанно работал с молодежью Казахстана над созданием этого научно-исследовательского института и включением Казахстана на карту мира в области искусственного интеллекта", – рассказал Гусейн Атакан Варол.
Ученый отметил, что каждая страна, стремящаяся к развитию, должна иметь хотя бы один исследовательский университет мирового уровня.
"Я считаю, что видение Елбасы основывалось на создании развитой страны с сильными корнями и национальными ценностями, и он поставил молодежь в центр этого видения. Примерно в 2010 году благодаря программе "Болашак" в Казахстане образовалась критическая масса специалистов, прошедших обучение на Западе. Тогда и пришло время создавать в стране университет мирового уровня. Это был чрезвычайно сложный проект, но весьма успешный. В следующем десятилетии, с увеличением числа выпускников, мы увидим трансформационный эффект данного решения Первого Президента", – уверен наш собеседник.
Такие решения, конечно же, должны встречать много преград на своем пути, они не приносят быстрой отдачи, но только они способны вывести страну из постсоветского развала в ряды современных, мобильных стран, в которых хочется жить и воспитывать детей, считает ассистент-профессор кафедры языков Мария Торстенссон.
"Я несколько раз имела честь слушать выступление Нурсултана Назарбаева во время выпускной церемонии. Каждый раз я получала огромное удовольствие. Содержание его речей и их посыл всегда заставляют задуматься. Он замечательный оратор. Решение инвестировать в молодежь и в образование в объеме, в котором Казахстан решил это сделать, должно было быть беспрецедентным в современном мире. Казахстан сейчас ищет, чем гордиться: природными чудесами, проведением ЭКСПО, строительством небоскребов – но, на самом деле, искать не нужно. Казахстан должен гордиться своей молодежью", – отметила Мария Торстенссон.
Она добавила, что очень мало таких дальновидных правителей в мире, способных думать не о преходящих экономических проблемах, а о будущем своей страны, инвестировать в детей, в молодежь, в будущее.