Музыка, наушники и телефон - как пешеходы и водители мешают работать пожарным Нур-Султана
В случае возникновения пожара в столице огнеборцы должны прибыть к месту возгорания не позднее, чем через 10 минут.
На автодорогах Нур-Султана часто можно увидеть пожарные машины, которые с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом спешат на место происшествия. Чтобы пожарный автомобиль вовремя прибыл к месту пожара, необходимо, чтобы для ее беспрепятственного проезда другие транспортные средства уступали дорогу. Но в условиях напряженного городского движения это бывает достаточно сложно. Подробнее в материале корреспондента BaigeNews.kz.
Департамент по ЧС Нур-Султана совместно со столичным департаментом полиции провели акцию "Уступи дорогу спецтранспорту". Маршрут автоколонны был следующим: Сатпаева - Момышулы - Тауелсиздик - Куйши Дина - Сатпаева - Кажымукана - Жумабаева - Момышулы - Сатпаева. Группу журналистов посадили в служебные авто, чтобы они могли своими глазами увидеть, с какими проблемами сталкиваются водители пожарных машин на столичных дорогах.
Перед выездом по маршруту заместитель начальника управления государственного пожарного контроля ДЧС Нур-Султана Ажар Рустемова рассказала, что в случае возникновения пожара в столице огнеборцы должны прибыть к месту возгорания не позднее, чем через 10 минут. На счету каждая секунда. От того, насколько быстро пожарные машины прибудут к месту происшествия, зависит жизнь человека.
"Наша задача - объяснить водителям и пешеходам, что необходимо уступать дорогу пожарным машинам при выполнении служебных обязанностей. Подобные акции привлекут общественное внимание к обеспечению беспрепятственного проезда экстренных служб. Пешеходам и водителям разъяснят принципы взаимного уважения и добропорядочности на дороге. Потому что специальная пожарная машина должна добраться до места происшествия не менее чем за 10 минут. Однако из-за большой концентрации населения и пробок на автодорогах добраться за короткое время иногда бывает сложно. Некоторые водители не пускают спецтранспорт и не понимают, что при тушении пожара важна каждая секунда. Но согласно Кодексу РК об административных правонарушениях за такие нарушения предусмотрена ответственность", - сказала Рустемова.
"Иногда жители, переходящие светофор или пешеходную полосу, не стараются пропустить спецтранспорт быстрее. Потому что многие слушают музыку через наушники и не слышат звуковой сигнал пожарного автомобиля, а кто-то разговаривает по телефону. Чтобы не допускать этого, у людей должно сформироваться общественное сознание", - говорит Рустемова.
При красном сигнале светофора водители пытались уступить дорогу пожарной машине, но безрезультатно. Либо водители боялись пересечь стоп-линию, либо две машины не могли поместиться на одну полосу автодороги.
"Машины вроде пытаются уступить нам дорогу, но не все. Они ждут пока загорится зеленый сигнал светофора или опасаются пересекать стоп-линию. Иногда они вовсе не могут поместиться на одну линию дороги из-за большего потока машин и их габаритов", - поделилась она.
По ее словам, управлять пожарной машины - большая ответственность. Водители пожарных авто проходят специальное военное обучение.
"Водители пожарных машин проходят обучение управлению спецтехники и транспорта. Каждый выезд для них это новая попытка показать свое мастерство, которое они нарабатывают годами. Они всегда наготове. Потому что понимают, что от них напрямую зависит жизнь человека. Кроме того, они выполняют другие функции - подают воду спасателям во время тушения", - поделилась спикер.
Командир отделения четвертой специализированной пожарной части Нур-Султана Жаслан Жакенов спас многих людей от пожара. Он не понаслышке знает, насколько важна каждая секунда. По его словам, спецтранспорт чаще всего не пропускают на перекрестках дорог.
"Много проблем происходит на перекрестках, когда водители едут на зеленый сигнал, а мы на красный, потому что нам нужно быстрее добраться на место происшествия. Бывают такие моменты, когда водители нас не замечают. Они могут громко слушать музыку. На пешеходной полосе встречаются случаи, когда люди, не оглядываясь по сторонам, идут в наушниках. Конечно, в такие моменты нас не слышат", - сказал он.
Также одна из проблем - это загромождение проезжего пути транспортом, оборудованием, блоками. В таких случаях спецтехника не может подъехать к месту вызова и приступить к тушению пожара.
"Иногда бывают моменты, когда вообще не удается попасть во двор. Не бывает мест, чтобы вынести специальную лестницу. Были случаи, когда мы сами толкали машины и открывали дорогу спецтранспорту. Если нет такой возможности, то прочесываем и растягиваем магистральную сеть до 80-100 метров. Вы представляете сколько времени это занимает, когда можно было уже потушить пожар и спасти человека?" - пояснил Жакенов.
Он отметил, что любые помехи влияют на скорость тушения пожара и спасение жизни людей.
"Бывают случаи, когда человек спускается с пятого этажа, где был пожар, на первый этаж. В это время он может сделать два-три вдоха, которых достаточно, чтобы угореть. Мы видели, как люди лежали на каждом этаже без признаков жизни. Поэтому мы дорожим каждой секундой и хотели бы, чтобы водители учитывали это. Ведь в такой ситуации может оказаться каждый или ваш близкий человек", - пояснил командир.Инспектор полка патрульной полиции Нур-Султана Айбек Курамысов рассказал, какое административное наказание грозит водителям, препятствующим движению спецтехники.
"При приближений транспортных средств с проблесковыми маячками синего-красного цвета, а также с сопровождением звуковых сигналов водители транспортных средств должны уступать дорогу. В случае нарушения правил дорожного движения в отношении водителя будут составлять административный протокол по статье 598 части 1 Кодекса РК об административных правонарушениях "Непредоставление преимущества в движении транспортному средству оперативных и специальных служб с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами". Нарушителю полагается штраф в размере семи МРП", - сказал Курамысов.
Отметим, с начала 2021 года столичной службой пожаротушения осуществлено 3303 выезда по тревоге. Из них на пожары - 469 выездов, на аварийно-спасательные работы - 938. Пожарным удалось спасти 54 человека, погибло - семь. На аварийно-спасательных работах спасено 233 человека. В основном пожары возникают в частном секторе и многоквартирных жилых домах.