В Нацбанке оценили текущее состояние банковского сектора страны
По состоянию на 1 мая 2017 года ссудный портфель (основной долг) банковского сектора составил 15 287,6 млрд. тенге. Займы с просроченной задолженностью составили 17,7% или 2 700,5 млрд. тенге от ссудного портфеля, при этом займы с просрочкой свыше 90 дней (NPL) составили 8% или 1 222,3 млрд. тенге, передает BNews.kz.
Для сравнения – на 1 мая 2014 года максимальная доля NPL составляла 33,7% ссудного портфеля. Об этом в ходе брифинга для СМИ в г. Алматы сообщил заместитель председателя НБРК Олег Смоляков, представляя программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора, разработанную Национальным банком РК.
Как говорится в программе, на рост кредитного риска в банковской системе оказывают влияние: низкое качество залогового обеспечения банков в виде имущества и денег, поступающих в будущем; договоров страхования аффилированных компаний; гарантий физических лиц и небольших предприятий. В отдельных банках доля займов с нетвердыми залогами превышает 80% их ссудного портфеля. О. Смоляков рассказал, что отдельными банками широко практикуется предоставление льготных займов лицам, с точки зрения закона прямо не имеющим признаков связанности, но косвенно связанным с акционерами или должностными лицами банка. Возврат подобных займов находится под риском. Замораживание и откладывание решения вышеназванных проблем на более поздние сроки, как это наблюдалось в предыдущие годы, приводит к значительному нарастанию системных рисков в банковском секторе.
«Распространение этих практик стало возможным из-за множества институциональных недостатков, связанных с упущениями в работе, как менеджмента банков, так и аудиторов, и оценщиков за качество предоставляемой отчетности. Для повышения достоверности банковской отчетности потребуется регуляторная работа по всем этим направлениям», – сказал О. Смоляков.
А именно – усиление регуляторно-надзорного мандата Национального банка посредством закрепления на законодательном уровне требования по оперативному контролю и применению риск-ориентированного надзора. В частности, необходимо предоставить регулятору соответствующие инструменты для принятия решений в отношении проблемных банков, включая право на мотивированное суждение о качестве его активов и требуемых провизий. А также право на применение методов реструктуризации проблемных банков по своему усмотрению.
«Только в этом случае можно рассчитывать на быстрое урегулирование несостоятельных банков с минимумом потерь для государства», – резюмировал замглавы Нацбанка.