В Казахстане предложили приостановить техосмотр легковых авто
В Агентстве РК по противодействию коррупции отметили, что техосмотр превратился в фикцию, которая не имеет под собой никаких оснований.
В Казахстане предлагают приостановить техосмотр легковых авто, поскольку в последние годы он превратился в формальность. Об этом на брифинге сообщил руководитель департамента антикоррупционной политики Агентства РК по противодействию коррупции Данияр Сабирбаев, передаёт корреспондент Bnews.kz.
"Нужно признать, что техосмотр в сегодняшнем виде не исполняет те функции, которые на него были возложены. Мы считаем, что до тех пор, пока мы не выработаем общую концепцию, когда прохождение техосмотра было бы честным, открытым и исполняло бы те функции, на которые на него возложены, необходимо решить вопрос уполномоченным органам - нужен ли техосмотр в нынешнем виде? Нужно общественное обсуждение. Ведь сегодня практически техосмотр превратился в дополнительную ренту, нагрузку для автолюбителей и коррупционную нагрузку. Свои функции он не исполняет. Фактически, сегодня техосмотр превратился в фикцию, в формальность, которая не имеет под собой никаких оснований", - сказал Данияр Сабирбаев.
В качестве альтернативных методов технической исправности машин в ведомстве предложили использовать опыт Китая, Грузии и Германии.
В свою очередь, руководитель республиканского проектного офиса "Адалдық алаңы" Мирас Каргабай сообщил, что в период с 2018 года по настоящее время в отношении операторов техосмотра составлено 193 адмматериалов на сумму 3 749 000 тенге. В качестве примера, спикер рассказал о случае в Алматинской области, где методом тайного покупателя был установлен факт прохождения техосмотра по ватсап без самой технической проверки."Альтернативных моделей очень много. У нас есть опыт Германии, Китая, Грузии. Почему бы их не взять за основу? Мы предлагаем начать по этому вопросу гражданские общественные слушания. Мы должны в диалоге с общественностью решить, какую модель мы выберем. Я придерживаюсь грузинской. Они отменили техосмотр, и сегодня они внедряют техосмотры на принципах ЕС. Но они сделали очень просто. В тот момент, пока там не было принято решение, как бы сделать техосмотр таким образом, чтобы он не превратился в то, что у нас сейчас имеется, они приостановили прохождение техосмотра. Мы сейчас этот вопрос ставим на обсуждение. Я думаю, что гражданское общество этот вопрос должно поддержать", - добавил Данияр Сабирбаев.
"Проектными офисами был проведен мониторинг сферы техосмотра транспортных средств. В результате чего совместно с инспекцией транспортного контроля по Алматинской области был выявлен и установлен факт прохождения техосмотра по ватсап без самой технической проверки. Данный факт был установлен в городе Талдыкорган. Тайный покупатель без заезда авто смог за 6 тысяч тенге приобрести техническую карту, внесенную в единую информационную систему обязательного технического осмотра. Вместе с этим фактором данный автотранспорт, прошедший технический осмотр, был снят с учета еще в 2016 году. Однако, для данной организации это не явилось проблемой, - они смогли внести с легкостью внести транспорт в базу данных и предоставить техкарту", - проинформировал Мирас Каргабай
Он также отметил, что это не единичный подобный факт. Так, в Акмолинской области также был проведен мониторинг бесплатных объявлений на предмет наличия объявлений о незаконном изготовлении талонов и прохождении технического осмотра автотранспортного средства, зарегистрированного за пределами Казахстана. В ходе мониторинга сайта было выявлено, что имеются объявления по техосмотру в РФ, в Армении, России, Киргизии. Всего на сайте было размещено 32 объявления подобного характера.
"Услуга по выдачи талона с внесением данных стоила 5 тысяч тенге, для неофициального талона без внесения данных в информационную систему - 4 тысячи тенге. Для получения услуги достаточно было лишь отправить фото и документы на автотранспорт с использованием ватсап. Для получения готового талона о прохождении оплаты за услугу необходимо было встретиться по предварительной договоренности. Подобный вид прохождения техосмотра противоречит законодательству Казахстана, вызывает угрозу безопасности дорожного движения, а также вовлечения граждан в коррупционные правонарушения, понижая уровень добропорядочности граждан", - заключил Мирас Каргабай.
Отметим, что, по данным спикера, за период с 2018 года по сегодняшний день проверено 152 оператора технического осмотра, выявлено 724 нарушений правил организации и проведения обязательного технического осмотра транспортных средств. В отношении операторов техосмотра составлено 193 адмматериалов на сумму 3 749 000 тенге, из реестра исключено 88 оператора. За период с ноября 2018 по март 2019 года проведено более 150 рейдовых мероприятий. Выявлено 84 фактов подделки диагностических карт. Составлено 26 адмматериалов, возбуждено 2 уголовных дела.