Треть сотрудников покинули рынок рекламы Казахстана за год
В 2016 году казахстанский рынок рекламы резко упал. Теперь он восстанавливается. Однако текущего роста недостаточно для полного восстановления этой сферы.
За три года в Казахстане количество сотрудников в сфере рекламы и маркетинга сократилось более чем в четыре раза. Несмотря на это, рынок возвращает потери, и объем услуг в этом году вырос на 9%. В 2016 году эта сфера практически стагнировала, когда объем услуг сократился на 22%. Об этом сообщает Finprom.kz, передает BNews.kz.
За девять месяцев рекламные компании оказали услуги на общую сумму 141 млрд тенге. Так, стоимость рекламных услуг за год выросла на 14% (17,3 млрд тенге).
В физическом выражении рекламщиками услуг оказано всего на 9,3% больше, чем в 2016 году. Отметим, в прошлом году из-за резкого ухудшения состояния национальной экономики деловая активность предприятий замедлилась, что отразилось на объеме работ рекламных и маркетинговых агентств. Тогда объем оказанных услуг сократился сразу на 22,3%.
Существенно выросла стоимость услуг рекламных агентств - объем оказанных ими услуг за 9 месяцев этого года оценивается в 125,3 млрд тенге, или на 20,5 млрд тенге (+19,6%) больше оплаченной суммы за 2016 год.
Работы по исследованию конъюнктуры рынка и изучению общественного мнения в этом году принесли 13,9 млрд тенге, или на 3 млрд (+27,8%) больше года назад.
Наблюдается сокращение услуг по предоставлению рекламы в СМИ. Участники рынка оказали услуг лишь на 2,7 млрд тенге, что на 1,3 млрд тенге меньше (-31,4%).
Рынок рекламы нестабильный, оказание услуг довольно волатильно и напрямую зависит от ситуации в экономике страны. Рекламные и маркетинговые агентства пытаются удержать рентабельность своей деятельности путем оптимизации расходов.
Основные расходы хозсубъекта - траты на сотрудников, что активно оптимизируется за последние три года. В компаниях численность персонала составляет порядка 700 человек - это самый низкий показатель размера штата работников в отрасли за всю историю с 2010 года.
Пика отраслевой рынок труда достигнул в 2014 году, когда в рекламе работало около 3 000 сотрудников. Многократные девальвации и сопутствующая заморозка деловой активности в стране сократили численность работников в отрасли на 23,3% в 2015 году, затем на 54,5% в 2016 году. За последний годовой период рынок рекламы лишился еще 33,1% сотрудников.