В Шымкенте начали масштабную борьбу со стихийными свалками
В Шымкенте, как и в других городах Казахстана, проблема стихийных свалок по-прежнему остается актуальной. Огромный "вклад" в их появление вносят нерадивые бизнесмены, которым проще заплатить штраф, чем утилизировать строительные отходы по закону. Власти города пытаются найти действенные меры, чтобы решить "грязную" проблему, как это у них получается, узнавала корреспондент BaigeNews.kz.
По словам эколога, Тимура Елеусизова, стихийные свалки образуются из-за того что в стране нет нормальных мусорных полигонов и системы управления отходов на государственном уровне.
"Что касается полигонов, большая проблема в экологическом кодексе, им запрещено свозить строительный мусор на полигоны твердо-бытовых отходов. И, соответственно, строительные компании и их подрядчики выбрасывают мусор в ближайших оврагах, чем ни будь засыпая сверху. Этим они усложняют экологическую ситуацию в стране. Плюс некачественное законодательство и нет жестких регулятивных мер среди надзорных органов, по вопросам отходов. Поэтому эту проблему нужно решать в краткие сроки, иначе мы завалим строительными отходами окраины городов. К слову, зачастую, выбирают брошенные участки и управление земельных ресурсов не реагирует на вызовы по нецелевому использованию этих участков. Все потому что все эти земли, частная собственность, но собственниками засыпается земля, по обоюдному сговору. Нужно усиливать ответственность, изымать земельные участки в собственность города для благоустройства. Нужно поднимать этот вопрос на государственном уровне", - говорит эколог, Тимур Елеусизов.
По словам профессора кафедры экологии, Гани Истлеуова, проблема в переработке отходов. В настоящее время в Шымкенте бытовые отходы не перерабатываются, чаще всего они складируются и направляются в места, где их выбрасывают, а затем закапывают. А между тем, на мусоре можно зарабатывать, говорит профессор.
"Пластик сортируется и отправляется на заводы, где получают органические нитки, из них получают вторичное сырье и изготавливают куртки, подушки. Но основная оставшаяся продукция не перерабатывается. В нашем университете студенты проводят исследования, например студентка защитила тему по получению микроудобрений из батареек. Батарейки бывают щелочные, кислотные, внутри батарейки есть такие элементы как цинк, марганец, гранит. Наша студентка проводила эксперимент, получила цинк, добавила азотсодержащие, углеродсодержащие удобрения, обогатила, и получились удобрения. Они благоприятно повлияли на рост растений", - говорит профессор кафедры экологии, Гани Истлеуов.
По словам профессора, вторую жизнь можно дать макулатуре, ее также используют повторно. А в России, говорит ученый, на бытовые отходы развернулась настоящая охота. Там из них делают удобрения, вторсырье, предметы быта.
"Нужно строить фабрики, разделять отходы. Можно непищевые отходы сжигать с мощными фильтрами и получать энергию. А пищевые отходы можно сортировать и отправлять на переработку", - говорит профессор Южно-Казахстанского университета имени Мухтара Ауезова.
Бороться со стихийными свалками в министерстве экологии и природных ресурсов теперь решили по-новому. Там говорят, нередко свалки образуют водители мусоровозов, которые выбрасывают мусор не доезжая до официальных полигонов. Теперь за водителями будут следить с помощью GPS-трекеров.
"Трекеры устанавливают сразу, как машина появляется на базе. Это правило, чтобы мы могли отслеживать, где наш транспорт, куда едет, отклоняется ли от маршрута, сколько топлива сжигает. Согласно 368 статье мы интегрировали нашу базу, в качестве пилотного проекта, с базой министерства экологии, чтобы они могли следить, где машины ездят, куда возят мусор. Мы можем видеть все, где останавливаются, куда едет. Также у водителей должна быть печать с полигона, что они привезли туда мусор, и мы знаем какой объем, откуда мусор. Если машина исчезла с радаров, мы сразу выясняем, почему это произошло, отправляем бригаду", - говорит Канат Худжабергенов, руководитель отдела твердо-бытовых отходов, компании по вывозу мусора.
За выброс мусора в неположенном месте казахстанцы могут получить штраф в размере 50 МРП, это больше 170 тысяч тенге. Еще больше заплатят предприниматели - 100 МРП, больше 320 тысяч тенге.