Ужесточить наказание для семейных агрессоров предложили депутаты Мажилиса
Ужесточить наказание за семейно-бытовое насилие предложили депутаты Мажилиса Парламента РК, передает корреспондент BaigeNews.kz.
Семейных дебоширов в Казахстане будут привлекать к общественным работам и запрещать приближаться к своей семье на 30 дней. Такие нормы предусмотрены законопроектом "О противодействии семейно-бытовому насилию".
"Анализ реализации действующего закона Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия" показал, что, несмотря на многочисленные изменения и дополнения, которые вносились в него с 2009 года, перелома в преодолении бытового насилия достичь не удалось. Говоря о причинах, в первую очередь, нужно признать, что, несмотря на название "О профилактике бытового насилия", в большей степени нормы действующего закона ориентированы на деятельность по случившимся фактам и их последствиям", – сообщила депутат Ирина Унжакова на пленарном заседании Мажилиса.
Отметим, что законопроект содержит нормы о раннем вмешательстве органов полиции.
"Кроме того, предлагается расширить полномочия полицейских в вынесении защитных предписаний. В частности, 30-дневный запрет на контакты и общение с пострадавшими и детьми, на встречи с ними и их преследование может выноситься как по фактам бытового насилия, так и по результатам идентификации такой угрозы. Это особенно важно, когда жертвы бытового насилия находятся в страхе или зависимости перед агрессором и бояться обратиться за защитным предписанием", – подчеркнула депутат.
Унжакова разъяснила, необходимость ужесточения наказания за подобные конфликты.
К примеру, применение мер профилактики бытового насилия осуществляется сейчас только представителями полиции и только в отношении лиц, уже совершивших бытовое насилие. Во-вторых, по ее словам, нет единого понимания масштабов и глубины этого "социального зла", так как не урегулированы вопросы статистического учета и мониторинга фактов бытового насилия.
Ужесточение необходимо еще потому, что отсутствуют достоверные данными о том, где насилие находится на начальной фазе – когда нужна активная профилактика, а где на хронической стадии – когда его нужно жестко пресекать, отметила депутат.
В-третьих, вмешательство органов охраны правопорядка имеет низкий коэффициент полезного действия, так как построено на заявительном принципе, продолжила Унжакова. А также роль общественного участия и воздействия в действующем законе неоправданно занижена и по большей части исчерпывается правовыми и социальными услугами некоммерческих организаций, работающих с жертвами бытового насилия.
"Роль всех остальных центральных органов власти, как субъектов профилактики, ограничена формальным участием в межведомственном взаимодействии. Причем, правовой механизм осуществления и координации этого взаимодействия, в настоящее время, никак не урегулирован. Поэтому при разработке законопроекта, мы исходили из необходимости обеспечить максимальную вовлеченность и эффективность взаимодействия в преодолении бытового насилия, как органов государственного управления и общественных институтов, так и непосредственно граждан. Для этого весь процесс противодействия этому явлению в законопроекте расписан по этапам: профилактика, выявление, контроль, пресечение, наказание и реабилитация. Благодаря этому становится понятным, прозрачным и доступным участие всех субъектов профилактики, круг которых существенно расширен", –резюмировала Унжакова.
Депутаты Мажилиса одобрили законопроект в первом чтении.