"Урджарскую принцессу" показали жителям Астаны
Ученые объяснили, почему уникальную находку IV-III веков до нашей эры, стали называть жрицей.
В "зале золота" недавно была открыта выставка "Урджарская жрица и возрожденные сокровища: итоги консервационных и реставрационных работ", сообщает МИА "Казинформ". Представительницу скифской культуры можно было увидеть в Национальном музее Республики Казахстан на экспозиции "Звездный гид", приуроченному к пятилетию музея и Всемирному дню экскурсовода.
Четыре года назад в Нацмузее решили провести акцию, чтобы медийные личности выступали в роли экскурсоводов для посетителей музея. Основной целью проекта является привлечение внимания посетителей к тысячелетней истории и культуре. В этом году в акции приняли участие актриса, заслуженный деятель Республики Казахстан Лейло Бекназар-Ханинга, знаменитая певица Тамара Асар, ведущий солист Государственного театра оперы и балета «Aстана Опера» Сундет Байгожин и известные телеведущие Майя Бекбаева и Динара Сатжан.
"После "Золотого человека", который был найден в кургане Иссык в 1969 году, спустя полвека, с учетом "Золотого человека" из Елеке сазы в Казахстане найдены 7 "золотых людей". "Урджарская принцесса", безусловно, является главным экспонатом данной экспозиции", - отметил и.о. директора Национального музея РК: Алмаз Нуразхан.
Сенсационная находка была открыта в 2013 году в Урджарском районе Восточно-Казахстанской области археологической экспедицией под руководством археолога Тимура Смагулова.
"Курган исследовала экспедиция, в которую входили археологи из Павлодара и Семея под эгидой Института археологии имени Алькея Маргулана, - рассказал Тимур Смагулов. - Были хорошие условия для сохранения этого захоронения - плотно закрытый каменный ящик. Когда начали проводить вскрытие саркофага, увидели: грунт с поверхности не попал внутрь. Это большая редкость для древних курганов. Когда продолжили раскопки, подумали, что это захоронение молодого человека. Но позднее оказалось, что молодой женщины. Она лежала на ложе из трав и цветов, в руках у нее находился папоротник".
Фото: Altaynews.kz
На глубине 1,7 м от поверхности обнаружились плиты перекрытия, которые до сих пор не были никем потревожены. Под ним находились останки молодой женщины знатного происхождения. В захоронении были найдены деревянная и глиняная посуда и кости овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени. Также были обнаружены останки небольшого животного - архара. Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, напоминающий саукеле, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Благодаря профессионализму и большому научно-практическому опыту коллектива реставрационной лаборатории Крыма Алтынбекова удалось воссоздать костюм жрицы и ее головной убор. Его цвет оказался красным. В результате химического процесса цвет изменился - в захоронении были найдены фрагменты материи синего и зеленого цветов. Головной убор был украшен изображением мифической птицы Самрук, растительным узором и зооморфным орнаментом. Урджарская принцесса жила в IV-III веках до нашей эры, примерно в то же время, что и принцесса Укока, найденная на Алтае в 19993 году. Это позволила определить новая методика реставраторов.
Фото из открытых источников
"Мы обращались с анализами в Эрмитаж, они дали хорошие результаты. Было интересное мифическое изображение птицы на головном уборе. И когда мы начали собирать, получилась полноценная мифическая птица Самрук. Такие рисунки мы впервые видим", - сказал реставратор Крым Алтынбеков.
Главные результаты анализа таковы: примерный возраст женщины - 40-45 лет, головной убор сделан из красного шелка, а одежда - из шерсти. Как отмечают реставраторы, работа в полевых условиях не дает таких показателей, как в лаборатории. Поэтому была применена методика, разработанная отечественными учеными - "Кум дорба", принцип которой заключается в обеспечении безопасности артефактов. То есть саркофаг помещается в один блок, а предметы быта вместе с землей в другой.
В Международный день экскурсовода в "зале золота" с экспонатом Урджарская жрица экскурсию проводила ведущая Майя Бекбаева, родом из Урджарского района ВКО.
"Сакские захоронения ничем не уступали захоронениям в Египте, то есть по технологии сохранения останков погибшего и лошадей, захороненных вместе с ними и предметов быта. К сожалению, грабители - "черные археологи" нарушали температурный режим, поэтому многие экспонаты были частично разрушены. Символично захоронение коней вместе с вождем, предводителем, человеком знатного происхождения. Это еще раз подчеркивает значение коня для наших предков, до сих пор казахи ценят коня", - начала знакомить посетителей с экспозицией зала Майя Бекбаева.
Она объяснила, почему центральный объект выставки было решено назвать жрицей.
"В захоронении не было найдено никакого оружия, предметов, обозначающих какую-то власть. При ней была найдена посуда для толчения трав для лекарств. Все захоронение было усыпано семенами разных растений. О молодом возрасте женщины свидетельствует хорошая сохранность зубов. Ее облик воссоздан московским антропологом. Одеяние было достаточно простым, на голове - шелк. Но отдельного внимания заслуживает головной убор, сделанный из золота. В руках у нее был папоротник, она была побрита наголо, рядом лежал парик. На голове была накидка из шелка, а на ней - диадема. Обратите внимание на звериный стиль диадемы, изображение птицы Самрук. Отдельно расположены предметы, найденные в могиле. Это каменный жертвенник и посуда", - отметила Майя Бекбаева.
Кроме того, "звездный гид" рассказала о находках, прошедших консервацию и реставрацию. Это облик Сарматского воина, "Золотой человек", найденный в Шиликтинской долине в ВКО, украшения и одеяния коней, военная атрибутика. Посетители поблагодарили Майю Бекбаеву за интересную экскурсию и сфотографировались с ней.
Напомним, личные вещи личные вещи сарматской принцессы в прошлом году представили в музее Алматы.