Упростить процедуру банкротства для предприятий предлагают в Казахстане
На сегодняшний день процедуру банкротства проходят порядка 4 тысяч предприятий, из которых 400 уже на стадии реабилитации.
В Мажилисе состоялась презентация поправок в проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства", передаёт корреспондент Bnews.kz.
Вице-министр финансов РК Канат Баедилов отметил, что на сегодняшний день порядка 4 тысяч субъектов бизнеса находятся на стадии банкротства. Из них 400 предприятий уже на стадии реабилитации.
"Действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес. Также сложен процесс реабилитации тех, кто ещё может удержаться на плаву. В каждом четвёртом случае суд выносит отказ о признании банкротом. Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта. Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. Аналогичная процедура при применении реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в её применении, мотивируя тем, что должник является платежеспособным или не доказал наличие ресурсов на восстановление платежеспособности. Законопроект направлен на решение этих проблем", - пояснил Баедилов, подчёркивая, что введение поправок в действующий Закон, позволит упростить условия для применения процедур банкротства и реабилитации, а также сократить сроки проведения этих процедур для бездействующих должников.
По первому направлению Министерством предлагается, чтобы суд установил не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платежеспособность.
"Проект закона предлагает облегчить эту задачу. Суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше 3-х месяцев и факт "положительного" баланса. Это подтверждает способность компании восстановить своё финансовое положение. Аналогично по банкротству, сейчас порядок открытия банкротства таков: компания должна находится в состоянии устойчивого неплатежей на протяжении 3-4 месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство. Суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различное толкование данного понятия", - сказал Канат Баедилов.
При этом, в случае, если у компании имеется актив, в виде контрольно-кассовой машины, суд откажет предприятию в признании её банкротом, несмотря на огромные долги, по причине того, что должник не использовал все свои возможности по погашению долга за счет реализации активов.
"Такой подход вынуждает компанию продолжать ведение убыточного бизнеса. В этой связи проектом Закона предусматривается конкретизация входных критериев, позволяющих открыть процедуру банкротства. Суду необходимо установить факт «отрицательного» баланса на дату подачи заявления о признании должника банкротом, как свидетельство несостоятельности субъекта. Таким образом, проектом Закона устраняется неопределенность и упрощается вход в процедуру реабилитации и банкротства. Кроме того, индивидуальные предприниматели на сегодня не могут применить процедуру реабилитации и вынуждены идти на банкротство", - продолжил Баедилов.
По его словам, действующий Закон не содержит прямой нормы о снятии ареста со счетов имущества и вопрос решается зачастую через суд. Компания не может рассчитываться с работниками и поставщиками, а реализация плана находится под угрозой. Проектом Закона предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации. Это даст возможность компании приступить к исполнению плана реабилитации, не отвлекаясь на судебные тяжбы.
Кроме того, Министерством предлагается сократить сроки проведения процедур банкротства, а также упростить ликвидации длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства и установить субсидиарную ответственность не номинальных должностных лиц, а фактически виновных в доведении должника до банкротства.
Принятие проекта Закона не повлечёт отрицательных правовых, социально-экономических последствий и может привести к решению задачи совершенствования процедур реабилитации и банкротства, подчеркнул Канат Баедилов.