Центр педагогического мастерства проводит курсы по обновлению школьных программ в Кокшетау
Казахстанские школы переходят на обновлённое содержание образования. Своим мнением, в частности, о системе оценивания в интервью корреспонденту BaigeNews.kz поделилась директор Центра педагогического мастерства по Акмолинской области Динара Ильясова.
Динара Ильясова имеет 20-летний педагогический стаж в начальных классах и солидный опыт работы в системе Назарбаев Интеллектуальных школ.
Основная задача Центра педагогического мастерства – развитие профессиональных навыков акмолинских учителей. Основной приоритет на проведении курсов в рамках обновления содержания учебных программ, повышении профессионального уровня учителей, организации семинаров, тренингов и других форматов.
Говоря о внедрении обновлённого содержания образования, Динара Ильясова подчёркивает, что современные ученики – кардинально другое поколение "Z", и обучать их прежними методами, по меньшей мере, неразумно.
На сегодняшний день одним из спорных и острых вопросов в стране остается система оценивания.
"Предлагаю разграничивать понятия оценки и отметки. Я сейчас буду говорить об отметке. Вернусь в совескому прошлому, когда действовала пятибалльная система. Но по сути - трёхбалльная: "двойка" практически не ставилась, "единица" была нонсенсом", - отметила собеседник агентства.
Она почеркнула, что тогда отметка была удобным инструментом для манипуляции, дрессировки кнутом и пряником. Дети просили поставить высокую отметку, чтобы не лишать их родительского поощрения в виде, к примеру, велосипеда. Одним словом, отметка была удобным инструментом для учителя и родителя.
"На курсах я предлагаю учителям: как бы вы себя ощущали, если бы я каждый день выставляла вам отметки? Лишь 10% согласились, остальные выразили желание обойтись без них", - сказала Динара Ильясова.
В качестве альтернативы оценивания учащихся – обратная связь в виде комментариев или оценивания одноклассниками друг друга.
"Над этим вопросом я много думала. К примеру, на первом этапе во 2 классе, дети показали, что для них очень важна оценка учителя. Собственная, одноклассников – на втором плане. В течение года мы планомерно работали над умением самим оценивать свою работу, одноклассников, давать содержательный конкретный комментарий. И когда я повторила свой вопрос спустя год на анкетировании, какая оценка важнее, то на первое место дети поставили оценку одноклассника. Собственная оценка оказалось самой тяжёлой. И на 3 место отодвинулась моя оценка. Им было просто интересно, насколько она совпадает с собственной", - поделилась руководитель Центра педагогического мастерства.
Она подчеркнула, что сегодня важно поменять фокус на оценивание. Как ученикам, так и родителям.
"Да, это сейчас это очень больной вопрос. Да, СОРы и СОЧи не дают полную картину. МОН уже заявлялась, что система оценивания в любом случае будет пересматриваться. Важно поменять собственое убеждение к системе оценивания. Я, например, как мама никогда не ставила "потолок". Главное, готова ли дочь к поступлению в вуз. Мы больше обсуждаем моменты, что ей было интересно и полезно, какие новые навыки она получила", - пояснила Ильясова.
При этом она отметила, что формативное оценивание как один из этапов оценивания, останется.