Увеличение производства электромобилей вызовет рост цен на медь и никель - эксперт
Сейчас стоимость меди и никеля одна из самых высоких – на уровне 15 тысяч долларов за тонну.
Казахстанские специалисты не исключают рост цен на медь и никель несмотря на то, что металлы сейчас стоят очень дорого. Рынок ожидает поток спроса на сырьё в связи с развитием электромобилей. Таким мнением поделился первый вице-президент АО "БАСТ" Рустем Оспанов в ходе пресс-тура в Семей, сообщает корреспондент BNews.kz.
Акционер горнорудной компании, разрабатывающей медно-никелевое месторождение Максут в Восточно-Казахстанской области, признался, что аналитикам сложно предугадать какие цены установятся на металлы.
"Нам трудно размышлять по ценам, потому что практически никто из прогнозистов не угадывает. А если угадывает, то лишь в 50% случаях. Однако фундаментально факторы таковы, что медь и никель должны расти. По край мере находиться на том уровне, что сейчас", - заявил Оспанов.
"Поскольку на медь увеличится спрос в связи с развитием индустрии электромобилей. В среднем в электромобиле медь используется в три раза больше, чем в обычном авто. Поэтому оттуда придёт большой объём надобности", - пояснил первый вице-президент компании.
По никелю в настоящее время зафиксирована одна из самых высоких стоимостей – практически 15 тыс долларов за тонну.
"По никелю интересная ситуация, сегодня её цена на уровне 15 тыс долларов и это очень высокая стоимость. Сложно утверждать, что эта цена может удержаться долго, но мы думаем, что на уровне 12-13 тыс долларов она должна сохраниться. 15 тыс долларов сегодня она стоит потому что на рынке сырьевых товаров многие переживают из-за санкций в отношении России, в эпицентре "Норникель" - крупнейший поставщик. Мы внимательно наблюдаем за этой ситуацией", - уточнил спикер.
Генеральный директор ИК "Фридом Финанс" Тимур Турлов добавил, что крупнейшие производители меди находятся в Южной Америке. Больше всего руду добывают в Чили и Перу.
"Наша себестоимость на предприятии - ниже себестоимости на крупнейших в мире месторождениях. Если они становятся не рентабельным, то глобальный рынок сжимается. Структура добычи меди на 70% представлена огромными месторождениями, на которых находится 10-ки млн тонн металла. У нас на Максуте металла порядка 150 тыс тонн, а в Южной Америке - 30-50 млн тонн. Соответственно в год производится 300-500 тыс тонн металлов", - сказал Турлов.
По словам Рустема Оспанова, при этом у американцев месторождения бедные, содержание меди доходит от 0,2 до 0,3%. На Максуте - 0,9%.
"Они добывают её рентабельно благодаря огромным объёмам, у них большая спецтехника, которая позволяет экономно добывать. Но эти карьеры уходят всё глубже и глубже, становясь дорогими и трудно доступными. Мировое предложение меди не безгранично. Некоторые крупнейшие рудники со временем будут становиться дороже в добыче. И в среднесрочном будущем выбудут из цепочки поставки металла. Всё больше предложений в структуре появляется в небольших и средних месторождениях", - считает эксперт.
Относительно внутренних игроков рынка Оспанов отметил, что и у казахстанских компаний проекты не так богаты по содержанию, а добычу выполняют за счёт хорошей техники.
"У KAZ Minerals есть несколько проектов, они тоже не очень богаты по содержанию. Себестоимость у них низка за счёт того, что опять же они берут большими объёмами работы и рудной техникой. На данный момент у нас себестоимость – мы не можем ею похвастаться, потому что пока масштабы фабрики не большие. Поэтому мы стремимся расшириться до 1,4 млн тонн в год, что позволит существенно снизить удельную себестоимость", - резюмировал первый вице-президент АО "БАСТ".