10 необычных казахских обычаев на Наурыз и не только
Корреспондент BaigeNews.kz прочитала о деталях этого празднества, а также узнала и о других любопытных обычаях, в книге известного писателя и художника Ералы Оспанулы "Казахские народные обычаи: детство, женитьба и другие обычаи", написанной в 2009 году. В результате мы подобрали для читателей 10 необычных обычаев, некоторые их которых позабылись или же в чём-то видоизменились сегодня.
Наурыз – встреча нового года
В своей книге, которую, кстати, Ералы Оспанулы сам проиллюстрировал более чем 90 рисунками, автор расписал в деталях то, как жители казахской степи отмечали Наурыз – праздник весны и новой жизни.
Оспанулы рассказывает, что перед Наурызом люди приводили в порядок свои дома и хозяйство. Женщины ставили по две свечи, выбрасывали посуду, имеющую сколы и изношенную одежду.
После чего на Наурыз в каждом ауле в один огромный казан сливали и перемешивали приготовленное каждой семьёй традиционное блюдо наурыз коже, которое варилось из семи компонентов.
Празднуя, люди заходили друг к другу в гости, отправлялись в соседние аулы и желали всем встречным всего наилучшего в новом году.
"Парни дарили девушкам зеркала, душистое мыло, гребешки и другие подарки. Обычай этот назывался селт еткiзер – "чтобы вздрогнула". Девушки же в ответ готовили угощение ұйқыашар – "прогоняющий сон". Варили его в молозиве с добавлением остатков мяса, заготовленного ещё осенью", – пишет автор.
Затем молодёжь отправлялась веселиться – пели, катались на качелях, играли в разные игры допоздна.
День заканчивался тем, что после праздника к ручкам большого казана, чтобы тот "не осерчал", подвязывали куски белой материи и, положив в него яства уже в качестве угощения, возвращали казан непосредственно его хозяину.
Бата – благословение
Широко известный обряд бата, пишет Ералы Оспанулы, невозможно переоценить в жизни казахов. И самым распространённым бата было благословение дастархана.
Но кроме этого были и необычные бата, такие как, например, жана айга бата – "благословение молодому месяцу, когда его просили оберегать, а убывающую луну быть великодушной. Бата делали с использованием пословиц и поговорок, и часто в стихах".
"Жарысқазан" – Состязание с казаном
Казахские женщины рожали стоя, повисая на аркане или на бау – крепко и красиво вытканную ленту. Когда у беременной женщины начинались схватки, то одна из близких родственниц принималась готовить одно из быстро приготовляемых блюд.
"Для этого она брала нож и со скрежетом точила о край казана, при этом громком приговаривая: "Қара қазан бұрын пісе ме, қара қатын бұрын туа ма?" – "Что раньше случится: пища в черном котле скорее сварится или чёрная баба раньше разродится?". Кроме того, за что бы она ни бралась, она старалась делать это как можно громче. С шумом перемешивала скворчащее мясо, гремела посудой. После того, как ребёнок благополучно рождался, все должны были отведать приготовленное блюдо", – пишет Ералы Оспанулы в своей книге.
Көтендестіру – Обряд встречи двух рожениц
Часто в большой семье случалось так, что свекровь и невестка, или несколько снох рожали примерно в одно время. По обычаю им не полагалось видеть друг друга до истечения 40 дней с момента рождения своих детей. Считалось, что от этого новорождённые могут заболеть чесоткой. Поэтому роженицы встречались только спустя какое-то время.
"Для этого одна из снох приглашала обеих женщин к себе в гости и устраивала для них обряд первого свидания көтендестіру – сталкивание их ягодицами. При этом каждая из них приходила, имея при себе сверток с угощениями. Сноху, пришедшую первой, хозяйка юрты проводила на почётное место и садила лицом к стене. Вторую же, подошедшую немного позже, усаживала спиной к уже сидящей", – пишет автор.
Потом, рассказывает Ералы Оспанулы, по условному сигналу хозяйки, они брали свёртки в левую руку, пропускали под правой ногой и правой рукой одновременно передавали друг другу. Затем раскрывали подарки, чтобы отведать угощения и только после этого, обернувшись, радостно здоровались. После совершения ритуала көтендестіру, женщины, столь необычным способом вернувшие себе возможность общаться свободно, как прежде, принимались благодарить сноху и вручали ей свои подарки.
Өгізге теріс мінгізу – сажание свата на вола задом наперед
Во время женитьбы у казахов было множество обычаев. Некоторые из них могли быть даже неким испытанием для их участников. Например, это касалось сватов, которые приезжали в аул невесты.
"Внутри юрт сватов часто поджидали затаившиеся женщины, которые набрасывались на них и осыпали мукой, обмазывали лица сажей, разведённой на сметане или грязью из лужи. Вдоволь потешившись над сватами, женщины помогали гостям привести себя в порядок, после чего провожали на почётное место, а сами по нескольку человек усаживались вокруг каждого из них", – пишет Ералы Оспанулы.
Затем, дав немного угоститься едой, они начинали задавать разные вопросы с заковыркой, загадкой, просили повторить скороговорку или продолжить недопетую песню. При этом, желая сбить с толку, огорошивали всякими пустяками и когда сват терялся, выводили наружу и в наказание окатывали водой с ног до головы.
"Если сват оказывался при этом ещё и строптивым, то могли столкнуть в какой-нибудь водоём, а затем долго не давать ему выбраться на сушу. Некоторым привязывали на шею верёвку и водили по аулу. Особо не угодившим набрасывали на голову платок или, надев саукеле – головной убор невесты, связанного сажали задом наперёд на вола и выгоняли в степь. Затем, увидев, как тот трясется в седле и, проскакав какое-то расстояние, беспомощно скатывается на землю, смеялись от души", – пишет автор книги.
Тілашар – обычай празднования первых слов ребёнка
Одной из самых важных и интересных из всех стадий развития ребёнка для родителей и близких являлись дни, когда он начинал делать первые осознанные попытки говорить членораздельно.
В этот момент мало кто не хотел попытаться различить в невнятном детском лепете собственное имя или слово, с которым обращались к нему. И тогда, чтобы общий любимец научился быстрее разговаривать, казахи проводили специальный ритуал тілашар – открывание языка.
"Для проведения этого ритуала резали овцу и приглашали в гости известного своим красноречием сородича. Иногда, если была такая возможность, звали уважаемого народом бия, прославившегося своей мудростью или шешена, острого на язык человека. Тілашар проходил в торжественной обстановке. Человек, на которого возлагалась эта важная миссия, брал толстую, ободочную кишку овцы и, сложив её семь раз, оборачивал шею ребёнка, после чего начинал легонько потягивать за концы в разные стороны поочерёдно. При этом он говорил малышу краткие и знакомые ему слова, вроде "ата" – дедушка, "апа" – бабушка или "мәме" – материнский сосок. Когда ребёнок понемногу начинал повторять за ним, родители радовались этому и, получив бата – благословение, приглашали всех за дастархан", – пишет автор книги о казахских обычаях.
Более подробно о значении этого обряда Ералы Оспанулы рассказал в своем недавнем интервью корреспонденту BaigeNews.kz.
Шаш алу – первая стрижка волос
Своеобразный хохолок на головах казахских ребятишек, в прошлом часто вызывавший улыбку у путешественников, призван был служить оберегом от сглаза.
"Прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли айдар, а пучок волос, оставленный на лбу, называли кекiл. Девочкам же отращивали тулым – две пряди в области висков, которые позже вплетались в косы. По исполнению же ребёнку четырёх-пяти лет, совершали первую стрижку, которой предавали особое значение", – пишет Ералы Оспанулы.
По этому случаю устраивали специальное празднество – шаш алу. Для этого приглашали всех взрослых мужчин аула и самый старший из них первым срезал прядь волос с головы малыша. При этом аксакал произносил пожелание: "Жасын узак болсын!" – "Долгих лет жизни тебе!". После этого он передавал ребёнка другому и каждый присутствующий, проделав то же самое, одаривал виновника торжества деньгами или сладостями, рассказывает автор.
Бала тәрбиесі – воспитание детей
Для казахов не было на свете большего несчастья, чем быть бездетным. Рождение ребёнка они почитали как высшее проявление божьей милости."Считать количество детей считали дурным тоном и на вопрос, сколько их, всегда отвечали уклончиво: "три-четыре", "пять-шесть" или несколько отстранённо: "Слава богу, и девочки есть, и мальчики имеются", – пишет автор.
Оспанулы также отмечает, что, хотя казахам свойственно было излишне баловать детей, они уделяли много внимания их правильному воспитанию. Девочек с пяти-шести лет привлекали к приготовлению пищи, мытью посуды, стирке белья, обучали рукоделию, установке и разборке юрты. Мальчикам же поручали пасти ягнят и сторожить отары.
"Помимо ведения хозяйства, родителей также заботило, чтобы дети росли талантливыми. Если в аул прибывал гость, то после ужина у дома собиралась аульная детвора, которая, согласно обычаю, требовала от него продемонстрировать своё искусство: умение сыграть на домбре, спеть песню, показать фокусы или загадать загадки", –рассказывает Ералы Оспанулы.
При этом, если гость ничего не умел, то его заставляли кукарекать петухом или помычать коровой. Этот обычай служил хорошим уроком для детей и предостерегал от того, чтобы они в будущем не оказались на месте бесталанного гостя.
Сәлемдеме – весточка от замужней дочери
После свадьбы невестке предстояло вписаться в привычный, размеренный ритм жизни аула своего мужа. Конечно, жизнь у каждой из них складывалась по-своему, но все они, при первой же возможности, стремились передать какую-нибудь вещицу в качестве весточки своим родным. Часто таковыми служили вышитые платочки или другие небольшие предметы собственного рукоделия.
"По орнаментам, вышитым на них, родители девушки могли получить зашифрованную информацию о её судьбе, о том, насколько ей хорошо или туго живётся после замужества. Например, если их дочь вышивала на платке классический орнамент қошқармүйіз – бараний рог, очень тонкими, неровными линиями, это означало, что с нею никто не считается и часто обижают. А если платок был богато расшит элементом құсмұрын – птичий клюв, то это указывало на то, что её встретили как родную дочь и всячески балуют, оказывая различные знаки внимания. В последнем случае родители девушки, на радостях, спешили поделиться хорошей новостью с близкими. Приносили в жертву барана и за богатым дастарханом отмечали приятную весть", – пишет Оспанулы.
Ерулiк – встреча новых соседей
Когда в какой-нибудь аул перекочёвывала новая семья для поселения, то соседи обязаны были выполнить для них обычай ерулiк – оказание помощи.
"Пока прибывшие разгружали своих навьюченных верблюдов и разбирались со сложенным скарбом, жители близстоящих домов шли к ним, неся напитки и горячую пищу. Накормив прибывших, добровольные помощники принимались помогать им. Развязывали многочисленные тюки, разбирали связанные по частям принадлежности юрты и устанавливали её", – повествует автор.
Благодаря ерулiк новые жители аула быстрее налаживали контакт с соседями и их процесс адаптации на новом месте проходил намного легче и менее болезненно.