13 Июля 2018, 22:47 Фото: из открытых источников

ТОП-10 неверных решений казахстанских судей назвал Асанов

По данным делам Верховный суд вынес оправдательный приговор.

Председатель Верховного Суда Жакип Асанов на расширенной коллегии по итогам работы за прошедшее полугодие привёл несколько примеров и назвал конкретные факты и фамилии судей, которые, по его мнению, допустили вопиющие ошибки при вынесении приговора, передает корреспондент BNews.kz.

Он напомнил, что в январе он обещал приводить конкретные факты и фамилии. Асанов отметил, что говорит лишь о тех делах, которые отменил Верховный суд.

"В шаблоне судебного акта я в самом начале проекта написал, что судья должен принимать решения, руководствуясь законом и совестью, и потом большинством голосов, совесть убрали. Хотя надо бы было оставить. Я имею право говорить, называть фамилии судей. Я некоторые вопиющие, на мой взгляд, случаи расскажу. Послушайте сами", - сказал Асанов начиная своё выступление.

"В Алматы компания продаёт нефть за 600 миллионов. Времени на поставку 9 месяцев. Но что затевает покупатель, не ждёт 9 месяцев, а идёт в суд и выдвигает два требования: вернуть обратно 600 миллионов, и возместить убытки. Хорошо, передумал покупать нефть, но при чем тут убытки? А суть именно в них. Нашёлся эксперт, который искусственно "нарисовал" убытки в шесть миллиардов. Что делают суды Алматы: соглашаются, слепо удовлетворяют всё, что просит покупатель", - рассказал Асанов.

Он привёл другой похожий пример в Акмолинской области.

"Одна фирма имеет долг перед другой в десять миллионов тенге. Суд признаёт её банкротом, хотя активов на миллиарды тенге. Суть схем по этим двум делам – искусственно довести компанию до банкротства и забрать её актив – ценное месторождение. Вот в чём дело. Судей используют, чтобы вот таким наглым образом захватить чужой бизнес. Цель умысла ценное месторождение", - продолжил Асанов.

Он отметил, что не надо быть юристом чтобы в этих схемах увидеть один и тот же сценарий. 

"Председатели судов Алматы Абдиканов и Акмолинской области Амиров, вряд ли всё это проскользнуло мимо вас, неужели вы не видели? Вас используют для захвата чужого бизнеса", - сказал Асанов.

Председатель Верховного Суда не стеснялся называть фамилии, где, по его мнению, даже не руководствуясь законом, а действуя по совести невозможно ошибиться.

"Опять из Акмолинской области. Представьте ситуацию. Допустим, я отдаю свой автомобиль кому-то в аренду. Однако арендатор и деньги не платит, и машину не возвращает. Что я должен делать? Конечно, я пойду в суд и начну требовать обратно мою машину. Расторгнуть договор требую, вернуть машину. А что делает суд? Договор расторгает, а машину оставляет там. В итоге у меня ни денег, ни арендной платы, ни машины", - сказал Асанов.

По его словам, речь тут вовсе не о машине. Как и в других примерах, цель умысла – ценное месторождение.

"Не надо быть юристом, чтобы в этих схемах увидеть один и тот же сценарий. Здравый смысл подскажет, что это наглое рейдерство", - повторил Асанов.

Он привёл следующий пример: Компанию признали банкротом, назначен банкротный управляющий. По закону, оценить и продать имущество банкрота может только с одобрения кредитора. То есть если кредиторы согласны – то банкротный управляющий может продать.

"Но на деле он без согласия кредиторов провёл оценку имущества. А что такое имущество? НПЗ, здание, сооружение с ж/д тупиком, земельный участок. Все это оценили в 307 млн и продали напрямую, безо всякого аукциона. Интерес управляющего налицо. По оценке экспертов, цена этого комплекса – 9 миллиардов, или в 30 раз больше. Другой вообще оценил в 51 млн долларов. В 50 раз больше. Конечно, кредиторы против и подали в суд, но судья экономического суда Казымбетова, видя грубейшие нарушения, отказывает ему. Судьи апелляции Кушербаева, Бекежанова, Примбетова тоже. Что здесь? Неужели они не видели?", - продолжил Асанов.

Председатель Верховного Суда отметил, что судьи апелляционной инстанции порой превосходят все ожидания, что по его мнению, влияет на инвесторов и наносит ущерб экономике всего государства.

"Следующий пример. Предприятие экспортирует нефть по трубопроводу. Налоговики проверяют, говорят, нет подтверждения её вывоза. И требуют налог 728 млн плюс пеня. Итого набирается 900 млн. Предприятие обжаловало в экономсуд столицы. Судья Сембин изучил договоры, платежные поручения, счёт-фактуры, накладные, декларации, пришёл к выводу: вывоз нефти был, плюс – российская и наша таможня тоже подтверждает. Был экспорт. Предприятие даже получило оплату за неё. Судья вынес решение отменить налоговый акт, то есть прав был Сембин. На что делают судьи апелляцию – Абрахманова, Курманова, Манабаева наоборот, почему-то посчитали вывоз нефти недоказанным и отменили это решение. Вот как мы отпугиваем инвесторов, предпринимателей от нашего рынка. На самом деле можно было бы посчитать только по одному такому делу судебному, какой был ущерб экономике нашего государства", - сказал Асанов.

"Я по поручению президента с трибуны говорю, а здесь сидят судьи и считают себя независимыми. Какие это независимые судьи? Они как раз зависимые судьи. Но зависимые от кого? Это надо разбираться", - продолжил Асанов.

Он привёл другой пример, когда в Есильский суд обратились 13 человек. Госкомпания уволила их из-за реорганизации.

"В реальности штат увеличен в 2,5 раза. Куча процедурных нарушений. Все 13 человек не давали письменный отказ от предложенных должностей, без него нельзя было увольнять. Почему отказали судья Ермагамбетова, судьи апелляции Курманова, Касенов, Кокжалов – загадка. Уволенные пришли сюда", - сказал Асанов.

Он отметил, что следующий пример тоже связан с деньгами, причём крупными. Подрядчик взялся построить для КТЖ пункт обслуживания вагонов, цена – 4,5 млрд. получил солидную часть денег подрядчик – 1,8 млрд, но за 4 года ничего не построил, договор продлевали 8 раз, каждый раз подрядчик выдвигал разные причины, взял почти 2 млрд, а работу сделал на половину суммы, 900 млн.

"На девятый раз КТЖ отказался продлевать договор, тогда подрядчик пытался заставить КТЖ через столичный экономический суд. Не получилось. Судья первой инстанции правильно оценил и отказал в иске, однако судьи апелляции – Таткеева, Айтжанова, Макебаева отменили это решение. То есть 9-ый раз помогли продлить договор", - продолжил Асанов.

Он отметил, что таких случаев очень много. И привёл очередной пример из Алматы, где женщина прожила с мужем в одном доме 23 года, он дом купил до брака, но за эти 23 года они полностью переделали дом, провели отопление, канализацию, благоустроили кухню, это совершенно другой дом. Муж умер, наследники начали требовать дом, женщине – под 70 лет, она на пенсии, сахарный диабет, и она вынуждена была пойти в суд.

"Районный суд её поддержал, а вот апелляция – Сеитова, Карибжанов, Омаров – отказали, по сути, они выгнали её из дома", - заявил Асанов.

По его словам, они могут теперь назвать десятки причин своего решения, сославшись на какие-то мелкие детали нашего закона.

"Понятно, что, если кто-то хочет отстоять какую-то позицию, он обязательно аргумент найдёт, но здесь же надо включать здравый смысл. Поэтому закон нам даёт право выносить решения, руководствуясь не только буквой закона, но и совестью, внутренним убеждением", - отметил Асанов.

Глава Верховного Суда особо выделил историю из Мангистауской области, где два года из назначенных десяти успел отсидеть осуждённый за хранение и сбыт героина, в отношении которого были допущены настолько вопиющие процессуальные нарушения, что Верховный суд, куда обратился его защитник с материалами дела, отменил решение нижестоящего суда.

"Без колебаний. В частности, из протоколов досмотра уголовного дела следует, что при первичном обыске у осужденного наркотиков в сумке не обнаружено, они появились в ней при повторном обыске в здании органов внутренних дел, при этом сама сумка была повреждена в промежутке между первым и вторым досмотром. Почему этот факт упущен из внимания судом – непонятно", - заметил глава ВС.

"Знаете, что сделал судья Жамбыльского районного суда Устельбаев? Он пожизненно запретил пастуху пасти чужой скот!", - развел руками Асанов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!