Специалисты из Кембриджа решили исследовать уровень счастья казахстанских школьников
Высшая школа образования Назарбаев университета в сотрудничестве с факультетом образования Кембриджского университета проводит научное исследование по вопросам благополучия казахстанских школьников, передает корреспондент BNews.kz.
Исследование «Благополучие детей и подростков, их мотивации и вовлеченности в школьную жизнь в Казахстане» направлено на вопросы благополучия казахстанских школьников. Основная цель проекта – анализ особенностей понимания понятия «благополучие» и диагностировании благополучия детей и подростков в течение всего учебного года. Особое внимание уделено школьникам из социально уязвимых слоев населения для улучшения их социальной интеграции, социального обеспечения и перспективы трудоустройства. Также учитываются дети из школ с конкурсным отбором учащихся, от которых ожидаются самые высокие академические достижения.
«Мы были особо заинтересованы в том, как благополучие воспринимается в Казахстане. Собрали очень много данных из большого количества регионов, попытались охватить как городские, так и сельские школы. Был разработан опросник, который распространялся по всем школам. Также было собрано около 200 интервью с учащимися, учителями, психологами, директорами», - отметил Даниель Торрано, преподаватель Назарбаев университета.
Очень важно, по мнению исследователей, говоря об удовлетворённости жизни, учитывать не только бытовые вопросы и жизни, но и вопросы образования. При работе с подростками важно, как они определяют для себя благополучие, и узнать, как можно улучшить их жизнь.
«Возможно, мы не сможем изменить полностью их жизнь, но важно понимать, как можно поспособствовать. Помимо получения удовольствия от жизни, человеку важна деятельность. Чтобы мы смогли осуществить что-то. Во время наших дискуссий с учащимися было задействовано около 7,5 тыс школьников, которые внесли свой вклад. Они делились с нами мыслями, высказывали свое мнение. Что же делает их жизнь счастливой. Достаточно острый вопрос – как объединить усилия, чтобы у всех участников исследования было общее понимание вопросов. На первом этапе – опросник из 20 вопросов. Мы выяснили, что существует общая модель в отношении психологического благополучия. Выстраивался определенный алгоритм измерений», - поделилась одна из исследователей проекта из Кембриджского университета Лиз Уинтер.
Также организаторами проводились интервью и фокус-группы.
«Разница между Великобританией и Казахстаном в том, что у нас нет концепта воспитания в школах как такового. Конечно, есть элемент воспитания детей, но он не настолько ярко выражен в школьной программе», - добавила Лиз Уинтер.
Исследования показали, что более 1000 школ в Казахстане нуждаются в полном или капитальном ремонте. 171 школа осуществляет обучение в 3 смены, чтобы справиться с недостатком помещений и учителей.
Особо отмечено растущее экономическое неравенство между сельскими и городскими регионами, разница между районами внутри городов. Усиливающаяся конкуренция при поступлении в лучшие университеты и стресс, вызванный ЕНТ. Недостаток доступа к условиям отдыха и досуга в отдаленных регионах. В определенных областях наблюдаются экологические риски, жесткие климатические условия.